Специфика познавательного отношения человека к миру. Мнообразие форм познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 30.88 Кб (Скачать)

Философия-контрольная!!!!

Специфика познавательного……Многообразие  форм познания.

Познавательное отношение  человека к действительности является важным элементом всей системы его  отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием  которого является отражение объективной  действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно  интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении  человека и природы, человека и общества и т.д.

 

Специфика познавательного  отношения человека к миру состоит  в том, что в результате этого  отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

 

Познание человеком объективной  реальности происходит в различных  видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной  реальности могут быть представлены как:

 

·                   Знание - информация об объективном  мире природы и общества,

 

·                   Знание о внутреннем духовно-психическом  мире человека,

 

·                   Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного  мира.

 

Реализация познавательного  отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся  в культуре, таким образом, становление  и развитие познания необходимо рассматривать  соотносимо с развитием человеческой культуры, становлением ее основных феноменов. В связи с этим  к основным формам (видам) духовно-теоретической  и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят  обыденное познание, мифологическое, религиозное, художественно-образное (через искусство), философское, научное.

Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Специфика  этого вида познания заключается  в том, что его содержание, прежде всего, связано с информацией  о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно  образным, хотя элемент логического, рационального в нем также  присутствует. Этот вид познавательной деятельности представляет собой информационно  самую ёмкую форму знания[88]. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т.д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а так же интуитивные убеждения и предчувствия. Представляя обобщение периодичных явлений и процессов, обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т.е. отношения человека к миру.

 

Обыденные знания позволяют  организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для  человека как природно-социального  существа. Обыденное познание по отношению  к научному предпосылочно, с другой же стороны, научное познание, вторгаясь  в область обыденной жизни, видоизменяет обыденное знание, реконструирует его  на научной основе.

 

Значительную роль, особенно на начальном этапе становления  человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии  человечество закрепляло первые знания-представления  о природе, космосе, человеке. Мифологическое мышление связано с  особой моделью  мира, выраженной в мифе, особенностями  его являются метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в ее гармонии и цикличном развитии.

Художественно-образная форма  познания (или искусство) изначально тесно связана с мифологической, однако,  развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой  художественного познания является художественный образ, в котором  сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое.

 

Религиозное познание обусловлено  идеей противостояния мира божественного («горнего») и земного (человеческого). Как и мифология,  религия содержит в себе многие знания человечества, однако не воспроизводит знание в  систематической и, тем более, теоретической  форме. Важнейшей для религиозного познания является проблема истины как  откровения, как приобщения к божественному  абсолюту. Для религиозного познания характерен феномен веры, эмоциональное  отношение к миру, средоточие знания в культе.

 

Важнейший вид познавательной деятельности – научное познание. Наука изучает в процессах  и явлениях общее и необходимое, но т.к. общее существует только в  единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное  изучаются наукой как средство и  путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность  выражаемой в нем  истины, а так  же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его  внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т.е. это знание логическое, понятийное и системное.

Философское познание основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится  сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически - духовного объясняет  специфику философии как уникальной формы познания, цель которой –  выработать стратегию человеческой жизни, определить место  человека в  окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные  и ценностные основания человеческого  существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Чувственная и рациональные  стороны познания)варианты…

1вариант

Действительный процесс  познания осуществляется при взаимопроникновении  чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются  сторонами единого процесса. Выделение  и рассмотрение их по отдельности  возможны благодаря абстрагирующей силе человеческом разума. Конечно, бывает непросто связать любое понятие (например, мнимое число в математике) с наглядным образом. Однако изучение формирования понятий и выработка  взгляда на них как на абстракции от абстракций дают основание заключить, что такая связь безусловно имеется. С другой стороны, любой наглядный  образ «нагружен» мысленным содержанием. Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный компонент, в других же (например, в  искусстве) – чувственный.

 

Связь чувственного и рационального  имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его  основе, но и наоборот – чувственное  предопределяется рациональным, как  бы выполняет его установки. Как  отмечал известный русский физиолог И.М.Сеченов, «мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим». В этом (но не только в этом) проявляется  одна из важнейших особенностей отражательного процесса – его активность.

 

Вопрос о соотношении  чувственного и рационального был  предметом оживленных дискуссий  между представителями различных  философских школ. Сенсуалисты, в  особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали, что главной и определяющей формой достоверного познания является чувственность и что деятельностью  органов чувств можно объяснить  все содержание человеческого сознания. Им возражали рационалисты, считавшие  основой познания и поведения  людей разум. К основному тезису сенсуализма «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»  Лейбниц, один из главных представителей рационализма, добавил: «Кроме самого разума». Тем самым он отвел разуму роль единственного источника знаний и критерия их истинности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

В процессе познания можно  выделить две ступени: чувственную  и рациональную. Чувственная ступень  познания является исходной, снабжающей человека первичным познавательным материалом в виде непосредственных чувственных ощущений и процесса восприятия. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Рациональная ступень познания надстраивается над  чувственной, систематизирует и  упорядочивает хаотичный чувственный  материал.

 

Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление. Ощущение представляет собой отражение  свойств реальности, возникающее  в результате воздействия их на органы чувств (рецепторы) и возбуждения  нервных центров головного мозга. Ощущение фиксирует лишь отдельные  свойства вещи (цвет, запах, вкус). Предмет  в ощущениях дается не целостно, а фрагментарно. Ощущения разрознены, хаотичны, субъективны и индивидуальных. Если ощущения пассивны, то восприятие — это активный синтез разнообразных  ощущений. Как форма чувственно ступени  познания, восприятие включает в себя схватывание объекта как целого, обнаружение отдельных признаков  в объекте, выделение в нем  информативного содержания, формирование чувственного образа. Восприятие отражает целостную совокупность признаков  и свойств предметов. Ощущения и  восприятия имеет место при непосредственном контакте субъекта и объекта познания. В представлении тоже создается  целостный чувственный образ  вещи, но он возникает на основе памяти (или является продуктом творчества, воображения), без непосредственного  контакт субъекта и объекта познания. Какова роль чувственного познания? Можно  ли с помощью только чувственной  стороны познания раскрыта сущность предметов и явлений? По этому  вопросу истории философии сложились  различные точки зрения:

- Эмпиризм (от греч. - опыт) признает опыт единственным источником  достоверного знания. Для эмпиризма  характерна абсолютизация чувственного  опыта и принижение роли рационального  познания. Как философское направление  эмпиризм сформировался в XVI1-XVI11 вв. Представителями эмпиризма были  Ф. Бэкон. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм. Логическим продолжением  эмпиризма является сенсуализм (от  лат. - восприятие, чувство), согласно  которому ощущения и чувственные  восприятия являются главными  и даже единственными источниками  знании. Основной принцип эмпиризма  (сенсуализма) гласит: «нет ничего  в разуме, чего не было бы  в чувствах». Сторонниками сенсуализма  были П. Гассенди, К. Гельвеций,  Д. Дидро, П. Гольбах.

- Рационализм в лице  Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.  Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте,  Г. Гегеля и др. признает, что  сущность вещей познается только  с помощью разума. Рационалисты  придают решающее значение рационально-логической  ступени нотация, хотя и не  отрицают значения чувственного  познания в качестве механизма  связи разума с объективным  миром. Рационализм справедливо  полагает, что при всем своем  значении чувственное познание  не позволяет постичь сущность  вещей. Для этого требуется  рациональное мышление.

 

Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие представляет собой форму  мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений. Связь понятий в  процессе мышления выражается в суждении - форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете. Умозаключение - третья форма логического мышления, когда на основе одного или более  известных суждений делается новый  вывод. В процессе познания чувственная  и логическая стороны взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Нет ни чисто чувственного, ни чисто логического  мышления. Без рациональной ступени  познания материал, получаемый с помощью  органов чувств, предстает хаотичным  многообразием, в котором нет  единства и целостности. В свою очередь  рациональное познание без опоры  на чувственный материал становится выхолощенным и схематичным. Процесс  познания, таким образом, носит чувственно-рациональный характер. Из данного положения вытекает ошибочность концепций сенсуализма, рационализма и иррационализма.

 

Сенсуалисты гиперболизируют  роль чувственного познания и принижают  значение рационального мышления. Однако действия разума наши ощущения и восприятия так и оставались бы бесформенным материалом для познания, бессистемной высотой хаотичных, неструктурированных  субъективных ощущении.

ЯндексДирект

Дать объявление

Креативное мышлениеКак  Ваш интеллект влияет на Вашу жизнь? Основы мышления скачайте бесплатно! sheremetev.info

 

 

 

Рационалисты, наоборот, полагают, что истинное знание можно получить только чисто рациональным путем, хотя без опоры на чувственный материал полученное знание будет носить безжизненный характер. Иррационалисты же считают, что постижение сущности явлений  возможно не с помощью чувств и  разума путем интуиции, внезапного озарения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вариант

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира, и вопрос о способности  познавать окружающий мир составляет вторую сторону основною вопроса  философии – об отношении мышления к бытию. В соответствии с теорией  познания диалектического материализма тождество мышления и бытия достигается  в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов  внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт  этого процесса – образы, знания – отличаются достоверностью, точностью, существенностью отображаемых свойств  и отношений.

Информация о работе Специфика познавательного отношения человека к миру. Мнообразие форм познания