Торжество закона и справедливости в древней мифологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, реферат

Краткое описание

Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Оглавление

Введение
1. Общее представление о законе
1.1. Понятие закона
1.2. Признаки закона
1.3. Классификация законов в Российскойи Федерации
2. Общее представление о справедливости
2.1. Подходы понятия щ справедливости
2.2. Анализ принципов справедливости
3. Место закона и справедливости в древних мифах
3.1. Мифология Древней Греции
3.2. Мифология Древнего Египта
Заключение

Файлы: 1 файл

Сафронов (новое).doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

  1. Общее представление о законе
    1. Понятие закона
    2. Признаки закона
    3. Классификация законов в Российскойи Федерации
  2. Общее представление о справедливости
    1. Подходы понятия щ справедливости
    2. Анализ принципов справедливости
  3. Место  закона и справедливости в древних мифах
    1. Мифология Древней Греции
    2. Мифология Древнего Египта

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общее представление о  законе
 
    1. Понятие закона

       Закон - это принятый в особом порядке  первичный нормативно-правовой акт  высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

       Законы  обладают всеми признаками нормативных  актов и правовых актов. Помимо этого, законы обладают рядом специфических  признаков, обусловливающих их особую юридическую природу. 

       1.2. Признаки закона.

       1) Закон является разновидностью  нормативно-правовых актов, следовательно,  обладает всеми признаками нормативных  актов, равно как и правовых  актов в целом.

       2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

       3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

       4) Законы принимаются в особом  порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

       5) Законы принимаются высшими представительными  (законодательными) органами государства,  только эти органы обладают  правом принимать законы. Этот  порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

       6) Закон должен регулировать важнейшие  общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего  значения должно отражаться не  в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся прежде всего взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

       Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права. 

    1. Классификация законов в Российской Федерации

       Законы  многообразны, поэтому нуждаются  в классификации. Критерии этой классификации  обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д. Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие

       1) конституционные законы - это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Конституция - акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства Кроме того в КРФ определен перечень конкретных ФКЗ При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Сове та Федерации, однако на эти голоса может быть положено вето Президента РФ который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов;

       2) обыкновенные законы - это акты  текущего законодательства, посвященные  различным сторонам экономической,  политической, социаль-ной, духовной  жизни общества Они, как и  все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции В свою очередь законы, делятся на кодификационные и текущие. Среди законов следует выделять:

                 а) федеральные законы - это законы, которые принимаются  федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием) и распространяются на всю территорию Российской Федерации

                 б) законы субъектов  Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые  принимаются в соответствии с  распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

                 2. Общее представление  о справедливости

       2.1. Подходы к понятию  справедливости

                 Рассмотрение справедливости Аристотелем послужило отправной  точкой почти для всех западных исследований справедливости. Согласно Аристотелю, ключевым моментом справедливости является схожая оценка схожих случаев, идея, которая поставила перед последующими мыслителями задачу выяснения того, какие подобия (потребностей, заслуг, таланта) являются релевантными. Аристотель проводил различие между справедливостью при распределении богатства или других благ (распределительная справедливость) и справедливостью в случае компенсации, как, например, при наказании кого-то за проступок (карательная справедливость).

                 Понятие справедливости имеет существенное значение для концепции справедливого состояния, которая занимает центральное место в политической философии.

                 Справедливость –  категория не только морального сознания, но также правового, экономического и политического. Не случайно великие античные философы (Платон и Аристотель) выделяли эту категорию в качестве основной для оценки состояния всего общества.

                 Тем не менее, в той  степени, в какой политические решения  и законы рассматриваются как  справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, то есть о том, согласны ли люди жить в обществе, проводящем данную политику, или же отвергают его как несправедливое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей.

                 Понятие справедливости отражает не только отношения людей между собой, но и по отношению к некоторому целому. Справедливость – системное качество, содействующее общему благу.

                 Вне понимания значения сохранения этого целого в интересах  всех оценка отдельных действий как  справедливых или несправедливых, теряет смысл. У Платона справедливость – это качество всего государства, в отличие от других добродетелей (мужество, умеренность, мудрость), которые характеризуют отдельные социальные группы.

                 Аристотель говорил, что справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Поэтому справедливость – это особая, «совершенная добродетель». Правосудность (справедливость) – величайшая из добродетелей, «и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды» (Аристотель).

                 Справедливость –  принцип, регулирующий взаимоотношения  людей по поводу распределения социальных ценностей (сюда входят богатство, престиж, уважение, свобода). Справедливость –  это воздаяние каждому по его  заслугам, а несправедливость –  произвол, нарушающий права человека.

                 Несправедливо получение  одними благ за счет других и перекладывание на других собственных обязанностей. Справедливы объективные решения  и несправедливы пристрастные.

                 Справедливость –  это принцип, регулирующий отношения  между людьми как членами общества и имеющими определенный социальный статус и наделенными обязанностями и правами.

                 Аристотель выделил  несколько видов справедливости: распределительную и уравнивающую.

                 Первая связана  с распределением почестей, имущества  и других благ между членами общества согласно с принципом достоинства каждого – то есть пропорционально его заслугам.

                 Уравнительная справедливость связана с попыткой уравнять стороны, здесь достоинство не принимается  во внимание.

                 Справедливость предполагает некоторый уровень согласия между членами общества относительно принципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться, но конкретное понимание справедливости зависит от того, какие правила и привычки установились в данном обществе.

                 «Понятие справедливости, – отмечал в «Политике» Аристотель, – связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения» .

                 «Государственным  благом, – пишет он, – является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе». Далее эта мысль получает такое выражение: «равномерно правильное имеет в виду выгоду для всего государства и общее благо всех граждан». Итак, для Аристотеля важнейший аспект справедливости – общее благо. Наряду о этим он подчеркивает связь справедливости с равенством, отнюдь не абсолютизируя этот принцип: «По общему представлению справедливость есть некое равенство», она имеет отношение к личности, «равные должны иметь равное». Но справедливость может быть и неравной: равенство справедливо для равных, а неравенство для неравных, «безусловно, справедливым может быть только равенство по достоинству”. «Равенство по достоинству» представляет собой вариант распределяющей справедливости, которая должна доминировать в сфере политики.

                 Это, по Аристотелю, одна из важнейших сфер осуществления справедливости. К связи справедливого и политического он обращается постоянно: «устойчивым государственным строем бывает единственно такой, при котором осуществляется равенство в соответствии с достоинством, и при котором каждый пользуется тем, что ему принадлежит, между подобными друг другу существами прекрасное и справедливое заключается в чередовании (властвования и подчинения), ибо оно и создает равенство и подобие, неравенство же между равными и различие между одинаковыми противоестественны, а ничто противоестественное не может быть прекрасным».

                 Аристотель исходит  из необходимости установления справедливого  политического строя или государства  и выделяет его существенные признаки. Он отмечает, что «главной причиной крушения политий и аристократий являются встречающиеся в самом их государственном строе отклонения от справедливости».

                 He отождествляя справедливость  с определенной формой государства  (несмотря на явное предпочтение  политии), Аристотель формулирует  принцип хорошего, т.е. справедливого государственного порядка: «наилучшее существование как для каждого в отдельности, так и вообще для государств есть то, при котором добродетель настолько обеспечена внешними благами, что вследствие этого оказывается возможным поступать в своей деятельности согласно требованиям добродетели».

                 Самое простое понимание  справедливости заключается в требовании соблюдения равенства. Поэтому первой формулировкой принципа справедливости как нравственной нормы было золотое  правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе». 

Информация о работе Торжество закона и справедливости в древней мифологии