Структура и динамика познавательного процесса, его многообразие

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

В теории познания выделились эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание, которое максимально соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные данные (неореализм), либо элементарные предложения (логический эмпиризм).
Политическое лидерство — это такое политическое отношение субъекта-лидера (подгруппы или индивида) к сообществу, при котором первый наделен определенным объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы и цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении и организовывать участие всего сообщества.

Оглавление

1. Структура и динамика познавательного процесса,
его многообразие…………………………………………………….2
2. Политический лидер как субъект политики.
Типология лидерства………………………………………………..10
3. Список литературы…………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

ОСГН.docx

— 49.95 Кб (Скачать)

Следовательно, лидерство  — не врожденное свойство отдельных  личностей, не природное отношение  и не раз навсегда данная привилегия каких-то субъектов. А это обусловленный  политическими отноше - . ниями статус определенного политического субъекта, это и позиция, которую нужно  постоянно отстаивать в соперничестве  с. другими субъектами — членами  сообщества и преодолевать спонтанность, стихий ность в поведении людей, в политическом процессе.

Лидерство — имманентная  сторона, сущностный момент политики как  органического единства общественной идеи и обобществленной практики. Политическая деятельность и политические отношения по своей природе (что  уже ранее отмечалось) носят це-лерациональный, сознательно организованный характер. Отсюда потребность в субъекте, способном  продуцировать общественную идею, выражать то, что сознает сообщество, быть носителем коллективного сознания и организатором коллективных действий. Социальной стихии не нужен лидер, но организованное общественное движение без лидера не существует. Целерациональность включает научную обосно ванностъ политических целей и действий, что далеко не всеми признавалось и признается. Так, теоретик анархизма М. Бакунин  решительно отвергал значение рационального, научного знания для социалистической политики. Он писал, что «так как  мысль, теория, наука... составляют достояние  немногих, то эти немногие должны быть руководителями общественной жизни...». «Но если наука должна предписывать законы жизни, то огромное большинство, миллионы людей должны быть управляемы одной или двумя сотнями ученых в сущности даже гораздо меньшим  числом...». И далее: «Управление жизни  наукою не могло иметь другого  результата, кроме оглупления всего  человечества»1. Политическая история  свидетельствует о другом: наука, к сожалению, пока еще нигде, в  том числе в социалистических и коммунистических движениях, в полном объеме не управляла политической жизнью. И, конечно же, не «оглупляла» человечество.

Поскольку политика всегда организованный процесс социальной деятельности и отношений, то он объективно требует наличия авторитета, олицетворяющего  коллективную волю и осознанный общий  интерес. Авторитета не только властного, предполагающего возможность принуждения  членов сообщества, но и основанного  на добровольном признании влияния  того, кто обладает преимуществом, по сравнению с другими, в знании, в понимании общего интереса, в  опыте, организованности и т. д.

Лидерство прямо вытекает из творческой сущности политики. Ведь подлинная политика, а не корыстное  политиканство, органически включает постоянный поиск путей и ресурсов согласования интересов и разрешения возникающих социальных противоречий и конфликтов. А это означает, что имманентное политической деятельности — инициативность, инновация.

Наконец, если политика суть руководство людьми, если она включает определение коллективных целей  и мобилизацию ресурсов и принятие решений, необходимых для достижения намеченных целей, то естественна необходимость  ядра политической деятельности, в  котором воплощается способность  субъекта интегрировать интересы и  волю сообщества и направлять их в  общее русло во имя реализации желаемых целей. Таким ядром выступает  политический лидер. Им могут быть как  отдельные политические деятели, так  и организации — партии, государственные  институты (глава государства, правительства), общественные организации, элиты. Лидерство  возникает, формируется и функционирует  на всех уровнях организации политической системы: от глобального (общегосударственного и межгосударственного) до отдельной  политической группы.

В литературе существуют различные  подходы в анализе функций  политического лидерства. Американский политолог Р. Таккер, описывая политическую культуру и лидерство в Советской  России, рассматривает вопрос в контексте  коммунистического движения. Деятельность лидеров, по мнению Р. Танкера, можно  подразделить на три взаимосвязанных  ступени. Во-первых, они осуществляют функции оценки. От лидеров ждут авторитетной, мудрой и своевременной  оценки ситуации как проблемной. Во-вторых, они должны вырабатывать линию поведения, т. е. определять от имени группы направление  ее действия для разрешения стоящих  проблем. В-третьих, лидер выполняет  мобилизующую функцию, он добивается от группы поддержки его оценки ситуации и призывает к осуществлению  намеченной им программы.

Функции, выполняемые политическими  лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической  и политической), в которой им приходится действовать.

Ситуации бывают кризисные  и стабильные. В условиях кризисной  ситуации можно обозначить три следующие  функции, выполняемые политическими  лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

- аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;

- функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

- функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях относительной  стабильности общества политический лидер  остается новатором, выдвигает новые  идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций  расширяется:

- новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;

- коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;

- организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;

- координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти;

- интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом;

- функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы.

 Исходя из всего  вышесказанного мы можем сделать  вывод, что политический лидер  выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор  обновления жизни, организатор  деятельности людей.

Изучение проблем становления  и развития политического лидерства  предполагает различные теоретико-методологические подходы, которые помогают раскрыть важнейшие стороны этого политического  явления.

Сторонники теологической  парадигмы полагают, что политическое лидерство определяется не только божественным правом, но и сверхъестественным проявлением  божественной воли наряду с волей  человека. Поэтому власть, которой обладает политический лидер, выступает как некая комбинация невидимого управления и человеческих усилий. При этом могущество политического лидера исходит от Бога, а роль и назначение самого лидера состоит лишь в необходимости полнее отображать в своей деятельности предначертания всевышнего.

Натуралистическая парадигма  отображает попытки объяснить природу  политического лидерства исходя из доминирующего значения внесоциальных  факторов, которые имеют не приобретенный, а врожденный для человека характер. Так, основным объектом внимания биополитического направления данной парадигмы является политическое поведение людей (прежде всего лидеров), цель которого они  усматривают в сохранении генетического  материала у человека. Психологизаторское направление натуралистической  парадигмы в качестве главного фактора, объясняющего политическое лидерство, рассматривает психологические  свойства людей.

Социальная парадигма  объединяет различные теории, которые  рассматривают социальные, но внешние  по отношению к политике факторы. Например, известно теоретическое положение  марксизма, объясняющее происхождение  и природу политики влиянием на нее  экономических отношений. При таком  подходе политическая надстройка выступает  как средство реализации классовых  целей, а роль и функции политического  лидера сводятся к социально-классовому представительству. При этом не учитываются  индивидуальные качества лидера как  носителя политических отношений.

Разновидностью социальной парадигмы является культурологический подход. Его сторонники рассматривают  политику как продукт деятельности людей, а главным ее назначением  признают осуществление творческих функций политических лидеров. Такой  подход учитывает влияние индивидуальных качеств лидера на политику.

Рационально-критическая  парадигма – это теоретическая  модель, которая объясняет природу  политики ее внутренними свойствами, элементами. В этом случае политическое лидерство является самостоятельным  элементом политической жизни, которая  развивается по своим законам  и в соответствии с собственными механизмами.

Среди различных аспектов лидерства политическое лидерство  занимает особое положение. Его отличительная  черта - неразрывны связь с феноменом  власти. Политическое лидерство, безусловно, шире, чем любая другая форма лидерства, и по этой причине оно представляет собой особый род власти. Это одна из самых высоких и самых "охватывающих" форм власти. Власть - главный ингредиент лидерства, поскольку оно состоит  в способности одного или нескольких лиц, находящихся на вершине, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они, вероятно, не делали бы вообще.

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой  и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): Деловое  лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

Эмоциональное лидерство. Оно  возникает в социально-психологических  группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у  людей доверие, излучает теплоту, вселяет  уверенность, снимает психологическую  напряженность, создает атмосферу  психологического комфорта.

Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может  быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная  ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может  повести за собой группу лишь в  определенной ситуации, например при  всеобщей растерянности во время  пожара.

 Имеются и другие  классификации лидерства в зависимости  от типов лидера. Так, Л.И. Уманский  выделяет шесть типов (ролей)  лидера: лидер-организатор (выполняет  функцию групповой интеграции); лидер-инициатор  (главенствует при решении новых  проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор  эмоционального настроя (доминирует  в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью  знаний); лидер-эталон (является центром  эмоционального притяжения, соответствует  роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист  в каком-то виде деятельности). Интересной представляется типология  лидерства, предложенная проф. Б.  Д. Прыгиным. В ее основу положены  три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю;  в-третьих, по характеру деятельности  лидера. По содержанию различают:

- лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

- лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

- лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают: Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Информация о работе Структура и динамика познавательного процесса, его многообразие