Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 00:03, реферат
Наиболее главной характеристикой современной цивилизации является минимизация нравственных, а значит и личностных начал в обществе. Об этом свидетельствует, в частности, всё увеличивающийся разрыв между свободой и ответственностью на всех уровнях социальной жизни. Являясь разновидностью зла, безответственность агрессивно пробивает себе дорогу к сомнительным или откровенно ложным целям. Подвергается опасности прочность всего социального «института», подрывается вера многих людей в свободу, да и позитивные перспективы общественного развития в целом.
1. Введение........................................................................3
2. Понятие свободы..........................................................4
3. Свобода и общество.....................................................6
4. Свобода и ответственность..........................................7
5. Свобода с точки зрения философии Канта................9
6. Э. Фромм. «Бегство от свободы»...............................13
7. Нравственность............................................................15
8. Заключение...................................................................17
9. Список литературы......................................................
Содержание
1. Введение......................
2. Понятие
свободы.......................
3. Свобода
и общество......................
4. Свобода
и ответственность...............
5. Свобода
с точки зрения философии
6. Э.
Фромм. «Бегство от свободы»...
7. Нравственность................
8. Заключение....................
9. Список
литературы....................
1.
Введение
Свобода и нравственность всегда, во все времена были очень актуальны и обсуждаемы.
Наиболее
главной характеристикой
Налицо
насущная потребность в нравственно-
Таким
образом целесообразно выделить
ключевые моменты, характеризующие
свободу комплексно, в контексте
всего жизненного поля человека, преимущественно
на личностном уровне. Думается, что
утверждение И. Канта в «Основах
метафизики нравственности» о том, что
свободу должно полагать как свойство
воли всех разумных существ, относится
именно к этому уровню.
2.
Понятие свободы
Понятие свобода в истории претерпело длительную эволюцию – от «отрицательной» (свобода «от») до «положительной» (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк – от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.
Философы давно поняли, что в природе личности заключена некая тайна – тайна, связанная с сознанием, памятью и жизнью психики.
Проблема свободы воли связана с проблемой причины и действия, а также с проблемами философии религии и моральной философии.
Свобода действительно «сладкое» слово, не зря филологи полагают, что этот термин восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». Некоторые философы пытались провести различение между позитивной свободой, или свободой делать (поступать), и негативной свободой, свободой «от». В послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы (свобода говорить и поклоняться) и две негативных свободы (свобода от страха и нужды). Однако различие между свободой делать и свободой «от» не имеет большого философского значения. Ведь свобода делать и свобода «от» зачастую лишь две стороны одной медали. Так, в социальном или политическом контексте свобода от цензуры означает то же, что свобода говорить и писать то, что считаешь нужным, свобода от преследования за вероисповедание означает то же, что свобода поклоняться, кому считаешь нужным, или не поклоняться вовсе.
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
Первая
попытка обоснования
Свобода
принадлежит не к области волевого
или нравственного
Развернутая
концепция диалектического
3. Свобода и общество.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек – индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.
Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Свобода рассматривается в соотнесении с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение – это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем, человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода – это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.
Cвобода
является фундаментальной ценностью для
человека, но она должна иметь пределы.
В противном случае она будет превращаться
в произвол, своеволие и анархию, в самодурство
и насилие над другими людьми т.е. в негативную
свободу. Границами свободы являются интересы
другого человека, социальных групп и
общества в целом, а также и природы как
естественной основы существования общества.
4. Свобода и ответственность.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность – это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В
праве гражданская, административная
и уголовная ответственность
устанавливается не только формальным
путем выяснения состава
При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и при строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.
Свобода
невозможна без ответственности
и долга человека перед миром,
в котором он существует. Ответственность
есть неизбежная цена свободы, плата
за нее. Свобода требует от человека
разума, нравственности и воли, без чего
она неизбежно будет вырождаться в произвол
и насилие над другими людьми, в разрушение
окружающего мира. Мера ответственности
человека всегда конкретна, в пределах
его компетентности и диапазона возможностей.
Необходимо формирование подлинно гуманистических
ценностей, выработка привлекательного
социального идеала, включающего как основной
момент своего содержания идею о свободе
личности. При этом свобода личности должна
пониматься как взаимодействие гармонично
развивающегося общества, в котором учтены
интересы всех его членов, и обладающей
максимумом возможностей для удовлетворения
потребностей развития и самовыражения
личностью. Достижение идеала свободы
возможно лишь при условии совершенствования
одновременно всех сторон личности и всех
условий его социального бытия. Дальнейшие
направления исследования свободы личности
как социального феномена будут сопряжены
с расширением и совершенствованием прав
и свобод личности на основе развитой
экономики и политического плюрализма.