Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:30, реферат
1.Постановка проблемы сознания в философии
2. Роль деятельности, общения и языка в формировании и развитии сознания.
3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.
4. Сознание и самосознание.
СОЗНАНИЕ,
ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И СУЩНОСТЬ
1.Постановка проблемы сознания в философии
2. Роль деятельности, общения и языка в формировании и развитии сознания.
3. Структура
сознания. Сознательное и
4. Сознание и самосознание.
Целью
данной темы является изучение сущности
сознания, принципов его происхождения
и структурных компонентов. Для этого
следует очертить этапы историко-философского
становления объема понятия сознания,
дать характеристику ее составляющих,
определить личностный и исторический
аспекты развития проблемы сознания. При
этом сознание необходимо рассматривать
в контексте таких форм его проявления
как самосознание, мышление, язык.
1. Постановка проблемы сознания в философии
Сознание - это наиболее общая категория философии, которая соотносится с такой же всеобщей категорией как материя. Они выражаются друг через друга в пределах основного вопроса философии.
Какова же сущность сознания? Каково его происхождение? Этот вопрос такой же давний, как и сама философия. Выведение существенных характеристик сознания происходило в течение всей истории философии. Разные философы в разные эпохи по-разному толковали сознание.
В античной философии еще Гераклит, говоря о трудностях познания, выражал мнение о темной и светлой его стороны, о чувственном и умственном познании.
Демокрит, как и Гераклит, говорил о двух видах познания. И он первым осуществил попытку создать науку о понятиях как формах мышления - логику.
У Платона знание - это припоминание.
Аристотель первым разработал логику как науку о правильном мышлении, у него это учение о категориях как мыслимом отображении действительности.
Древнегреческая философия толковала сознание как невещественный феномен и преимущественно через нравственность. Но в учениях представителей натурфилософии (Фалеса, Анаксимена, Гераклита), а позже у Демокрита, Эпикура и Лукреция, душа толковалась как порожденная материальными стихиями. Ей приписывались некоторые характеристики ума. Сократ поставил вопрос о необходимости формирования понятийного мышления, которое, как он доказывал, является познанием противоречий. Вместе с тем, Сократ подчеркивал функциональность сознания как блага, когда душа владеет истиной. Платон толковал душу как такую, которая владеет объективной истиной, а последняя носит вечный и неизменный характер и диктует человеку определенную “линию поведения”. По Аристотелю, душу нельзя рассматривать независимо от тела, она является “внутренней формой живого тела” и реализует его сущность. Аристотель анализирует возможность души чувствовать, представлять и мыслить.
В средневековой христианской философии сознание толкуется как “душа”, в которой вера должна совмещаться с аргументами ума, но познание Бога является мистическим, иррациональным. Фома Аквинский обосновал возможность души выходить за пределы тела. Тем самым обосновывалась идея воскресения.
В эпоху Возрождения Дж. Бруно толкует душу как такое свойство мира, которое восходит к Мыслящему духу. Мировая душа, по Бруно, находится не вне границ мира, а в нем самом как его собственная внутренняя форма.
В философии Нового времени большинство философов исходят из независимости разума от веры и науки и от религии. Сознание впервые становится предметом научного познания. Учение Ф.Бэкона об идолах является развитием учения о сущности сознания: сознанию свойственны заблуждения, от которых нужно избавляться. Бэкон выделял три способности сознания: память (на нее опирается история), воображение (имеет важдное значение для поэзии), рассудок (который лежит в основе философии, математики и естествознания). Д. Локк выводит сознание из чувственности и утверждает: “нет ничего в уме, чего бы не было в ощущении”. Гоббс впервые связал мышление и язык. Достоверное знание возможно лишь благодаря языку. Особенное значение для последующего развития философии имеет концепция Спинозы об идеальном, которое толкуется как атрибут - неотъемлемое свойство субстанции.
Философы французского Просвещения, оставаясь механицистами в толковании происхождения сознания, в силу того, что философия этого периода характеризуется направленностью на решение социальных проблем, рассматривают сознание на уровне соотношения общественного бытия и общественного сознания.
В немецкой классической философии философы-идеалисты обосновали сознание и мышление через универсальные законы и категории. Кант толковал разум как априорную форму мышления, которая дана от рождения, тогда как рассудок формируется в практическом опыте. У Гегеля сознание - это состояние саморазвития абсолютной идеи. Тем не менее и здесь не была раскрыта социальная, социокультурная сущность сознания. Вульгарный материализм примитивно толковал происхождение мышления: мозг производит мысль так, как печень продуцирует желчь.
Марксистская философия, использовав теоретические принципы этих идеалистических систем и опираясь на данные естествознания и диалектический метод, разработала диалектико-материалистическое учение о происхождении сознания, вывела материалистические основания его происхождения. Сознание - вторично, но не потому, что его когда-то не было, а потому, что оно является продуктом высокоорганизованной материи - человеческого мозга. Оно не дано от рождения, а производится человеком в процессе жизнедеятельности и бытия в культуре, активного усвоения достояний культуры.
Противопоставлять материю и сознание невозможно. Биологическая форма жизни - лишь предпосылка появления сознания. Сознание существует реально, но это субъективная реальность. Сущность сознания - идеальна, но ее источник материален.
Сознание
- это высшая, свойственная
лишь общественному
человеку функция головного
мозга, сущность которой
заключается в целеустремленном
психическом отображении
объективного мира и
творческом формировании
идеальных объектов,
аналогов которых еще
нет в природе. Она основывается на воображении
и фантазии. По физиологическим свойствам
сознание является рефлекторным процессом.
Но сознание не сводится
лишь к физиологичному
свойству. Основой его
возникновения являются
общественные процессы:
трудовая деятельность,
разные формы общения
людей, язык, чувства,
эмоции.
2. Роль деятельности, общения и языка в формировании и развитии сознания
Сознание – это состояние психической жизни индивида. Оно выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчёте об этих событиях. Сознание противопоставляется неосознаному в разных его вариантах.
Сознание
- одно из центральных понятий
Наиболее распространена концепция отождествления сознания со знанием: все, что мы знаем, - это сознание, и все, что мы осознаем, - знание. Другое дело, что это знание может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, который допускает возможность последующего его изучения. Осознания субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Вместе с тем современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом неосознаваемого знания. Это, например, индивидуальное неявное знание. Таким образом, знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным.
Есть и другие концепции сознания, например, распространена феноменологическая концепция: главное в сознании не знание, а его направленность, интенциональность: я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его с помощью моей интенции, он становится объектом моего сознания.
Сознание - идеально. Идеальное - это способность сознания, разума воспроизводить реальность в ощущениях, мыслях, языке и деятельности человека.
В логическом плане идеальное - это особый род объектов, которые идеализируются, обладают собственным бытием и особыми правилами операций с ними (это числа, фигуры, абстрактные объекты наук).
Есть и социальный план идеального - это совокупность общезначимых культурных норм, правил религии, морали, искусства, науки. Эти нормы регулируют человеческие взаимоотношения.
В индивидуально личном плане идеальное - это внутренний мир человека, он представлен в виде его потребностей, целей, желаний, эмоций, мыслей, духовных и душевных ориентаций. Эти силы идеального служат побуждениями человеческой активности в мире.
Идеальное всегда связано с определенными материальными структурами языка, мозга, орудиями труда, но не совпадает с ними, поскольку задачи идеального выражать, представлять формы других тел, которые находятся вне его материальной досягаемости. Такое свойство, опосредованность идеального - весьма существенно, хоть и парадоксально: идеальное - это способность выражать, представлять природу других объектов, оставаясь при этом самим собой.
Отражение - основная характеристика сознания и познания с точки зрения философии диалектического материализма. Сознание и познание понимаются в рамках этой концепции как отражение, воссоздания характеристик предметов, которые существуют объективно, - реально, независимо от сознания субъекта.
Понимание познания как отражения было сформулировано Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В советской философии идеи Ленина относительно познания как отражения, а также об отражении как свойстве всей материи догматизировались и получили название «ленинской теории отображения». Последняя толковала отражение как единственное возможное понимание познания и сознания. В действительности высказывания Ленина об отражении не составляют единственной и последовательной концепции и допускают разную интерпретацию.
Ленин подчеркивал непосредственную данность сознанию познаваемого предмета (материя, например, определяется как объективная реальность, «данная нам в ощущении»). Но такой подход несовместим с признанием существования посредников в процессе получения знания - следов, образов, копий. Между тем, по Ленину, субъект получает знание о реальных предметах только с помощью образов как каких-то самостоятельных образований.
У Ленина есть также другая интерпретация понятия отражения - как соответствие идеального предмета реальному оригиналу. Ленин много раз уподобляет образ отпечатку, картине, копии предмета. Такая интерпретация получила широкое распространение. Отражение толковалось как изоморфное или гомоморфное соответствие образа предмету. Такое понимание широко использовалось в идеях теории информации, кибернетики, семиотики, теории моделирования и других когнитивных дисциплин.
Вместе с тем теория отражения сталкивается с трудностями, которые имеют реальное значение при разработке проблем сознания и познания.
Сознание в своих развитых формах является социально-культурным продуктом. Если сравнить уровень интеллекта младенцев, которые воспитываются в семье и в Доме младенца, то разница между ними разительна. Более развитые - дети в семьях. Человек - открытая система потребностей и удовлетворяет их специфически человеческим способом бытия в культуре. Человек сам создает условия своего существования. В этом процессе важную роль играют труд и общение, появление языка. Недаром М. Хайдегер назвал язык домом бытия. Человек выражает себя в языке, его понимают через язык, выслушивание.
Люди начинают выделять себя из природы, когда начали изготовлять орудия труда. Труд - это процесс обмена веществ между человеком и природой, это органическая основа человеческой кооперации и партнерства. Человек своей деятельностью обусловливает и контролирует этот обмен веществ.
Но не только труд, трудовая деятельность лежат в основе формирования сознания. Любая творческая деятельность (научная, поэтическая, художественная, религиозная и т.д.) являются важным фактором развития сознания.
Основной чертой, которая отличает практику человека от деятельности животного есть то, что человек покоряет мир, подчиняет его себе в зависимости от собственных потребностей. Таким образом, человек способен овладеть бесконечным количеством форм деятельности. Животное от природы запрограммировано на один единственный от деятельности и никогда в принципе не может овладеть другим. В этом смысле человек покоряет себе окружающий мир, животное приспосабливается к окружающему миру. Человек может жить в любых обстоятельствах, а животное может жить лишь в условиях, на которые оно запрограммировано биологически. Именно поэтому, в отличие от животных, человек является существом универсальным. Человек осознает свои потребности, а животное действует инстинктивно. Поскольку же общественная практика носит сознательный характер, то сознание выступает идеальным орудием труда, ведь практика человека не может осуществляться вне осознания своей цели.