Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:00, реферат

Краткое описание

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления “новой экономики”, для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Оглавление

Введение………………………………………….……………………..2
Познание………………………………………………………………..3
Первая ступень познания…………………………..……………..3
Вторая ступень познания………………………..………………..6
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания……………………………………………9
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания……………………………………12
Структура познания…………………..………………………………18
Список литературы…………...…………………………

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 103.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

На тему: «Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

  1. Введение………………………………………….……………………..2
  2. Познание………………………………………………………………..3
  • Первая ступень познания…………………………..……………..3
  • Вторая ступень познания………………………..………………..6
  1. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания……………………………………………9
  1. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания……………………………………12
  2. Структура познания…………………..………………………………18
  3. Список литературы…………...……………………………………….20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем  научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления “новой экономики”, для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

    Все это убедительно доказывает, что  основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

    Все методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука “о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира” занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания. 
 
 

    Познание

    Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших  мировоззренческих проблем. Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении  им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Что же такое познание?

    1.Познание-это  особый вид отражательной деятельности  человека.

    2.Познание - есть духовная сторона практической деятельности человека.

    3.Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.

    4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.

    Познание  возможно только при опоре на так  называемый интеллектуальный фонд, под  которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. Огромную роль в познании играет идеология.

    Первая  ступень познания

    Представляет собой чувственное познание (эмпирическое).

    Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека.

    Формы чувственного познания:

    • Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. “Ощущения – это отражение отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление”. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи;
    • Восприятие это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета, и она будет “выпячена” в восприятии;
    • Представление - если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

    Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои приделы.

    Роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

  • органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;
  • без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;
  • потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);
  • рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;
  • регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств;
  • органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание.
 

    Вторая  ступень познания

    Рациональное или теоретическое познание.

    Рациональное  познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

    Формы логического познания:

    • Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений;
    • Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то);
    • Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.

    Рациональное  познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.

    Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.

    Обе ситуации познания тесно связаны  между собой. 

    Процессу  познания присущи  некоторые противоречия:

    1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.

    2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

    3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

    4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.  

    Рассмотрим  основные особенности  научного познания:

    Его основная задача – обнаружение объективных  законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.

       1.На  основе знания законов функционирования  и развития исследуемых объектов  наука осуществляет предвидение  будущего с целью дальнейшего  практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

       2. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

       3. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

       4. непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.

       5. Научного познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке.

       6.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и само себя таких идеальных средств и методов, как современная логика, мат. методы, системный, кибернетический, синергетический  и другие приемы и методы.

       7. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

       8. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.

    Научное познание есть целостная развивающаяся  система, имеющая довольно сложную  структуру.  

    Классификация общенаучных методов  тесно связана  с понятием уровней  научного познания.

    Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. 

    Эмпирический  уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Информация о работе Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании