Структура и динамика познавательного процесса, его многообразие

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

В теории познания выделились эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание, которое максимально соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные данные (неореализм), либо элементарные предложения (логический эмпиризм).
Политическое лидерство — это такое политическое отношение субъекта-лидера (подгруппы или индивида) к сообществу, при котором первый наделен определенным объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы и цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении и организовывать участие всего сообщества.

Оглавление

1. Структура и динамика познавательного процесса,
его многообразие…………………………………………………….2
2. Политический лидер как субъект политики.
Типология лидерства………………………………………………..10
3. Список литературы…………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

ОСГН.docx

— 49.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Структура и динамика познавательного процесса,

 его многообразие…………………………………………………….2

 

  1. Политический лидер как субъект политики.

 Типология лидерства………………………………………………..10

 

  1. Список литературы…………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 8.

    1. Структура и динамика познавательного процесса, его многообразие.

Познание - взаимодействие между  субъектом и объектом, деятельность субъекта, нацеленная на получение  достоверных знаний о мире и о  себе. Уже Демокрит поднял вопрос о  посредствующем звене при взаимодействии субъекта и объекта. Он полагал, что  от предметов идет «истечение» тончайших  материальных пленок-слепков, которые, достигая органов чувств человека, вызывают ощущения. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые  направлена познавательная активность людей, есть объект познания. Субъектом  познания выступает не только отдельный  индивид, но та или иная социальная общность, общество в целом, обладающие способностями к эвристической  деятельности и располагающие определенными  средствами и методами познания. Если познание направлено на получение знаний о человеке, то последний выступает  в роли объекта познания. Цель познания - обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объекта  в соответствии с потребностями  субъекта. В познании задействованы  не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отношения, ибо люди связаны друг с другом, используют как свой личный, так и коллективный опыт и разум.

Согласно принципу объективности, объект познания существует до и независимо от субъекта познания. В познании мы должны исходить из подлинного существования  того, с чем соприкасаемся. Следовательно, вещи и явления нужно познавать  такими, каковы они есть сами по себе. В получаемые результаты познания человек  не должен вносить ничего от себя (выдавать желаемое за действительное), например, подгонять результаты эксперимента, чтобы они соответствовали принятой теории, конъюнктурно учитывать одни факты социальной реальности и игнорировать другие. Вместе с тем, субъективную познавательную активность человека нельзя понимать лишь как негативный момент. Знание о действительности человек  приобретает в той мере, в какой  он заинтересован в ней. Лишь активно  вмешиваясь в объективный ход  вещей, преобразуя их согласно своим  потребностям и целям, человек может  познать эти вещи.

Субъект воздействует на познаваемый  объект как предметным образом, используя  материальные посредники (измерительные  инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки  и т.д.), так и идеально, изучая объект в формах анализа, синтеза, индукции, дедукции и т.п. Воздействие объекта  на субъект осуществляется через  сенсорную информацию, знаковые системы. Человек получает информацию посредством  естественных сигналов, идущих от объектов, и искусственных, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих  в системе человеческого языка.

Познание не есть движение к абсолюту, к полной воспроизводимости  действительности. Познание - непрерывное  преодоление противоречия между  безграничной возможностью универсального постижения человеком мира и его частей и реальной невозможностью в каждый конкретный момент познать мир и себя в мире исчерпывающе. Видимо, прав К. Поппер, предложивший исходить из Двух посылок:

а) «мы знаем достаточно много» и 

б) «наше незнание безгранично».

Познание допускает известную  Долю вероятности, плюрализм мнений, оно не запрограммировано заранее  на успех.

Согласно Платону, чувственное  восприятие не может дать знание, а  можно знать только то, о чем  учит математика. (Идеал науки - геометрия  Эвклида.) Аристотель рассуждал иначе: чувственный опыт говорит нечто  о реальности. Новоевропейская наука  синтезировала подходы Платона  и Аристотеля в виде программы  математического естествознания, основанного  на эксперименте. Итак, реальность дана в чувственном опыте, но ее глубинный  механизм постигается с помощью  математической обработки.

Классическая теория познания наукоцентрична, исходит из того, что  знание, представленное в математике, естествознании, является высшим типом  знания.

Неклассическая теория познания исходит из утверждения, что наука  выступает важнейшим способом познания реальности, но не единственным. Она  не может вытеснить обыденное  практическое знание, которое включает в себя здравый смысл, приметы, личный опыт, традиции, назидания, рецепты, не требует предварительных доказательств  и выражается в бесписьменной  форме. Существуют донаучные и вненаучные формы и типы знания (мифологическое, религиозное, игровое познание, так  называемая «народная» наука и т.п.).

В теории познания выделились эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание, которое максимально  соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные  данные (неореализм), либо элементарные предложения (логический эмпиризм).

Рационалисты знанием  считают то, что вписывается в  систему «врожденных идей» (Декарт, Спиноза), либо в систему априорных  категорий и схем разума (Гегель, неокантианство), в целом, преувеличивают значение рациональной деятельности мышления и недооценивают (или игнорируют) роль чувственных форм отражения.

Рационализм представлен  в античной философии*, зарождающихся  науках - астрономии и геометрии, средневековой  системе дедуктивных знаний, в  новоевропейской философии (Спиноза, Лейбниц, Кант), марксизме, структурализме, доктрине искусственного интеллекта и  т.п.

Рационализм различается  в узком и широком смысле. В  первом своем значении, когда решается вопрос об источнике знаний, о роли чувственного созерцания и абстрактного мышления, рационализм противостоит эмпиризму. Рационализм в широком  смысле - это концепция общего понимания  природы, общества и сознания. Здесь  рационализм противостоит иррационализму. Новое содержание, не выражаемое до определенного времени в форме уже известных понятий, выступает по отношению к ним как нечто иррациональное. Иррациональное как момент движения от незнания к знанию способно в потенции стать элементом рационального постижения действительности.

Если классическая рациональность исходила «из необходимости как  можно более точного постижения и воспроизведения естественной упорядоченности существующего  бытия», то «неклассическая рациональность строится на возможностях более точного  воспроизведения условий и структуры  проблемных ситуаций, в которые попадает человек в своих отношениях с  миром».

Классическая гносеология  опирается на фундаментализм, который  сводится к поиску основы (фундамента) всех наших знаний. Отказ от фундаментализма  в неклассической теории познания связан с обнаружением изменчивости познавательных норм, свидетельствует об отсутствии постоянных и общепризнанных стандартов, по которым традиционно отличали науку от ненауки, знание от незнания. Так, в программе «натурализованной  эпистемологии» У. Куайна научная эпистемология  должна отказаться от выдачи предписаний, от всякого нормативизма и свестись к обобщению данных физиологии высшей нервной деятельности и психологии, использующей аппарат теории информации. А по мнению Ж. Пиаже, следует обобщать то, что существует в психике реально, эмпирически. Согласно принципу антифундаментализма, познавательные процедуры в определенном смысле оказываются несоизмеримыми, так как не существует общего достоверного базиса и языка описания, опираясь на которые можно было бы сделать  вывод о научности, объективной  истинности любого знания.

Процесс познания, с позиций  диалектико-материали- стической философии, протекает во взаимодополняющих  друг друга чувственной и рациональной формах.

Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно  соединяет человека с внешним  миром, осуществляется посредством  органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт  биологической и социальной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы - проводники и отделы мозга.

Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще - ощущение. В ощущениях каждый из органов чувств специфическим  для него способом отражает отдельные  свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах и т.д.). Единичное ощущение чаще всего выступает как часть  сложного комплекса ощущений (например, вместе с ощущением звука возникают  ощущения о громкости или тихости, высоте звука, его гармоничности  или дисгармоничности и т.д.). Сложное  ощущение, переступая порог сознания, становится частью восприятия и частью образа (представления). Содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Многие современные философы полагают, что познание не начинается с ощущений, ибо оно опосредовано многообразными предпосылками: практикой, предшествующим «запасом мыслей», языком.

Восприятие (вторая форма  чувственного познания) - отражение  свойств предмета, взятых как целое . В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательного  опыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующей  деятельности полушарий головного  мозга.

Работа механизмов восприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет  непосредственно не дан нам, т.е. функционирует представление. Оно  возникает на основе воображения  и прошлого чувственного опыта, сохраняется  и воспроизводится в памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи.

Образ, объективный по содержанию, субъективен по форме и зависит  от субъекта двояко: от особенностей физиологической  основы сознания субъекта; от прошлого познавательного опыта и социокультурных  ориентаций субъекта. Образ в известной  степени соответствует оригиналу  и не соответствует ему, ибо оригинал богаче, полнее образа. Выделяются не только образы-знания, отражающие объективную  реальность, но и образы-проекты (мысленные  конструкции, способные воплощаться  на практике) и образы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта.

Накопление и обобщение  чувственных данных происходит в  мышлении человека. Оно позволяет  в системе абстракций опосредованно  отражать действительность.

Выделяются два основных уровня мышления - рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких  стандарта и схемы, что позволяет  четко строить мысли, систематизировать  факты. Здесь взаимосвязи вещей  рассматриваются как нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. Мышление невозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет  к метафизике. В рассудке, вместе с тем, также наличествует диалектика. Ведь рассудок «схватывает» устойчивость, определенность объекта. Последняя, наряду с изменчивостью, характеризует  объект в целом.

Процесс рассудочного, связного, строго последовательного рассуждения, в котором каждая последующая  мысль обоснована, выражается в дискурсе. Дискурсивное знание предполагает систематизацию фактов, четкую классификацию. Проблема дискурса впервые поставлена в древнегреческой  философии при разделении истин  на непосредственные («интуитивные») и  опосредованные (принимаемые на основе обоснования). Гегель отличал дискурсивное (рассудочное) мышление от содержательного. В современном расширенном понимании  дискурс - совместное, основанное на дискуссии, обсуждение проблем на основе законов логики, мероприятие по выработке правил общежития.

Разум - уровень рационального  познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и  выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через  разум мышление способно постичь  сущность вещей, их законы. Логика разума - Диалектика. Переход рассудка в  разум означает выход за пределы  сложившейся системы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации знания.

Разум в понимании постмодернистов  опирается на представления о  мире как о реальности, лишенной центра и иерархии элементов. Такая  универсальная трактовка разума охватывает все человечество, природу, космос, Вселенную и рассматривает  западную и восточную культуры как  взаимодополняющие. Подобный универсализм возможен при схождении противоположностей: материального и идеального, конечного  и бесконечного, необходимости и  случайности, которые «есть искусственные  изобретения ума» (Лиотар). При этом мир является в виде осколков вариаций и интерпретаций, в которых каждый выражает свое прочтение бытия.

Основные формы рационального  мышления в классической гносеологии - понятие, суждение и умозаключение.

Информация о работе Структура и динамика познавательного процесса, его многообразие