Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:00, реферат

Краткое описание

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления “новой экономики”, для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Оглавление

Введение………………………………………….……………………..2
Познание………………………………………………………………..3
Первая ступень познания…………………………..……………..3
Вторая ступень познания………………………..………………..6
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания……………………………………………9
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания……………………………………12
Структура познания…………………..………………………………18
Список литературы…………...…………………………

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

    2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых “натуральных условиях”.

    В настоящее время физическое моделирование  широко используется для разработки и экспериментального изучения различных сооружений, машин, для лучшего понимания каких-то природных явлений, для изучения эффективных и безопасных способов ведения горных работ и т. д.

    3. Символическое (знаковое) моделирование.  Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т. п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.

    Особой  и очень важной разновидностью символического (знакового) моделирования является математическое моделирование. Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы. Взаимосвязи между различными величинами, описывающими функционирование такого объекта или явления, могут быть представлены соответствующими уравнениями (дифференциальными, интегральными, интегро-дифференциальными, алгебраическими) и их системами.

    4. Численное моделирование  на компьютере. Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

    Численное моделирование особенно важно там, где не совсем ясна физическая картина  изучаемого явления, не познан внутренний механизм взаимодействия. Путем расчетов на компьютере различных вариантов  ведется накопление фактов, что дает возможность, в конечном счете, произвести отбор наиболее реальных и вероятных ситуаций. Активное использование методов численного моделирования позволяет резко сократить сроки научных и конструкторских разработок.

    Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания. 

    Структура познания

    Структура познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических ее элементов.

    Рассматривая  основную структуру научного познания, Вернадский считал, основной состав науки  включает в себя следующие элементы:

    - математические науки во всем  их объеме;

    - логические науки почти всецело;

    - научные факты в их системе,  классификации и сделанные из  них эмпирические обобщения –  научный аппарат взятый в целом.

    С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

    1) субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и.т.п., в конечном счете, общество в целом. Они и исследуют свойства, стороны отношения объектов и их классов в данных условиях и в определенное время.

    2) объект науки (предмет, предметная область) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и.т.п. В широком смысле понятие предмет, во-1, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, во-2, объект в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания. Понятие предмет может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту. В гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки объекта.

    3) система методов и приемов, характерной для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием из предметов.

    4) свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

    При ином срезе научного познания в нем  следует различать  такие элементы его  структуры:

        1. фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;

        2. результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях;

        3. основанные на фактах проблемы  и научные предположения (гипотезы);

        4. «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира;

        5. философские установки (основания);

        6. социокультурные ценностные и мировоззренческие основы;

        7. метод, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы;

        8. стиль мышления и некоторые другие элементы (напр., внерациональные).

Список  литературы

1. Алексеев  П.В, Панин А.В. “Философия” М.:Проспект,2000

2. Лешкевич  Т.Г. “Философия науки: традиции  и новации” М.:ПРИОР,2001

3. Спиркин  А.Г. “Основы философии” М.:Политиздат,1988

4. “Философия”  под. ред. Кохановского В.П.  Ростов-н/Д.:Феникс,2000

5. Голубинцев  В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. “Философия для технических вузов”. Ростов н/Д.:Феникс,2001

6. Агофонов  В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д.  “Философия” М.: МСХА, 2000

7. Фролов  И.Т. “Введение в философию”  Ч-2, М.:Политиздат, 1989

8. Рузавин  Г.И. “Методология научного исследования” М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

9. Канке  В.А. “Основные философские направления  и концепции науки. Итоги ХХ  столетия”.-М.:Логос,2000.

Информация о работе Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании