Ислам в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:21, реферат

Краткое описание

Религия - вера в реальное существование сверхъестественного. Религия, как и любое другое общественное явление, имеет свою историю. Подавляющее большинство ученых считает, что зачатки религии появились еще у людей неандертальского типа. В борьбе с окружающей природой люди часто терпели тяжелые поражения, а их знания были еще слишком несовершенные, чтобы понять причину этих неудач. Вместо рационального их объяснения, давалось объяснение религиозное.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………...2
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА………………………………….3
2 КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН………………………...5
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА…………………………………………….…6
3.1 Суннизм……………………………………………………………………..6
3.2 Шиизм……………………………………………………………………….7
4 ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………………7
4.1 Ислам в России………………………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.03 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………...2

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА………………………………….3

2 КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН………………………...5

3 НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА…………………………………………….…6

3.1 Суннизм……………………………………………………………………..6

3.2 Шиизм……………………………………………………………………….7

4 ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………………7

4.1Ислам в России………………………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                                                   

ВВЕДЕНИЕ

Религия - вера в реальное существование сверхъестественного. Религия, как и любое другое общественное явление, имеет свою историю. Подавляющее большинство ученых считает, что зачатки религии появились еще у людей неандертальского типа. В борьбе с окружающей природой люди часто терпели тяжелые поражения, а их знания были еще слишком несовершенные, чтобы понять причину этих неудач. Вместо рационального их объяснения, давалось объяснение религиозное.

С течением времени первоначально  примитивные формы религии усложнялись. В эпоху верхнего палеолита, вероятно, уже появились тотемизм (вера в  сверхъестественное родство определенной группы людей с каким-то видом  животных, растений или даже явлением природы) и магические представления (вера в возможность влиять сверхъестественным путем на людей, животных, а также  на природные явления).

Для эпохи мезолита наряду с магией и тотемизмом стали характерны и такие формы религии, как  анимизм (вера в духов и в души) и шаманизм (вера в способность  человека входить в общение с  духами и использования их силы для  врачевания, взывания дождя и т. д.).

В эпоху неолита объектами  особого почитания становятся духи животных, растений, различные явления  природы. С ним связаны и различные  промысловые культы. Характерен для  этой эпохи и фетишизм (почитание  неодушевленных предметов, которым  приписываются сверхъестественные свойства).

Позднее в стадии разложения родового строя, широкое распространение  получают культы предков- покровителей и племенных вождей, разнообразные  земледельческие и скотоводческие культы. Духи начинают делиться на «ранги».

В классовом обществе религия  приобретает классовую окраску, освещая своим авторитетом сложившиеся  социальные порядки. Иерархия сверхъестественных существ становится еще более четкой. С централизацией же государственной власти, среди них выделяется главное божество. Большое влияние приобретает профессиональное жречество.

Начиная со второй половины I тысячелетия до нашей эры, некоторые  из религий вышли далеко за пределы  первоначального района своего бытования  и распространились на весьма обширной территории. Такие религии, имеющие  большое число последователей в  разных регионах земного шара, называют мировыми. Их известно три: христианство, ислам и буддизм.

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА

Ислам - самая молодая из мировых  религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций  Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в  недрах аравийского общества под  влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые  идеи верования привлекают все большее  число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в  многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более  широко утверждают идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога - Аллаха.

Одним из важнейших, хозяйственных  и идейных центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня, почитавшееся большинством племен, - языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии - ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом. Мухаммед родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш. Рано осиротел, (отец умер через месяц после рождения сына, мать - на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.

Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими  монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в  окрестностях Мекке, где подолгу  постился и предавался раздумью.

В возрасте сорока лет (около 610 года) Мухаммеду впервые стали являться видения, слышаться голоса, со временем эти явления, сначала испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи - все более определенные. Первые, кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья: Хадиджа, приемный сын Зейд, двоюродный брат Али, Абу Бакр Оман (позднее все они сыграли важную роль в истории ислама), уверовавшие, что слышанное и произнесенное Мухаммедом - слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям пророческие мысли.

Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно  быстро распространятся в Мекке  и за ее пределами. Однако большинство  мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке становилось невозможным.

Пятнадцатого июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный Мединой.

Если в Мекке Мухаммед был  лишь посланником Аллаха, духовной главным главой небольшой общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.

Дата переселения в Медину считается  у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет с момента хаджа  до смерти Мухаммеда (622 - 732 гг.) Медина стала не только центром распространения  новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства  вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в  истории ислама: Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога - Аллаха.

2 КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

При жизни пророка его  высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно  устно и систематических записей  их, видимо, не вили. Лишь спустя два  десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман корана (с арабского - то, что читают, произносят) , впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав (сур) каждая из которых состоит из определенного количества стихов. Коран открывается первой сурой « Фатиха » (арабское - « открывающая »), дальше суры следуют в убывающем порядке в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько стихов, помещены в конце карана. Однако это расположение не соответствует времени их произнесения: до сур, относящихся к Мекканскому периоду (610 - 622гг.) как правило, более длинные, чем Мединские (622 - 732гг.).

Но в основе корана и хадисов (рассказы о поступках и высказываний Муххамеда) мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского - «правильный путь») - комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.

Наиболее краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед - его посланник.

Вера в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также  обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая  пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.

Основные черты мусульманского культа в частности предписаний, зафиксированных в пяти «столпах», сложившихся при жизни Мухаммеда, в мединский период. В Медине возникло первое мусульманское культовое здание - мечеть (первоначально это был дом пророка).

В мединских сурах Корана зафиксированы основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной жизни (пищевые запреты и прочие), семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее тяжкие грехи - ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность. Подобного переплетения богословных и чисто светских проблем мы, пожалуй, не встретим ни в одной другой религии.

3 НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА

В исламе выделяются несколько основных направлений - суннизм, шиизм. Сунниты  сейчас составляют большинство мусульман. В рамках каждого из них сформировались самостоятельные идейные течения  и секты. Особенно они многочисленны  в шиизме. Основные расхождения между  большинством из них сводятся к вопросам передачи власти в халифате и обрядовой  практике.

3.1Суннизм

Основной религиозной и общественной книгой суннитов кроме «Священной книги» - Корана является сунна - «Священное предание»; сунниты отрицают достоверность  некоторых суннитских хадисов и  пользуются собственными сборниками (ахбар). Верховная власть в халифате, по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной, шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь  и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы) в отличии от шиитских не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни, и таким образом, их должность сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

3.2 Шиизм
Шиизм не представляет собой единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и  секты (исмашииты, друзы, алавиты и другие) связаны общими историческими корнями и основополагающими идейными положениями. Главное из этих положений - признание четвертого халифа Али и его потомков единственными законными наследниками и приемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

4 ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В МИРЕ

Немногочисленная мусульманская  община Мухаммеда, уже через несколько  десятилетий после своего возникновения  стала ядром формирующегося мощного  арабо-мусульманского государства - Арабского  халифата, - которое спустя столетие контролировало земли от западных границ Китая до берегов Атлантического океана. В последующим столетие, многочисленные мусульманские государства возникали и распадались, под знаменем ислама шли войны, иногда нацеленные на завоевания чужих территорий, иногда - на освобождение мусульманских народов от иностранного гнета.

Уже к VIII веку арабы подчинили себе огромные территории. В состав арабского  халифата, помимо самой Аравии, входили  Северная Африка, Пиренейский полуостров, Двуречье, Иран, Афганистан, Закавказье, Средняя Азия и часть Северной Индии.

На обширных территориях, единство которых выражалось в общности основополагающих идей веры и сакрального языка (арабского) - языка Корана, создалась своеобразная культура, вобравшая в себя элементы многих культур разноязыких мусульманских  народов.

Ислам проник даже в те страны, где  арабских завоевателей никогда не было, например, в Индонезию, где его  исповедают 90 % населения, в Малайзию (60%), страны Черной Африки.

Информация о работе Ислам в современном мире