ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………...2
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА………………………………….3
2
КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН………………………...5
3
НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА…………………………………………….…6
3.1 Суннизм……………………………………………………………………..6
3.2 Шиизм……………………………………………………………………….7
4
ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………………7
4.1Ислам в России………………………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Религия - вера в реальное
существование сверхъестественного.
Религия, как и любое другое общественное
явление, имеет свою историю. Подавляющее
большинство ученых считает, что зачатки
религии появились еще у людей неандертальского
типа. В борьбе с окружающей природой люди
часто терпели тяжелые поражения, а их
знания были еще слишком несовершенные,
чтобы понять причину этих неудач. Вместо
рационального их объяснения, давалось
объяснение религиозное.
С течением времени первоначально
примитивные формы религии усложнялись.
В эпоху верхнего палеолита, вероятно,
уже появились тотемизм (вера в
сверхъестественное родство определенной
группы людей с каким-то видом
животных, растений или даже явлением
природы) и магические представления
(вера в возможность влиять сверхъестественным
путем на людей, животных, а также
на природные явления).
Для эпохи мезолита наряду
с магией и тотемизмом стали характерны
и такие формы религии, как
анимизм (вера в духов и в души)
и шаманизм (вера в способность
человека входить в общение с
духами и использования их силы для
врачевания, взывания дождя и т. д.).
В эпоху неолита объектами
особого почитания становятся духи
животных, растений, различные явления
природы. С ним связаны и различные
промысловые культы. Характерен для
этой эпохи и фетишизм (почитание
неодушевленных предметов, которым
приписываются сверхъестественные
свойства).
Позднее в стадии разложения
родового строя, широкое распространение
получают культы предков- покровителей
и племенных вождей, разнообразные
земледельческие и скотоводческие
культы. Духи начинают делиться на «ранги».
В классовом обществе религия
приобретает классовую окраску,
освещая своим авторитетом сложившиеся
социальные порядки. Иерархия сверхъестественных
существ становится еще более четкой.
С централизацией же государственной
власти, среди них выделяется главное
божество. Большое влияние приобретает
профессиональное жречество.
Начиная со второй половины
I тысячелетия до нашей эры, некоторые
из религий вышли далеко за пределы
первоначального района своего бытования
и распространились на весьма обширной
территории. Такие религии, имеющие
большое число последователей в
разных регионах земного шара, называют
мировыми. Их известно три: христианство,
ислам и буддизм.
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА
Ислам - самая молодая из мировых
религий, возникшая в VII веке в Аравии
на перекрестке культур и цивилизаций
Востока и Запада. В исламе получили
дальнейшее развитие идеи единобожья
(монотеизма) и пророческих миссий,
свойственных христианству и иудаизму,
а также некоторым другим верованиям
народов Ближнего Востока и Средиземноморья.
В начале VII столетия Аравия переживала
сложный период своей истории: в
недрах аравийского общества под
влиянием внешних и внутренних факторов
складываются новые формы общественных
и хозяйственных отношений, новые
идеи верования привлекают все большее
число племен, медленно, но необратимо
вытесняя прежние верования в
многочисленных племенных богов. Проповедники
христианства и иудаизма все более
широко утверждают идеи о едином Боге
(а, следовательно, и о единстве перед ним
всех его последователей); с которыми тесно
переплетаются проповеди занифов, представителями
аравийского монотеизма, предвестников
ислама, проповедавших от лица единого
Бога - Аллаха.
Одним из важнейших, хозяйственных
и идейных центров Аравии того
времени была Мекка. Крупный город на
пересечении главных торговых путей, в
котором располагалась святыня, почитавшееся
большинством племен, - языческий храм
Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий
прямоугольную форму), окруженный изваяниями
различных племенных богов. Именно в Мекке
и были произнесены первые проповеди новой
религии - ислама, провозглашенные его
основателем пророком Мухаммедом. Мухаммед
родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха
из племени курейш. Рано осиротел, (отец
умер через месяц после рождения сына,
мать - на шестом году жизни Мухаммеда),
он воспитывался в семье деда, а затем
в семье дяди Абу Талиба. Родственники
Мухаммеда принадлежали к мекканской
аристократии (будущий пророк возводил
свою родословную от основателей города),
но не имели значительного состояния,
и мальчику приходилось немало трудиться
в детские и юношеские годы: он пас скот,
участвовал в снаряжении торговых караванов,
а позже сопровождал их. В двадцать пять
лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой
мекканской вдове Хадидже и вскоре женился
на ней, занялся самостоятельной караванной
торговлей.
Во время поездок по торговым
делам, да и в самой Мекке Мухаммед
часто встречался с христианскими
монахами, иудеями, халифами, беседовал,
спорил с ними. Как гласит предание,
нередко он удалялся в пещеру в
окрестностях Мекке, где подолгу
постился и предавался раздумью.
В возрасте сорока лет (около 610 года)
Мухаммеду впервые стали являться
видения, слышаться голоса, со временем
эти явления, сначала испугавшие
его, все более частыми, а услышанные
речи - все более определенные. Первые,
кому поведал Мухаммед об этом, были его
ближайшие родственники и друзья: Хадиджа,
приемный сын Зейд, двоюродный брат Али,
Абу Бакр Оман (позднее все они сыграли
важную роль в истории ислама), уверовавшие,
что слышанное и произнесенное Мухаммедом
- слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким
образом, посланник Божий (расул Аллаха),
призванный нести людям пророческие мысли.
Слухи о новом пророке и содержании
его проповеди стали, чрезвычайно
быстро распространятся в Мекке
и за ее пределами. Однако большинство
мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой,
а потом и с прямой враждебностью. На протяжении
почти сорока двух лет община первопоследователей
ислама (с арабского - предание себя Аллаху,
покорность воле Аллаха) - мусульмане (арабский
«мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала
унижения и преследования. Тяжелое положение
Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и
в особенности Абу Талиба, который как
старейший рода все же оказывал покровительство
пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке
становилось невозможным.
Пятнадцатого июля 622 года Мухаммед
со своими последователями переселился
(совершил хадж) в город Ярсиб, позднее
названный Мединой.
Если в Мекке Мухаммед был
лишь посланником Аллаха, духовной
главным главой небольшой общины,
то в Ярсибе (Медине) проявились его
незаурядные дарования оратора, трибуна,
политического и военного руководителя.
Дата переселения в Медину считается
у мусульман начальной точкой
отсчета истории ислама и мусульманского
летоисчисления (по лунному календарю).
За десять лет с момента хаджа
до смерти Мухаммеда (622 - 732 гг.) Медина
стала не только центром распространения
новой религии, но и ядром арабо-мусульманского
государства, охватившего вскоре огромные
территории в Азии и Северной Африке.
В состав мусульманского государства
вошла и Мекка (630 году). Этому городу
суждено было играть особую роль в
истории ислама: Кааба была превращена
из капицы племенных богов в храм единого
Бога - Аллаха.
2 КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ
МУСУЛЬМАН
При жизни пророка его
высказывания, воспринимались как прямая
речь Аллаха, они передавались преимущественно
устно и систематических записей
их, видимо, не вили. Лишь спустя два
десятилетия после смерти Муххамеда
было собрано и переписано произнесенное
им в проповедях, что и составило текст
священной книги мусульман корана (с арабского
- то, что читают, произносят) , впоследствии
канонезированой. Коран состоит из 114 глав
(сур) каждая из которых состоит из определенного
количества стихов. Коран открывается
первой сурой « Фатиха » (арабское - « открывающая
»), дальше суры следуют в убывающем порядке
в зависимости от их размера. Самые короткие
суры, в несколько стихов, помещены в конце
карана. Однако это расположение не соответствует
времени их произнесения: до сур, относящихся
к Мекканскому периоду (610 - 622гг.) как правило,
более длинные, чем Мединские (622 - 732гг.).
Но в основе корана и
хадисов (рассказы о поступках и высказываний
Муххамеда) мусульманские богословы разработали
Шариат (с арабского - «правильный путь»)
- комплекс принципов и правил поведения,
обязательных для каждого мусульманина.
Наиболее краткая формула,
содержащая основную мысль учения Муххамеда,
- нет никакого божества кроме Аллаха,
и Муххамед - его посланник.
Вера в единого бога
и пророчество составляют один из
пяти «столпов» мусульманского вероучения.
К их числу относятся также
обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая
пять раз в день в строго определенное
время, пост (саум, ураза) в течение месяца
по лунному календарю (рамадан), налог
в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество
в Мекку (хадж) к храму Кааба.
Основные черты мусульманского
культа в частности предписаний,
зафиксированных в пяти «столпах»,
сложившихся при жизни Мухаммеда,
в мединский период. В Медине возникло
первое мусульманское культовое здание
- мечеть (первоначально это был дом пророка).
В мединских сурах Корана
зафиксированы основные предписания для
мусульман, касающееся их повседневной
жизни (пищевые запреты и прочие), семейных
отношений, наследования имущества, правил
торговли, раздела добычи, внесения и распространения
налогов и так далее; были названы наиболее
тяжкие грехи - ростовщичество, пьянство,
азартные игры, супружеская неверность.
Подобного переплетения богословных и
чисто светских проблем мы, пожалуй, не
встретим ни в одной другой религии.
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА
В исламе выделяются несколько основных
направлений - суннизм, шиизм. Сунниты
сейчас составляют большинство мусульман.
В рамках каждого из них сформировались
самостоятельные идейные течения
и секты. Особенно они многочисленны
в шиизме. Основные расхождения между
большинством из них сводятся к вопросам
передачи власти в халифате и обрядовой
практике.
3.1Суннизм
Основной религиозной и общественной
книгой суннитов кроме «Священной книги»
- Корана является сунна - «Священное предание»;
сунниты отрицают достоверность
некоторых суннитских хадисов и
пользуются собственными сборниками (ахбар).
Верховная власть в халифате, по мнению
суннитов, должна принадлежать халифам,
избираемым всей общиной, шииты же признают
законной лишь наследственную передачу
власти потомкам пророка Мухаммеда по
линии его двоюродного брата Али.
В суннитском исламе отсутствуют церковь
и священнослужители, аналогичные,
например, христианским, а суннитские
богословы (улемы) в отличии от шиитских
не пользуются правом выносить собственные
решения по наиболее важным вопросам религиозной
и общественной жизни, и таким образом,
их должность сводится прежде всего к
толкованию священных текстов.
3.2 Шиизм
Шиизм не представляет
собой единого целостного учения
или единой церковной организации.
Многочисленные шиитские течения и
секты (исмашииты, друзы, алавиты и другие)
связаны общими историческими корнями
и основополагающими идейными положениями.
Главное из этих положений - признание
четвертого халифа Али и его потомков
единственными законными наследниками
и приемниками пророка Мухаммеда в качестве
духовного и светского главы мусульманской
общины.
4 ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В МИРЕ
Немногочисленная мусульманская
община Мухаммеда, уже через несколько
десятилетий после своего возникновения
стала ядром формирующегося мощного
арабо-мусульманского государства - Арабского
халифата, - которое спустя столетие
контролировало земли от западных границ
Китая до берегов Атлантического
океана. В последующим столетие, многочисленные
мусульманские государства возникали
и распадались, под знаменем ислама шли
войны, иногда нацеленные на завоевания
чужих территорий, иногда - на освобождение
мусульманских народов от иностранного
гнета.
Уже к VIII веку арабы подчинили себе
огромные территории. В состав арабского
халифата, помимо самой Аравии, входили
Северная Африка, Пиренейский полуостров,
Двуречье, Иран, Афганистан, Закавказье,
Средняя Азия и часть Северной Индии.
На обширных территориях, единство
которых выражалось в общности основополагающих
идей веры и сакрального языка (арабского)
- языка Корана, создалась своеобразная
культура, вобравшая в себя элементы
многих культур разноязыких мусульманских
народов.
Ислам проник даже в те страны, где
арабских завоевателей никогда не было,
например, в Индонезию, где его
исповедают 90 % населения, в Малайзию
(60%), страны Черной Африки.