Свобода и ответственность в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:26, реферат

Краткое описание

В данной работе автор пишет о философии свободы человека, философии права и юриспруденции, о свободе в современном мире, и о феномене ответственности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
1.1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ
1.2. СВОБОДА ВОЛИ
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
2.1. ФИЛОСОФИЯ --- РЕАЛИИ ЖИЗНИ
2.2. СВОБОДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ
ГЛАВА 3. СВОБОДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
3.1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СВОБОДЫ
3.2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СВОБОДА
ГЛАВА 4. ФЕНОМЕН ОТВЕТСТВЕННОСТИ
4.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
4.2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Свобода 2.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 Для моральных  ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни. В истории человечества можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности. Одна из наиболее древних - это гедонизм, т.е. установка, утверждающая наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «...нет лучшего для человека под солнцем, как есть, и пить, и веселиться...» Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристип, который учил, что «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им». Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеций, Гольбах и др.

 

 В этике  аскетизма идеалом жизни провозглашалось  добровольное отречение от наслаждений  и желаний, культ страданий  и лишений, отказ от благ  жизни и привилегий. Наибольшее  развитие эта концепция получила  в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом "быть нагим и одиноким»), а также в грубо-уравнительных тенденциях так называемого "казарменного коммунизма». В концепции утилитаразма величайшей ценностью и основой нравственности считается польза. По словам И.Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей. С точки зрения сторонника утилитаризма Дж. Милля "удовольствие является единственным добром». В "категорическом императиве" И.Кант обосновал как высшую ценность необходимость для всех людей относиться друг к другу только как к цели, но не как к средству.

 

 В ХХ в.  учение о ценностях связано  с именамн таких выдающихся  мыслителей и гуманистов, как  А.Швейцер, М.Ганди, Б.Рассел, А.Эйнштейн, Дж.Сантаяна. Х.Ортегаи-Гассет, а также с плеядой русских религнозных философов - П.Флоренским, С.Булгаковым, Н.О. Лосским, В.Соловьевым, Н.А.Бердяевым, Л.П.Карсавиным, Н.Ф.Федоровым и др.

 

 

Свобода воли - свобода выбора

 

Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей  и задач личности. В истории  философской и богословской мысли  понятие свободы воли связывалось  с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Утвердительный, отрицательный или ограничительный ответы на вопрос о возможности свободы воли предопределен выбором той или иной мировоззренческой системы. Сама же воля - это сознательное и

свободное устремление  человека к осуществлению своей  цели, которая для него представляет определенную ценность. Волевой акт  имеет характер духовного явления, коренящегося в структуре личности человека и выражающий долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям, а также в ряде ситуаций и

витальным потребностям человека (в случаях самоубийства). Как правило, понятие воли относят  к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях  и поступках. В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во-первых, как следствие природной или сверхприродной детерминации (Бог, Абсолют), во-вторых, - как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.

 

Некоторые ученые связывают основные тенденции поведения  человека с генетическими задатками  характера, темперамента, пропагандируя идею, что постепенно само по себе исчезнет то, что уходит своими корнями в пережитки прошлого в сознании и поведении людей, уменьшится число «эксцессов темперамента», а также случаев неосторожного причинения вреда. Однако антиобщественные проявления такого рода, которые не являются преступлениями в собственном смысле слова, окажутся менее податливыми к социальным воздействиям и сохранятся в течение длительного времени {См.: Б.С.Никифоров «Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» - «Советское государство и право» - 1963 - №4 с.61-62}.

 

Выходит, что  антиобщественные поступки (хотя бы немногие) имеют не социальные, а биологические  корни - из этой посылки вытекает, что  об окончательной ликвидации антиобщественных поступков не может быть и речи. Однако характер человека, имея естественную физиологическую основу, приобретает законченность только как социальный продукт: продукт общесоциальных и личных условий жизни и деятельности человека. Это некий «сплав» анатомо-физиологических особенностей организма и общего уровня жизни общества, его устоев.

 

Отрицательные черты характера и темперамента человека, безусловно, нередко проявляют  себя в виде правонарушений {См.: «Психология» - Госпедиздат - 1962 - с.466 и сл.}.

Б.С.Никифоров  связывает «эксцессы темперамента» и неосторожные преступления с недисциплинированностью и невнимательным отношением к общественным интересам и интересам других людей. Однако А.Б.Сахаров отмечал, что гораздо чаще отрицательные черты характера, темперамента оказываются лишь условием, способствующим

 

конкретным  проявлениям других антиобщественных взглядов и чувств нарушителя (ревность, презрение к женщине, неуважение к людям другой национальности или  расы и т.п.)

{См.: «О личности  преступника и причинах преступности в СССР`` - Госюриздат - 1961 - с.45}. Только в комбинации с неблагоприятными личными или общественными условиями и обстоятельствами, а не сами по себе отрицательные черты характера, темперамента приводят к противоправному поведению. Иначе все плохо воспитанные люди бы становились преступниками.

 

Однако всегда есть проблема выбора - выбора, как поступить. Любая критическая ситуация не ведет  сама по себе к преступлению, совершить  проступок либо не совершать всегда решает своей волей и своим  сознанием человек сам. В противном случае, если бы объективные условия в любой момент допускали возможность только одного варианта поведения и исключали бы всякое участие сознания в выборе поступков, очевидно, следовало бы попросту снять вопрос о нормативном регулировании общественных отношений и об ответственности людей за свое поведение. Именно способность человека в объективно обусловленных пределах выбирать различные варианты поведения и самостоятельно принимать решения составляет содержание относительной свободы воли.

 

 Новое - проблема  выбора поступка

 

Возможность выбора различных вариантов поведения  нельзя, конечно, объяснять только активной, творческой ролью сознания, его относительной  самостоятельностью. Такая возможность  имеет корни в объективной  действительности, которая представляет собой сложное переплетение объективных закономерностей естественного и общественного развития и определяемых ими конкретных жизненных явлений с обстоятельствами и ситуациями, не вытекающими из этих закономерностей, а подчас конфликтующими с ними. Именно противоречивость действительности составляет объективную основу выбора в данных конкретных условиях различных поступков.

 

Другой, такой  же объективной, основой выбора решения  является противоречие между действительностью, с которой сталкивается индивид, и прошлым, накопленным опытом, олицетворенным в его «я» и преломленным в сознании, мышлении, характере данного «я». Это - противоречие между конкретной ситуацией, требующей определенного выбора решения, и условиями предыдущего развития, в которых формировался человек.

 

вывод:

Следовательно, противоречивая действительность создает  возможность неодинаковых решений  и выбора различных вариантов  поведения, а человек благодаря  сознанию и воле использует эту возможность, принимает решение и делает выбор.

 

Как нетрудно заметить, внешние факторы, с одной стороны, сознание и воля - с другой, играют различную роль в механизме избирательного поведения. Поэтому можно согласиться  с тем, что «волю, психическое  нельзя ставить в один ряд с  внешними факторами» {См.: Б.С.Волков «Проблема воли и уголовная ответственность» - Казань - 1965 - с.129} в смысле их равноценности или независимости психического от внешнего. Однако это вовсе не значит, что волю, психическое нельзя рассматривать «как элемент причинности, как одно из обстоятельств, которые в совокупности с внешними причинами обусловливают человеческое поведение» {См.: Там же, с.129}. Сознание, воля включаются в общий причинный ряд вместе с другими факторами определяют тот или иной вариант поведения, но не абсолютно свободно, а в пределах, которые ставит объективная действительность. Относительную свободу человеческой воли, детерминированную внешними (социальными и естественными) условиями жизни индивида, а также его физической конституцией и прирожденными инстинктами, следует отличать от свободы как использования человеком объективных законов для достижения своих целей, как основанного на знании этих законов господства его над обстоятельствами и над самим собой.

 

В первом аспекте  человеческая воля в каждом конкретном случае, как правило, и несвободна (объективно обусловлена), и свободна (зависит в определенных границах от активно формирующегося, саморегулирующаяся и самосовершенствующегося человеческого сознания), т.е. относительно свободна. В этом аспекте свобода воли означает возможность выбора поведения и способность действовать согласно собственным решениям.

 

Совершенно  очевидно, что нужно проводить  различия между двумя указанными аспектами свободы воли, ни в коем случае не смешивать их, иначе существует опасность принципиально нервных заключений. Между тем именно такую ошибку допускали некоторые авторы. Так, Н.А.Беляев и Д.А.Керимов пишут: «Нарушение требований законности практически выражается в совершении деяний, противоречащих развитию объективных закономерностей. Свобода же личности проявляется в действиях, соответствующих познанным закономерностям. Поэтому правонарушения не могут рассматриваться как поступки личности, действующей свободно» {См.: Н.А.Беляев, Д.А.Керимов, Личность и законность, кн. «Человек и общество», вып. 1 - изд-во ЛГУ - 1966 - с.130}. Избирательный момент в сознании и поведении правонарушителя авторы не считают свободой воли и выступают против утверждения, что свобода воли - необходимая предпосылка виновности лица, совершившего преступление {См.: Д.А.Керимов «Свобода и право» - «Философские науки» - 1964 №3}.

 

Такую позицию  нельзя признать правильной. Деятельность в соответствии с познанной необходимостью и выбор различных вариантов  поведения - два самостоятельных  аспекта свободы воли человека. Различие между ними покоится на том, что воля индивида рассматривается в разных связях. С одной стороны, воля соотносится с объективными закономерностями естественного и общественного развития, с другой - с собственным поведением лица. В первом аспекте она выступает как нечто производное и обусловленное. При этом обусловленность понимается в том смысле, что объективный мир очерчивает границы, которыми связана воля, но в пределах которых она, несомненно, обладает свободой, причем сами объективно обусловленные границы не остаются неподвижными и с развитием познания и переходом от общественных отношений одного порядка к общественным отношениям более высокого порядка расширяются. Во втором аспекте свобода воли выступает (в ряду других факторов) как нечто первичное. Здесь поведение лица ограничено не только существующими объективными факторами, но и собственной волей деятеля. Именно в этом аспекте свобода воли составляет то непременное условие, без которого невозможно никакое обоснование и возложение ответственности.

 

 Сказанное  не означает, что свобода воли  как господство человека над  обстоятельствами и над самим  собой не имеет никакого отношения  к решению вопроса о том,  можно ли регулировать поведение  людей социальными нормами и  ставить в упрек субъекту допущенное им нарушение этих норм. Напротив, раз человек в состоянии познать законы действительности и использовать их в своих целях, раз он господствует над обстоятельствами и над самим собой, значит, и с этой позиции его поведение можно регулировать социальными нормами и он должен нести ответственность за свои поступки, значит, ему тем более можно ставить в упрек то, что он совершает поступок, расходящийся с закономерностями развития общества.

 

Против выделения  двух сторон свободы воли выступает  и К.Ф.Тихонов. Он считает неправомерным противопоставление философского понятия свободы и свободы выбора поведения. Автор утверждает далее, что такое разграничение по существу снимает вопрос о материалистическом обосновании ответственности. Наконец, по его мнению, обоснование ответственности свободой выбора поведения не устраняет тех противоречий, которые возникли при индетерминистическом толковании ответственности: в частности, ссылкой на свободу выбора трудно объяснить ответственность за преступления, совершенные по небрежности {См.: К.Ф.Тихонов

«Субъективная сторона преступления. Проблема социального  содержания вины в советском уголовном  праве» - Саратов - 1967 - с.52-53.}.

Информация о работе Свобода и ответственность в современном мире