Структура и динамика познавательного процесса, его многообразие

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

В теории познания выделились эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание, которое максимально соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные данные (неореализм), либо элементарные предложения (логический эмпиризм).
Политическое лидерство — это такое политическое отношение субъекта-лидера (подгруппы или индивида) к сообществу, при котором первый наделен определенным объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы и цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении и организовывать участие всего сообщества.

Оглавление

1. Структура и динамика познавательного процесса,
его многообразие…………………………………………………….2
2. Политический лидер как субъект политики.
Типология лидерства………………………………………………..10
3. Список литературы…………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

ОСГН.docx

— 49.95 Кб (Скачать)

Понятия отражают существенные стороны, признаки явлений, которые  закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия выражаются в языке в  виде отдельных слов («молекула», «человек») или в словосочетаниях, обозначающих классы объектов («элементарные частицы», «производственные отношения»). Понятия  аккумулируют итоги многовекового  практического опыта человечества, они объективны по содержанию и источнику. Конечно, нельзя отрицать также «человеческого»  характера знания: «в конце концов, понятия числа или элемента появились  как субъективные соответствия неких  объективных сущностей». Ряд философов, отдавая дань эмпиризму, отказывают в объективности абстрактным  понятиям, например таким, как «отчуждение», «эксплуатация», так как эти понятия, в отличие от житейских («дом», «цветок»), не могут быть наглядно представлены. Понятиям присуща определенность, отражающая относительную устойчивость, и гибкость, выражающая подвижность, изменчивость мира и его фрагментов.

Суждение - мысль, выраженная в форме предположения, в котором  нечто сообщается (утверждается или  отрицается) об объектах. Если понятие  отражает лишь общее в вещах, то в  суждениях можно отобразить и  единичные, и общие признаки. Мыслить  о чем-то суждениями значит судить о  нем, выявлять его связи и отношения. Помимо простых (неразложимых) суждений существуют сложные, которые составляются из простых посредством различных  логических связок («и», «если... то»  и др.).

Отдельное суждение не может  полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система  суждений, представленная умозаключением. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других. Например, вывод о том, что Земля имеет форму шара, в древности был сделан с помощью следующих умозаключений: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска (посылка); Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска (обосновывающее знание); следовательно, она круглая (заключение). Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов и оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики. Человеческое познание есть единство чувственного и рационального. Еще в античной философии под эйдосом понимали то, что дано в мышлении и одновременно видимо. По Канту, мы должны допустить, что в процесс переработки чувственных впечатлений мы активно налагаем на них порядок и законы нашего разума. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике », - так выразил динамику познавательного процесса Ленин. Чувственное познание, независимое от логического, существует только на ранних ступенях становления человечества и у ребенка, еще не овладевшего языком. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов.

Взаимодополнение чувственного и рационального в познании не исключает, а предполагает различия между ними. Теоретическое познание и его результаты относительно независимы от данных эмпирических исследований, хотя оно обычно основывается на них. Несводимость познавательного содержания мышления к эмпирическим данным обнаруживается, прежде всего, в категориях, которыми оперирует только мышление. Ведь категории - формы всеобщности, которые не могут  быть почерпнуты из чувственных данных.

Категория практики - ключевая в объяснении процесса познания. К  этой идее в наивной форме подошел  Протагор. Он утверждал, что если одетому  в отрепья холодно, а хорошо одетому  тепло, это не значит, что один из них прав, а другой неправ. Просто надо изменить худшее состояние на лучшее. Итак, проблема истины переносится  в сферу практики - дать мерзнущему теплую одежду.

В гносеологическом аспекте  практика есть процесс, в котором  цели и результаты человеческой деятельности соотносятся с закономерностями, тенденциями развития действительности. Практика в классической гносеологии - основа, исходный пункт, движущая сила, критерий истины и конечная цель познания. Чувственное познание и теоретическое  понимание мира неразрывно сопряжены  со способом его освоения, предметно-преобразовательного  действия.

Процесс познания по отношению  к практике обладает относительной  самостоятельностью. На каждом этапе  познания любая отрасль науки  решает проблемы, поставленные предшествующим развитием мысли. Решение проблем, возникающих в ходе развития знаний, может опережать практику и направлять ее.

Человеческая деятельность включает в себя замысел, реализацию и результат. Замысел, в свою очередь, состоит из цели, плана и ценности. Реализация одних и тех же целей (что надо сделать?) и планов (как  это сделать?) может иметь разные жизненные смыслы, ценностное (аксиологическое) значение. Практика, таким образом, составляет единство познания, оценки, преобразования и освоения мира человеком.

Познание возникло и функционирует  постольку, поскольку обслуживает  процесс жизнедеятельности людей, т.е. имеет социальную ценность. Знание в неявном виде всегда содержит в  себе определенную систему прагматических правил. Это означает, что из той  или иной совокупности знаний на основе оценок извлекаются определенные рекомендации, нормы деятельности.

Процесс познания можно представить  в трехступенчатой « вертикальной»  модели (от чувственно-эмпирического  к теоретическому мышлению и от него к практике) и в «фронтальной»  модели, в которой чувственно-эмпирическое и теоретическое с двух сторон охватывают исследуемый объект. При  этом чувственная и теоретическая  формы познания вбирают в себя все проявления практической деятельности. Деятельность комбинирует черты  и чувственности, и духовности, замыкает познание на экзистенциальных, присущих только человеку, способностях интуиции, продуктивного воображения. Чувственно- эмпирическое сопровождает не только начало, но и конец познания, а  практическая ориентация присуща всем фазам познавательного процесса. Поступательность, выраженная в «вертикальной» модели, и «синтезность», представленная в «фронтальной» модели, дополняют  друг друга и в целом характеризуют  сложный процесс познания.

Помимо чувственного отражения, абстрактного мышления и практики, ценностного отношения к отображаемой действительности, познавательный процесс  включает в себя различные формы  психической деятельности: волю, желания, нормы. Познание осуществляется в обрамлении осознания и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры и знания.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное  познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует  определенная форма развития знания. Основными из них являются теория, факт, проблема, гипотеза.

Теория - это высшая , самая  развитая форма организации научного познания , дающая целостное представление  о закономерностях некоторой  области действительности. Содержание теории отображает существенные связи  некоторой области действительности, раскрывая объект в его необходимости  и всесторонних отношениях.

 Исходным базисом при  построении теории является опытное,  или эмпирическое знание. Формой  фиксации отдельного целостного  фрагмента эмпирического знания  выступает факт. Факты образуют  с применением практических методов  научного познания, прежде всего  экспериментов , и поэтому играют исключительную важную роль в проверке, подтверждении и ограничении теорий. Соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научным теориям.

 Теория, будучи ядром  научного знания, выполняет ряд  познавательных функций, важнейшие  из которых описательная, объяснительная  и предсказательная.

Описательная функция  состоит в том, что сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов  излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная  обработка. Описание является предварительным  условием объяснения события, явления  процесса. При объяснении из элементов  теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый  факт и которые позволяют осмыслить  соответствующие ему явления  в системе теоретического знания.

Предсказательная функция  теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей.

 Расхождение теории  с фактами, противоречие между  ними свидетельствует об ограниченности  теоретической системы знания. Вместе  с тем такое противоречие является  источником дальнейшего развития  знания, его совершенствования. Прежде  всего, оно приводит к постановке  новых проблем в науке.

 Как форма развивающегося  знания проблема фиксирует недостаточность  познавательных средств для достижения  поставленных в науке целей.  Это не только недостаточность  теории для объяснения или  предсказания фактов. Источником  противоречия может быть противоречие  между различными теоретическими  системами , осваивающими один  и тот же объект, между совокупностями  фактов, между объектом и методом  науки.

 Попытки разрешения  проблемы связаны с выдвижением  гипотез. Гипотеза - это предположительное  решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе - ее принципиальная проверяемость  фактическим материалом, означающая  возможность соотнесения гипотезы  с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Хорошо удостоверенная  гипотеза становится теорией  или ее фрагментом - научным законом.  Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное  знание выступают прежде всего  подтверждения и доказательство.

 Теория, факт, проблема, гипотеза - важнейшие формы, в которых  протекает процесс развития научного  знания. Если теория и факт  применяются прежде всего для  оформления готовых, сложившихся  знаний, то проблема и гипотеза  используются на переходных этапах  их становления.

 

 

 

    1. Политический лидер как субъект политики. Типология лидерства.

Термин «лидер» (англ. — leader) буквально означает ведущий, руководитель, вождь. Категория «политическое лидерство» значительно объемнее по своему содержанию. Она фиксирует в теоретической форме специфический аспект (процесс) деятельности по руководству определенной общностью людей в сфере политики. Вместе с тем эта категория характеризует свойственное руководящей деятельности отношение между ее субъектом и объектом. Политическое лидерство — существенная сторона политического руководства. Есть еще третий план категории, интегрирующий в себе другие моменты: политическое лидерство является, по Парсонсу, одним из основополагающих институтов политической системы. Таким образом, категория «политическое лидерство» обозначает тип субъекта политической деятельности (субъект-лидер), отношения между субъектом и объектом деятельности (лидерство) и политический институт — механизм функционирования и реализации лидерства. Суть всех трех аспектов рассматриваемой категории концентрируется в лидерстве как политическом отношении и раскрывается через него.

Лидерство — прежде всего отношение, так как предполагает взаимодействия лидера-субъекта (отдельной личности или подгруппы), являющегося частью какой-то общности, со всей этой общностью. К примеру, лидер партии является ее членом; его деятельность — это взаимодействие со всей партией. Как политическое отношение лидерство включает ряд моментов, характеризующих соответствующие функции. Какие именно, вопрос дискуссионный. И все же в разнообразии взглядов просматриваются некоторые общие представления, позволяющие дать, хотя бы в самом первом приближении, определение интересующего нас понятия во всех его трех ипостасях.

Политическое  лидерство — это такое политическое отношение субъекта-лидера (подгруппы или индивида) к сообществу, при котором первый наделен определенным объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы и цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении и организовывать участие всего сообщества.

Стало быть, отношение «политическое  лидерство» включает следующие элементы:

а) властвование субъекта-лидера, поскольку он наделен сообществом  правом выражать его волю и принимать  ответственные решения, связанные  с реализацией общих интересов  и целей;

б) инициативность лидера, направленная на поиск путей и мобилизацию  ресурсов во имя осуществления коллективных целей;

в) отношение руководства, ибо субъект призван организовывать и направлять процессы коллективных действий в русло достижения общих  целей, то есть руководить объединенной деятельностью людей;

г) зависимость субъекта лидерства, уровня его активности и  объема влияния на сообщество от характера  интересов последнего и содержания целей.

Институт лидерства — это нормативный порядок (по Парсонсу), посредством которого некоторая под-' группа или индивид — политический деятель наделяется соответствующим объемом полномочий для осуществления функций лидерства. Политический лидер — это субъект — носитель данных функций.

Дальнейшая конкретизация  определения лидерства и его  функций предполагает анализ различных  моментов содержания данного политического  отношения, описание типов деятельности — лидирование. В свою очередь  решение этого вопроса связано  с выяснением социальной природы  лидерства.

В качестве отправного пункта нашего анализа может быть взят следующий  тезис.

Главное содержание функций  лидерства определяется объективной  потребностью политического сообщества в целом или его отдельных  частей (политических групп) в сознательной саморегуляции и саморазвитии.

Информация о работе Структура и динамика познавательного процесса, его многообразие