Сознание, его происхождения и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:30, реферат

Краткое описание

1.Постановка проблемы сознания в философии
2. Роль деятельности, общения и языка в формировании и развитии сознания.
3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.
4. Сознание и самосознание.

Файлы: 1 файл

soznanie.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Существуют  индивидуальное и  общественное сознание. Вместе с тем, эти формы сознания не являются абсолютно изолированными одна от другой - не существует индивидуального сознания без общественного, и наоборот. Но неверно толковать общественное сознание как определенную сумму “индивидуальных сознаний”. Равно как и индивидуальное сознание нельзя понимать как обособленный “экстракт” общественного сознания - они являются тождеством противоположностей, взаимообусловливающих и взаимообогащающих друг друга.

     Общественный  характер сознания как феномена человеческой жизнедеятельности проявляется в разнообразии таких его форм, как философия, религия, наука, искусство, мораль, правосознание, социальная психология и др. 

3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное

     Сознание имеет сложную структуру. Оно включает не только осознаваемые компоненты, но и бессознательное, а также самосознание.

     Бессознательное – это неосознанное, подсознательное. Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе - припоминание душой  общих истин, которые наблюдались ею в мире идей, до вселения её в тело. Впоследствии идеи о бессознательном развивались в разных направлениях. Но революцией в понимании бессознательного стало учение З. Фрейда. Он различал собственно бессознательное - то, что вообще никогда не осознается в оригинальном виде (сексуальные и агрессивные влеченья, вытесненные из сознания мысли, импульсы), а также то, что может осознаваться при определенных условиях (нормы морали, ценности). Осознается только то, что совместимо с социокультурной конституцией личности. К области бессознательного относят также так называемое «архаичное наследие» человечества - коллективную копилку представлений, типичных реакций и механизмов психики. Эти идеи коллективного бессознательного были широко развитыми К. Юнгом.

     Специфическими проявлениями сознания являются: мышление как опосредствованное, теоретическое сознание, которое не может направляться на само себя; разум как теоретическое сознание,  тождественное законам и формам объективного мира; рассудок как форма логического рассуждения; здравый смысл как жизненно практическое рассуждение и другие проявления человеческого сознания.

     Рассудок - тип умственной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимо условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивает, систематизирует предметы познавательной деятельности.

     Разум - философская категория, которая выражает высший тип умственной деятельности, которая противопоставляется рассудку. Различение рассудка и разума как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, разум направлен на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение разума как высшей по сравнению с рассудком степени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж. Бруно и связывалось со способностью разума постигать единство противоположностей, которые рассудок разводит.

     Наиболее  детальную разработку представления о двух уровнях умственной деятельности в понятиях рассудку и разума получает в немецкой классической философии - у Канта и Гегеля. Согласно Канту, «всякое наше знание начинается с ощущений, переходит потом к рассудку и заканчивается в разуме». В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях данным чувствам материалом, на который налагаются априорные формы рассудка, мышление, разум стремится выйти за пределы заданного возможностями чувственного созерцания «конечного» опыта. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сути мышления, однако реально достичь её невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, разум запутывается в неразрешимых противоречиях - антиномиях. Разум, согласно Канту, может выполнять только регулятивную функцию поиска недосягаемых предельных оснований познания, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант не отрицал возможностей неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, то есть взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое носит всегда «конечный» характер, не может по определению исчерпать реальность этого мира. Это сильная антидогматическая направленность против всяких попыток построения законченной «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом.

     В отличие от Канта, Гегель считал, что, именно достигая стадии разума, мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Границы мышления, по Гегелю, не вне мышления, то есть в опыте, созерцании, а внутри мышления - в его недостаточной активности. Подход к мышлению как лишь формальной деятельности по систематизации данного извне материала, что свойственно для рассудка, преодолевается, по Гегелю, на стадии разума. Внутренним стимулом работы разума для Гегеля выступает диалектика познания, которая преодолевает внутренние противоречия предмета познания.

     Недостаток  гегелевской концепции заключается  в том, что разум способен достичь абсолютного знания. Но развитие познания никогда не замкнуто в пространстве разума, а допускает обращение к опыту, взаимодействую с эмпирическим знанием, допускает многовариантность действий, критический анализ разных проблемных ситуаций.

     В философской традиции рассудок как начальная, низшая стадия мышления противопоставлялась разуму как высшей познавательной способности. Осуществляя нормативную функцию по отношению к материалу чувственности, рассудок привносит форму в знание, содержание которого задается чувственным созерцанием. При этом Кант считал, что применение правил рассудка в реальном познании обязательно должно быть связано со способностью мысли - возможностью живого человеческого сознания применять общее нормативное правило в конкретной ситуации.

     Сознание  не существует вне  мышления и языка. Следовательно, особенности сознания, мышления и языка выступают явлениями одного порядка, поскольку не существуют независимо друг от друга. Язык - это практическое сознание.

     Мышление - это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями ощущений и воли с целью получить необходимую для овладения ситуацией директиву. Мысль всегда находит языковое выражение. Значит, мышление - это немой, внутренний язык, а язык - это озвученное мышление.

     Часто мышление начинается с ситуации, а потому сначала это ситуативное мышление. Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на то, что представляется, то речь идет об абстрактном мышлении. Оба способа мышления переходят один в другой.

     Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

     Слово находится между сознанием и мыслимым предметом. Оно принимает участие в бытии и того, и другого. С помощью слов мы разделяем предметы. Но слово также и связывает предмет и сознание. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление.

     История всякого языка  отображает социальную историю ее народа. В языке находит выражение та или иная сфера жизни, определенная область опыта, переживаний (так, слово «море» значит для рыбака нечто иное, чем для курортника). Корни слов показывают, какие предметы были важнейшими для народа в период формирования языка. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис - как он думает. Язык точнее всего характеризует народ, поскольку является объективным духом народа. Характерным, например, есть тот факт, что у бедуинов есть множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафриканские охотники имеют множество слов для выражения разных оттенков коричневого цвета и только по одному - для выражения каждого из всех остальных цветов. И если в славянских языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, например, в романо-германских языках, то это говорит о том, что проблема существования,  реальности здесь не стоит здесь с такой остротой, как в культуре романских и немецких народов.  

4. Сознание и самосознание

     Направляя познавательную активность на себя, сознание становится самосознанием, в результате чего сознание выступает средством выделения человека из мира, способом взглянуть на себя «извне».

     Самосознание  – это осознание субъектом самого себя, состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей лица, системы ценностей, преимуществ и стремлений). В некоторых случаях самосознание включает самооценку. Самосознание - одно из центральных понятий классической западной философии. Согласно Декарту, самосознание - единственное достоверное, бесспорное знание, которое поэтому может выступать основанием всей системы знания.

     Вместе  с тем понимание самосознания связано с серьезными трудностями. Как факт психической жизни самосознание бесспорно. Как метод изучения сознания оно использовалось психологией. Но каким образом субъект может  воспринимать состояния собственного сознания (свои мнения, представления, переживания и др.)? Обычное восприятие возможно с помощью органов чувств. С помощью каких органов чувств можно воспринимать факты своего сознания? И кто в этом случае является воспринимающим субъектом? Где он находится?

     Решающим  для понимания самосознания является не осознание сознания, а восприятие собственного тела и его места  в системе других тел и событий  физического мира. Это самовосприятие является необходимым условием восприятия внешнего мира, существующего независимо от воспринимающего субъекта. Субъект видит свои руки, ноги и другие части тела, слышит и видит свои шаги, слышит звуки собственного голоса, чувствует движения своих конечностей и головы, получает разного рода информацию от всех частей тела. Это позволяет ему специфицировать свое изменчивое положение в реальном мире и воспринимать реальные ситуации такими, какими они есть.

     Высшая  форма самосознания - рефлексия, когда субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в том числе и своего Я. Я возникает как продукт рефлексии, как результат отношения к себе со стороны обобщенного другого субъекта и возможно лишь в рамках коммуникативного взаимодействия с другими людьми с помощью языка. В отличие от простых форм самосознания рефлексия возникает только в определенных ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и свое Я, свои установки и системы ценностей. В акте рефлексии Я делает себя собственным объектом.

     Самосознание  не является особенным «внутренним  взглядом», который разглядывает некоторые  идеальные образования, размещенные  в поле сознания как в картинной  галерее. Акт самосознания - это получение  знания о способах деятельности во внешнем мире, об отношениях субъекта к другим людям, к принятым в данном содружестве системам ценностей.

     Самосознание - это деятельность мышления. Как  деятельность мышления самосознание может приводить к ошибкам. Так, субъект может допускать ошибки при восприятии собственного тела. Например, неправильно локализовать место боли, ощущения интенсивности боли может зависеть от разных факторов, хотя сама боль может не меняться. Однако ошибок при самовосприятии тела гораздо меньше, чем при восприятии внешних тел, что объясняется максимальной близостью объекта восприятия и воспринимающей системы.

     Сознание  невозможно без самосознания. Без самосознания субъект не может контролировать собственные действия - как внешние, так и внутренние (работу мышления, воображения, желания). Высшая форма самосознания - рефлексия, когда субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания. Рефлексия возникает только на основе овладения языком и другими средствами коммуникации.

     Сознание - это специфическое проявление духовной жизнедеятельности человека, связанной с познанием, которое делает неизвестное известным. Познавательно направляя себя на реальный мир, сознание трансформирует его натуралистические и психологические параметры, трансформирует их в идеальный мир. 

Термины и понятия

      Сознание - специфическое проявление духовной жизнедеятельности человека, связанное с познанием, которое делает известным, содержание реальности, которая приобретает предметно-языковую форму знания.

      Идеальное - философская категория для обозначения невещественной, суб’ективно-духовной природы сознания, это образ объективной реальности в формах деятельности человека, в формах ее сознания и воли.

     Отражение – это свойство материальных объектов изменяться под воздействием взаимодействия между собой и хранить изменения, которые возникают, в специфических формах: знаках, отпечатках, структурных превращениях и тому подобное.

     Самосознание - осознание индивидом своей естественной, интеллектуально духовной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественного производства и общественных отношений. Специфика самосознания заключается в том, что оно выражает сущность внутреннего мира личности, отношение субъекта к объективному миру через непосредственное отношение к самому себе.

Информация о работе Сознание, его происхождения и сущность