Сущность и содержание мировозрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение - система обобщенных чувствовании, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально- политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов.

Оглавление

1. Сущноость и содержание мировозрения 3
2. Проблема субстанции в общественной философии 5
3. Философское и научное понятие материи 6
4. Диалектика. Причина и следствие и ее методологические функции 9
5. Чувственное познание. Его формы и познавательные возможности 10
6. Уровни методолгии и их методы 12
7. Сущность личности 14
8. Политическая идеология, ее структура и функция........................................16
9. Индукция и дедукция ее методы научного познания....................................20
10. Здравый смысл, его происхождение и место в познавательном процес-сею...........................................................................................................................22
Литерату-ра.............................................................................................................24

Файлы: 1 файл

Filosofia_KR.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

 

 

 

 

1. Сущность и содержание мировоззрения.

 

Мировоззрение - система обобщенных чувствовании, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально- политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

 

В структуре мировоззрения можно  выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой  компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

 

 

2. Проблема субстанции  в общественной философии

 

Первоначало как огонь. Гераклит увидел в огне фундаментальное начало всего сущего. Пламя, пепел и дух испарений – все это символизирует вечную нужду и насыщение. С огнем связаны гром и молния. Молния – правительница сущего. Гераклит разумное понимание, логос, рационально постижимый закон связал с озаряющей силой молнии.

Число как первоначало. Открытие математической регулярности всего сущего изменило стратегию познающего разума и ход развития всей западной культуры. Оказалось, что числовым соотношением можно представить решительно все. Так принцип работы музыкальных инструментов – все это объяснимо соотношением длин струн и веса молоточков, ударяющих по струнам. Числовые закономерности года, сезона, дней и месяцев, инкубационные периоды созревания зародышей, циклы биологического развития были описаны пифагорейцами. Некоторые из них справедливость отождествляли с числом 4 или 9, квадратом 2 и квадратом 3, четного и нечетного. Науку и разум обозначали единицей, а изменчивое мнение – двойкой.

Вплоть до Аристотеля философы не отделяли число от реальности, для  пифагорейцев число было физисом  всего сущего.

Пифагор первым, как свидетельствуют  античные источники, назвал определенный порядок всего мирского космосом. Небо, земля, боги и люди соседствуют  друг с другом не как попало, а  согласно некоему закону. По этой причине  целостность сущего называется космосом, то есть порядком. Пифагорейцы выдвинули идею, что небеса вращаются согласно числовой гармонии. Все известные вещи имеют число, говорили они, без него ничто нельзя ни помыслить, ни узнать. Только ложь никогда не уложиться в число.

 

3. Философское и научное понятие материи.

 

Материя есть философская категория  для обозначения всей объективной  реальности, с помощью которой  решается основной вопрос философии. Важнейший  признак и свойство материи - быть объективной реальностью.

Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях ( Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости ( Бекон, Локк ). Материалистическая философия 17 - 18 в. Трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории "материя". С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция - атрибутами движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения ( Гольбах ).

Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества.

Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо «кризисом в физике». Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и диалектико-материалистического понимания материи философии.

Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения. Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но и неспособна охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.

В этом случае атрибутами ( неотъемлемыми  свойствами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения ).

В настоящее время в физике формируется  принципиально новое направление  научных исследований, связанное  с изучением свойств и возможностей физического вакуума, которое тесно связано с представлением о сущности материи. Выявлено, что между электронами и ядром остается огромное пространство, не заполненное веществом. Но это не пустое пространство, а особый вид материи, которую физики назвали физическим вакуумом. Оказывается, что даже внутри твердого и массивного предмета вакуум занимает неизмеримо большее пространство, чем вещество.

Таким образом, материя:

Есть конкретное вещество (земля, вода, воздух, огонь). Фалес, Гераклит и др. (концепция созерцательного материализма);

Есть субстанция, состоящая из отдельных  частиц - атомов или корпускул. Атомы  абсолютно прочны, неделимы, непроницаемы, характеризуются наличием массы  и веса. И. Ньютон (концепция дискретного  строения материи);

существует в двух видах - вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно. Главным является поле, а значит, основным свойством материи является непрерывность в противовес дискретности. Д.Максвелл (концепция континуального непрерывного строения материи);

как физическая реальность едина и  нет пропасти между веществом  и полем. Поле, подобно веществу, обладает корпускулярными свойствами, а частицы вещества, подобно полю, - волновыми, т.е. каждый элемент материи  обладает свойствами волны и частицы.

 

 

 

 

 

 

4. Диалектика. Причина  и следствие, ее методологическая  функция

 

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов - процессов, способствующих их проявлению.

Диалектика признаёт отправным  пунктом анализа понятия причины  самодвижение материи, которое выступает  как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого  мы приходим к действительному отношению

Причина и следствие могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.

В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности  явлений и соответственно - многообразие причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей - на динамические и статистические; по числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.

В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи - от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

 

5. Чувственное познание, его формы и познавательные возможности

 

Чувственное познание, или живое созерцание, - это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Исходной предпосылкой чувственного познания является включение человека во всеобщее взаимодействие природных и социальных факторов и условий.

Чувственное познание имеет три  формы – ощущения, восприятия и представления.

Особенность ощущений в том, что в них отражаются отдельные стороны и свойства предметов и явлений материального мира, внутренние состояния организма при непосредст-венном воздействии на органы чувств человека (рецепторы) материальных раздражителей.

Ощущения подразделяются на: внешние (экстероцепторы) – контактные и дистантные, которые отражают свойства предметов и явлений внешнего мира; внутренние (интероцепторы), которые отражают состояние организма; внешне-внутренние. Среди этих трех групп ощущений выделяются следующие виды: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, болевые, тактильные, температурные, равновесия и ускорения, вибрационные, статико-динамические, мышечно-суставные.

Информация о работе Сущность и содержание мировозрения