Свобода с точки зрения философии Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 00:03, реферат

Краткое описание

Наиболее главной характеристикой современной цивилизации является минимизация нравственных, а значит и личностных начал в обществе. Об этом свидетельствует, в частности, всё увеличивающийся разрыв между свободой и ответственностью на всех уровнях социальной жизни. Являясь разновидностью зла, безответственность агрессивно пробивает себе дорогу к сомнительным или откровенно ложным целям. Подвергается опасности прочность всего социального «института», подрывается вера многих людей в свободу, да и позитивные перспективы общественного развития в целом.

Оглавление

1. Введение........................................................................3

2. Понятие свободы..........................................................4

3. Свобода и общество.....................................................6

4. Свобода и ответственность..........................................7

5. Свобода с точки зрения философии Канта................9

6. Э. Фромм. «Бегство от свободы»...............................13

7. Нравственность............................................................15

8. Заключение...................................................................17

9. Список литературы......................................................

Файлы: 1 файл

Философия Свобода и нравственность.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

       Нормы нравственности получают идейное  выражение в  общих  фиксированных представлениях  (заповедях, принципах)  о том, как должно поступать. Нравственность отражает целостную систему воззрений   на  социальную  жизнь,  содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому, господствующие в данный момент нравы  и  обычаи могут быть оценены  с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. Нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер.

       В нравственности громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действии, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения. В нравственности оцениваются не только практические действия людей, но и их  мотивы, побуждения и намерения.  В моральной регуляции особую роль обретает формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и  направлять свою линию поведения в обществе и  внешнего  контроля, что кристаллизуется в таких понятиях, как совесть, честь, чувство личного достоинства.

       Нравственные  требования к человеку имеют в  виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Поэтому, форма выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности, а  императивное    требование,  которому человек должен безусловно следовать при осуществлении самых разных своих целей. Адекватной формой   моральной регуляции является саморегуляция, морального воспитания – самовоспитание, моральной оценки – самооценка. Сила моральных требований, всегда ригористичных, безусловных по форме, строгих по содержанию, состоит в том, что субъект должен обращать их к себе и только через опыт собственной жизни предъявлять другим.  Одна  из древнейших моральных заповедей, получившая наименование золотого правила  нравственности,  гласит: чего в другом  не любишь, того сам не делай. Нравственность, с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости, становится в настоящее время все более действенным фактором общественной жизни.  

       8. Заключение

       Если  свободу рассматривать в самом общем смысле – то это наличие возможности выбора, вариантов исхода события, а отсутствие выбора равносильно отсутствию свободы. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли. В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

       Мы  можем говорить,что свобода связана  с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность. Нравственность –  есть принятие на себя ответственности  за свои поступки. Поскольку, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. Наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением человека.

       Дефицит нравственных начал в современном  обществе требует целенаправленного  культивирования личностного бытия, важным измерением которого выступает  единство свободы и нравственности. Свобода воли, сознание, включая не только разум, но и желания, познание действительности, самосознание, ценностная определённость в социокультурном контексте, – словом, всё относящееся к содержанию свободы, существенным образом влияет на формирование ответственности. Она же, будучи эпицентром нравственности, способствует подъёму самой свободы на более высокий и зрелый уровень.

       Не  считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

   
  1. Кант  И., Критика чистого разума. М., 2007.
  2. Лавриненко В.Н., Философия: учебник. М.: Юрист, 2001
  3. Радугин А.А., Философия: Курс лекций: Учеб. пособие. - М., 2004

   2. http://www.lib.km.ru

Информация о работе Свобода с точки зрения философии Канта