Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:20, контрольная работа
Мировоззрение - система обобщенных чувствовании, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально- политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов.
1. Сущноость и содержание мировозрения 3
2. Проблема субстанции в общественной философии 5
3. Философское и научное понятие материи 6
4. Диалектика. Причина и следствие и ее методологические функции 9
5. Чувственное познание. Его формы и познавательные возможности 10
6. Уровни методолгии и их методы 12
7. Сущность личности 14
8. Политическая идеология, ее структура и функция........................................16
9. Индукция и дедукция ее методы научного познания....................................20
10. Здравый смысл, его происхождение и место в познавательном процес-сею...........................................................................................................................22
Литерату-ра.............................................................................................................24
Восприятие – это целостный чувственный образ предмета, формирующийся мозгом из ощущений под непосредственным воздействием на органы чувств этого предмета. Возьмем, например, арбуз. Он обладает определенной формой, размером, цветовой гаммой, букетом запахов и т.п. Но все эти ощущения при восприятии арбуза не фиксируются отдельно. Он воспринимается нами как нечто целостное.
Спецификой восприятия является также и то, что в отличие от ощущений оно носит избирательный характер. Значит, предмет, сила и глубина восприятия определяются, прежде всего, его значением в практике человечества, отношением предмета к интересам и потребностям личности. То, что отвечает этим интересам, воспринимается ярко и красочно, а что безразлично – неотчетливо, расплывчато, бледно. Так, на остановке мы по-разному воспринимаем нужный нам автобус, грузовик или пешехода.
Как и ощущения, восприятия вызываются непосредственным воздействием объекта. Поэтому они служат лишь ступенькой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения в форме представления.
Представление – это уже обобщенный образ предметов и их отношений. Оно формируется на основе ощущений и восприятий, полученных в прошлом опыте, и складывается, следовательно, без непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств.
Для представления характерна новая черта – обобщение, т.е. более глубокое отражение предмета. Оно – источник воображения, фантазии. На его основе можно формировать не только образы того, что есть, но и того, что не существует в действительности. Например, образ инопланетянки. Но фантастический образ сочетает в себе элементы образов, отражающих то, что существует в мире. Это значит, что любые представления в своей основе еще носят чувственно-наглядный, предметно-образный характер. Далее, представление дает возможность отразить не только настоящее, но и проникнуть в прошлое, заглянуть в будущее, ему уже характерен момент воображения, опережающего отражения. Специфическая роль представления в познании и заключается в том, что оно, создавая обобщенные образы предметов действительности, и будучи непосредственно связано с ними, создает предпосылку для оперирования мышлением этими образами, не вступая в контакт с самими предметами; соединяет содержание понятий, их смысл и значение с чувственными образами отраженных вещей. Иначе говоря, представления связывают воедино чувственную и рациональную ступени познания. Наконец, представление – это первая форма относительно самостоятельного существования сознания, предпосылка его творческой способности.
6. Уровни методологии и их методы
В методологии знания понятие метод
используется в узком и широком
смысле. К методу познания в широком смысле
слова относится: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстрагирование.
В методологическом знании слово метод
употребляется и в узком смысле слова.
Здесь понимаются способы получения эмпирических
знаний, использование той или иной наукой.
Сюда относится наблюдение, эксперимент,
тестирование, интервью, анкетирование.
Само методологическое знание имеет сложное
строение и 4х уровневую структуру, где
уровни жестко взаимодействуют между
собой по вертикали.
Самый глубинный уровень методологии знания – уровень философской методологии. Имеется ввиду общая философия мировоззренческая позиция ученого. Нет ни одной науки, на которую эта позиция не оказывала слияние.
Уровень общенаучной
методологии – закономерности, принципы
построения научного знания, которые характеризуются
для всех наук.
В середине 20 века ученый Тимоти Кун ввел
понятие парадигмы. Под парадигмой понимается
некие научные обобщения, связанные с
закономерностями построения научной
теорий. На уровне общенаучных теорий,
общенаучных парадигм. Система открытая,
без взаимодействия не развивается.
К общенаучным принципам относится: принцип
историзма, принцип развития, принцип
структуры, принцип системности. Они являются
закономерными для всех наук.
Науки подразделяются на разные направления: естественные и гуманитарные.
У каждого из направлений науки
характерен собственный набор эмпирических
методов.
Набор используется методов всегда жестко
закрепляется за направлением науки.
Третий уровень методологии
– конкретно-научная
Здесь разрабатываются принципы, теории,
парадигмы, характерные для данной, конкретной
науки.
Каждая наука вырабатывает собственный
принцип научного познания и разрабатывает
собственные теории и парадигмы.
На уровне конкретных наук, та или иная
теория обретает статус парадигмы – т.е.
обобщает научные знания, только в том
случае, если с помощью данной теории становится
возможным объяснить все предметное поле
данной науки.
На уровне конкретно-научной методологии
разрабатывается тезаурус – язык методологии.
Каждая наука для описания своего предметного
поля использует собственный язык.
Понятие в науке – обобщенный образ предмета.
Любое понятие всегда может обьяснить
только само себя. Понятия приобретают
категориальный статус в тех случаях,
когда на основе того или иного понятия
строится теория, способная обьяснить
предметное поле науки. Категория определяется
как предельно обобщенные понятия. Личность
– категория. Мышление – понятие. В психоанализе
категория – мотив.
Любая развитая наука обладает развитой
системой понятий и категорий.
Четвертый уровень методологии уровень методов и конкретных методик. Существенную сложность составляет классификации методов, так как методы используются с разными целями, являются разноплановыми и разноуровневыми и потому классификация методов представляет в любой развитой науке как проблема.
7. Сущность личности
Проблема личности в философии
- это вопрос о том, в чём сущность
человека как личности, каково её место
в мире и в истории. Личность - это понятие
весьма богатое по содержанию, включающее
не только общие и особенные признаки,
но и единичные, уникальные свойства человека.
Человека делает личностью его социальная
индивидуальность, т.е. совокупность характерных
для человека социальных качеств, его
социальная самобытность. В понятие личности
обычно не включают природно-индивидуальные
характеристики индивида. Но при этом
следует иметь в виду, что природная индивидуальность
оказывает своё влияние на развитие личности
и её восприятие в той мере, в какой биологическое
вообще влияет на социальное в человеке.
Социальная индивидуальность человека
возникает не на пустом месте или только
на основе биологических предпосылок.
Человек формируется в конкретном историческом
пространстве и времени, в процессе практической
деятельности и воспитания. Поэтому личность
как социальная индивидуальность - это
всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие
очень разнообразных факторов.
Личность имеет сложную структуру. Так,
в психологии под личностью обычно подразумевается
некоторое интегрирующее начало, связывающее
воедино различные психические процессы
индивида и сообщающее его поведению необходимую
устойчивость. Исходный момент социологических
личности состоит в анализе не индивидуальных
особенностей человека, а тех социальных
ролей или функций, которые человек выполняет.
Эти роли определяются социальной структурой
общества, различными социальными группами,
в которые включён индивид. На этой основе
строится ролевая концепция личности.
Деятельность человека является той
основой, на которой и благодаря
которой происходит развитие личности
и выполнение ею различных социальных
ролей в обществе. Только в деятельности
индивид выступает и
В содержание личности и её оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность её сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем её сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но в не меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Бердяев был во многом прав, когда рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность и качество человека.
8. Политическая идеология, ее структура и функции
Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.
Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.
Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).
Различают следующие уровни политической идеологии:
- теоретико-
класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;
- программно-
- актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.
Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:
- либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;
- консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;