Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:00, реферат
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления “новой экономики”, для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Введение………………………………………….……………………..2
Познание………………………………………………………………..3
Первая ступень познания…………………………..……………..3
Вторая ступень познания………………………..………………..6
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания……………………………………………9
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания……………………………………12
Структура познания…………………..………………………………18
Список литературы…………...…………………………
На тему:
«Структура познавательной
деятельности, ее особенности в научном
познании»
Содержание
Введение
Современная
наука развивается очень
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Все
методы находятся в диалектической связи
с общенаучными методами, которые они,
как правило, содержат в различных сочетаниях
и со всеобщим, диалектическим методом.
Это обстоятельство является одной из
причин, которые определяют важность наличия
философских знаний у любого ученого.
Ведь именно философия как наука “о наиболее
общих закономерностях бытия и развития
мира” занимается изучением тенденций
и путей развития научного познания, его
структуры и методов исследования, рассматривая
их через призму своих категорий, законов
и принципов. Вдобавок ко всему философия
наделяет ученого тем всеобщим методом,
без которого невозможно обойтись в любой
области научного познания.
Познание
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Что же такое познание?
1.Познание-это
особый вид отражательной
2.Познание - есть духовная сторона практической деятельности человека.
3.Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.
Познание
возможно только при опоре на так
называемый интеллектуальный фонд, под
которым подразумеваются
Первая ступень познания
Представляет собой чувственное познание (эмпирическое).
Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека.
Формы чувственного познания:
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои приделы.
Роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:
Вторая ступень познания
Рациональное или теоретическое познание.
Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.
Формы логического познания:
Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.
Обе
ситуации познания тесно связаны
между собой.
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4.
Противоречия между течениями в науке,
между теориями.
Рассмотрим основные особенности научного познания:
Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.
1.На
основе знания законов
2. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.
3. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.
4. непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.
5. Научного познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке.
6.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и само себя таких идеальных средств и методов, как современная логика, мат. методы, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.
7. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
8. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.
Научное
познание есть целостная развивающаяся
система, имеющая довольно сложную
структуру.
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.
Различают
два уровня научного познания: эмпирический
и теоретический. Это различие имеет своим
основанием неодинаковость, во-первых,
способов (методов) самой познавательной
активности, а во-вторых, характера достигаемых
научных результатов. Одни общенаучные
методы применяются только на эмпирическом
уровне (наблюдение, эксперимент, измерение),
другие — только на теоретическом (идеализация,
формализация), а некоторые (например,
моделирование) — как на эмпирическом,
так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Информация о работе Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании