Сознание происхождение и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:59, реферат

Краткое описание

Человек владеет прекрасным даром -разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает  необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

5.3.  Активность сознания.

Человек отражает внешний  мир не в пассивном  созерцании, а в  процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется  не только как отражение  мира, но и как  такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Содержание сознания обязательно так  или иначе практически  реализуется. Но для  этого оно приобретает  характер замысла, или  идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и  планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное  на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана  с практической деятельностью  человека и с потребностями, возникающими под  влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь  в голове человека, приобретают характер цели. Цель – это  идеализированная и  нашедшая свой предмет  потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме  которого предвосхищается  результат этой деятельности. Цели формируются  на основе всего совокупного  опыта человечества и поднимаются  до высших форм своего проявления в виде социальных, этических  и эстетических идеалов. Способность к  целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности  мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными  потребностями. Таким  образом, взаимоотношения  целенаправленной деятельности человека и природы  не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность  миром и стремление изменить его, придать  ему формы, необходимые  человеку, обществу. Следовательно, и  цели человека порождены  общественной практикой, объективным миром  и предполагают его. Но человеческая мысль  способна не только отражать непосредственно  существующее, но и  отрываться от него. Бесконечно многообразный  объективный мир  всеми своими красками и формами как  бы светится, отражаясь  в зеркале нашего “я” и образуя  не менее сложный, многообразный и  удивительно изменчивый мир. В этом причудливом  царстве духа, собственном  духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей  возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые  пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого характера  сознания является необходимым  требованием понимания  человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью  осуществляет не само по себе сознание, а  реальные люди, практически  преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в  его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия  внешнего мира как  причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает  в роли производной  причины: сознание через  практику оказывает  обратное влияние  на породившую его  действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному  сознанию, прежде всегопрогрессивным идеям, которые, овладевая  массами, становятся “материальной силой”.

6.

Общественное  сознание и его  преобразовательная сила. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения  объектов природного мира: отношение “субъект-объект”  не может породить сознания. Для этого  субъект должен быть включен в более  сложную систему  социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую  мы должны освоить, чтобы  обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая  же, как, например, государство  или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие. Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”. Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

7. Заключение.

В заключение рассмотрения темы  настоящего

реферата  необходимо резюмировать все вышесказанное  и подвести некоторые  итоги.

Итак:

1)  Сознание - высшая  форма отражения

действительного мира, свойственная только человеку. Оно  связано с

членораздельной речью, логическими  обобщениями, абстрактными понятиями.

2)  “Ядром” сознания, способом его

существования является знание.

3)  Формирование сознания  связано с

возникновением  труда.

4)  Необходимость труда  в процессе общения

вызвала появление языка. Труд и язык оказали  решающее влияние  на становление

человеческого сознания.

5)  Сознание - функция  сложнейшей

материальной, физиологической  системы - человеческого  мозга.

6)  Сознание имеет  многокомпонентную

структуру, тем не менее оно - единое целое.

7)  Сознание обладает  возможностью

воздействовать  на окружающую его  действительность. Оно  активно. 

III. Заключение.

Сущность  и структура сознания проблема происхождения  и его специфика  дисциплина философия. Происхождение и  сущность человека его  объективное место  во Вселенной и  субъективная роль. Происхождение и  сущность сознания роль труда языка и  социальных отношений  в становление. Теория отражения как  способ материалистического  объяснения природы  и сущности сознания. Возникновение сознания Роль общения труда  и языка в формировании и развитии сознания. Сознание его происхождение  и сущность общественная природа и творческая активность. Сознание как субъективная духовная реальность и специфическая  особенность человека. Развитие форм отражения  в живой и неживой  природе Общественная сущность сознания. Сознание его специфика  и структура проблема происхождения Москва Россия Москве. Сущность и структура сознания проблема происхождения  сознания и его  специфики. Содержание общественной психологии как составная часть общественного сознания. Контрольные по философии роль труда и языка в формировании сознания человека. Происхождение и сущность сознания сознательное и бессознательное в философии. Происхождение сознания Роль труда языка и общения в возникновении сознания. Философские аспекты происхождения и сущности сознания Москва Россия Москве.

Информация о работе Сознание происхождение и сущность