Свобода с точки зрения философии Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 00:03, реферат

Краткое описание

Наиболее главной характеристикой современной цивилизации является минимизация нравственных, а значит и личностных начал в обществе. Об этом свидетельствует, в частности, всё увеличивающийся разрыв между свободой и ответственностью на всех уровнях социальной жизни. Являясь разновидностью зла, безответственность агрессивно пробивает себе дорогу к сомнительным или откровенно ложным целям. Подвергается опасности прочность всего социального «института», подрывается вера многих людей в свободу, да и позитивные перспективы общественного развития в целом.

Оглавление

1. Введение........................................................................3

2. Понятие свободы..........................................................4

3. Свобода и общество.....................................................6

4. Свобода и ответственность..........................................7

5. Свобода с точки зрения философии Канта................9

6. Э. Фромм. «Бегство от свободы»...............................13

7. Нравственность............................................................15

8. Заключение...................................................................17

9. Список литературы......................................................

Файлы: 1 файл

Философия Свобода и нравственность.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Введение........................................................................3

2. Понятие  свободы..........................................................4

3. Свобода и общество.....................................................6

4. Свобода и ответственность..........................................7

5. Свобода  с точки зрения философии Канта................9

6. Э.  Фромм. «Бегство от свободы»...............................13

7. Нравственность............................................................15

8. Заключение...................................................................17

9. Список  литературы......................................................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Введение 

       Свобода и нравственность всегда, во все  времена были очень актуальны и обсуждаемы.

      Наиболее  главной характеристикой современной  цивилизации является минимизация  нравственных, а значит и личностных начал в обществе. Об этом свидетельствует, в частности, всё увеличивающийся  разрыв между свободой и ответственностью на всех уровнях социальной жизни. Являясь разновидностью зла, безответственность агрессивно пробивает себе дорогу к сомнительным или откровенно ложным целям. Подвергается опасности прочность всего социального «института», подрывается вера многих людей в свободу, да и позитивные перспективы общественного развития в целом.

      Налицо  насущная потребность в нравственно-философском  переосмыслении и теоретическом  упорядочивании имеющихся суждений о свободе и ответственности как наиболее востребованных и вместе с тем загадочных составляющих социокультурного бытия. Здесь существует множество проблем. Так, игнорирование собственно человеческого содержания свободы ведёт не только к неоправданной политизации известных свобод, но и к принижению или даже игнорированию личностного начала самой ответственности.

      Таким образом целесообразно выделить ключевые моменты, характеризующие  свободу комплексно, в контексте  всего жизненного поля человека, преимущественно  на личностном уровне. Думается, что  утверждение И. Канта в «Основах метафизики нравственности» о том, что свободу должно полагать как свойство воли всех разумных существ, относится именно к этому уровню.  
 
 
 

       2. Понятие свободы 

       Понятие свобода в истории претерпело длительную эволюцию – от «отрицательной» (свобода «от») до «положительной» (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк – от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

       Философы  давно поняли, что в природе  личности заключена некая тайна  – тайна, связанная с сознанием, памятью и жизнью психики.

       Проблема  свободы воли связана с проблемой  причины и действия, а также  с проблемами философии религии и моральной философии.

       Свобода действительно «сладкое» слово, не зря филологи полагают, что этот термин восходит к санскритскому  корню, означающему «любимый». Некоторые  философы пытались провести различение между позитивной свободой, или свободой делать (поступать), и негативной свободой, свободой «от». В послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы (свобода говорить и поклоняться) и две негативных свободы (свобода от страха и нужды). Однако различие между свободой делать и свободой «от» не имеет большого философского значения. Ведь свобода делать и свобода «от» зачастую лишь две стороны одной медали. Так, в социальном или политическом контексте свобода от цензуры означает то же, что свобода говорить и писать то, что считаешь нужным, свобода от преследования за вероисповедание означает то же, что свобода поклоняться, кому считаешь нужным, или не поклоняться вовсе.

       Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

       В современных условиях ускоренного  развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

       Первая  попытка обоснования взаимосвязи  свободы и необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее, Спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму – о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений. Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит к согласию между всеми человеческими индивидуумами.

       Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без  ответа: возможны ли такое совершенствование  и приносимая им свобода для всех человеческих существ?

       Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с  идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости  исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека – как вторичного производного.

       3. Свобода и общество.

       В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек  – индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

       Сущностные  силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и  коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

      Свобода рассматривается в соотнесении  с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.

      Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек  погружен в поток истории. Бытие  человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и  несвободен.

      Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

      Отчуждение  означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение – это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

      Вместе  с тем, человек свободен. Свобода  есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор  своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода – это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

      Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. 

       4. Свобода и ответственность.

       Неразделимы и такие понятия как свобода  и ответственность, так как свобода  не вседозволенность, за нарушение  чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность – это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

       В праве гражданская, административная и уголовная ответственность  устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени  сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и, в конечном счете, понимания законов поступательного развития истории.

      При совпадении интересов личности и  общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и при строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

      Свобода невозможна без ответственности  и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность  есть неизбежная цена свободы, плата  за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей. Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью. Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия.  Дальнейшие направления исследования свободы личности как социального феномена будут сопряжены с расширением и совершенствованием прав и свобод личности на основе развитой экономики и политического плюрализма. 

Информация о работе Свобода с точки зрения философии Канта