Происхождение и сущность сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 08:42, реферат

Краткое описание

Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного в общей психологии
Объект: Сознание и бессознательное в рамках общей психологии
Предмет: Соотношение сознания и бессознательного в психологической науке

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Происхождение и сущность сознания. 3
ГЛАВА II.Структура сознания 7
ГЛАВА III. Соотношения сознания и бессознательного
3.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного 9
3.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе 10
3.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ РЕФ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              2

ГЛАВА I. Происхождение и сущность сознания.                                                3 

ГЛАВА II.Структура сознания                                                                               7

ГЛАВА III. Соотношения сознания и бессознательного

3.1 Л.С. Выготский о проблеме  соотношения сознания и бессознательного    9

3.2 Рассмотрение проблемы соотношения  сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе                                                                                            10

3.3 Взгляд современных  украинских учёных на проблему  соотношения сознания и бессознательного                                                                                11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                   15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема соотношения сознания и бессознательного на данный момент одна из основных в общей психологии. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические  процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, осознается им. Кроме сознания, в психике человека есть и бессознательный уровень. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных  данных вопрос об отношениях между  сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которые по-разному соотносятся с сознанием.

Проблема соотношения сознания и бессознательного, является актуальной, т.к. не все стороны нашей деятельности регулируются со стороны сознания. Изучение тех явлений нашей жизни, которые содержаться на бессознательном уровне поможет нам глубже понять и предугадать деятельность человека.

Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного в общей психологии

Объект: Сознание и бессознательное  в рамках общей психологии

Предмет: Соотношение сознания и  бессознательного в психологической  науке

Задачи:

Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения  сознания и бессознательного

Проанализировать взгляды отечественных  психологов на проблему соотношения  сознания и бессознательного

 

1.Происхождение и сущность  сознания

 

Проблема происхождения сознания является одной из глобальных философских тем, которая не может иметь окончательного решения, но всегда побуждает к поиску истинного ответа. Это «сквозная» тема онтологии, гносеологии, антропологии, т.к. она выражает сущностную характеристику бытия человека в мире.

Среди всего многообразия философских  концепций по этой теме можно выделить два основных подхода. С точки зрения одного из них - субстанциального, весь мир представляет собой осмысленную реальность. Такова фундаментальная идея субстанции как первоосновы разумно организованного Космоса в философии досократиков. Человек как микрокосм включен в единый порядок бытия и пребывает в состоянии соответствия, гармонии с ним.

Эта идея получила развитие в обосновании  двойственной природы бытия (чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого) в философии Демокрита и Платона. У Демокрита мир - разумно организованная телесно-чувственная субстанция и человек - «умное тело» среди других чувственно-воспринимаемых вещей. У Платона мир - идеальная субстанция, воплощенная в пространственно-телесной форме, и человек - «живая душа», припоминающая свое единство с «миром идей».

Синтезом этой идеи в античности стала философская система Аристотеля, в которой выделяются разные уровни бытия, где наряду с природой существует сущее, идеи пребывают в вещах, идеальная форма организует материю. И человек — это синтез природно-чувственного (тела) и божественно-сверхчувственного (ума).

Новый поворот в теме субстанциальности  сознания произошел в средневековой  христианской философии. Она исходит  из начальной двойственности, иерархичности божественного и природного, сущности и существования, которые едины только в Боге — Абсолютной Личности. А в мире это единство пребывает как возможность, открывающая беспредельное пространство личной свободы для осуществления. Субстанциальность сознания обретает историческое направление. Положение человека в мире трагически противоречиво. Он находится в состоянии неустойчивого равновесия между Богом и природой. В сущности («внутренний человек») он един с Богом, а в существовании («плотский человек») он противник Бога. Обретение субстанциального единства с Богом - это личная история, духовная задача человека, решение которой не зависит от внешних обстоятельств, не нуждается в объективных доказательствах, а связано только с актом веры - внутренним личным контактом с Богом.

В эпоху Возрождения субстанциальность  сознания реализуется в идее пантеизма - тождества природы и Бога. Природа, по выражению Дж. Бруно, «...есть не что иное, как Бог в вещах». Человек - высшее достижение природы, способное через свое тело и свою душу постичь красоту и божественную гармонию свободной творческой активности природы. Субстанциальность сознания обретает многонаправленность. Достоинство человека заключается в богатстве его индивидуальности, многообразии деятельности, творческих способностях. Развитие человека не имеет единого направления, не связано никаким божественным законом, а является свободным определением абсолютной человеческой индивидуальности.

В Новое время возобновилось  противопоставление Бога и природы, но оно приобрело новые черты в идее деизма, согласно которой Бог, сотворив мир, не вмешивается более в объективное течение его событий. Природа - Абсолют, а Бог - первопричина и общий принцип ее организации. Учение о субстанции обогатилось новыми представлениями о ее структуре в философии Декарта, Спинозы, Лейбница. Сознание становится структурным элементом природы. Человек - природное существо, способное разумно организовать свою жизнь. Для этого ему необходимо знать, как образовать свои чувства и разум, чтобы быть способным познать общую и необходимую истину природы. Субстанциальность сознания обретает деятельностный характер, и эта деятельность представляет собой интеллектуальный, духовный процесс самосознания. Наиболее полно эта черта проявила себя в классической философской системе Гегеля, где она обрела глобальное историческое измерение.

Все философские концепции этого  типа ориентированы на поиск глубинных (космических, божественных, универсально-природных) оснований бытия и обоснование включения человека и человеческого сознания в общий порядок бытия.

С точки зрения другого подхода - атрибутивного, сознание - одно из свойств материи. Центром этого типа философских концепций становится поиск собственных оснований человеческого бытия и отличия человека и человеческого сознания от других свойств природы.

Атрибутивность сознания обосновывается во французском материализме XVIII века. Сознание — это чувствующая материя. Этим свойством обладают все вещи, но у одних оно присутствует в пассивной, потенциальной, а у других - в активной, актуальной форме. Чувствительность — это проявление потенциального свойства при переходе от нечувствующей материи к чувствующей. Человек - природное существо, «чувствующая машина». Его сознание зависит от строения его тела, органы которого более подвижны и свободны, чем у животных. Поэтому, хотя человек формируется медленнее, - человеческий разум сильнее, чем инстинкт, что и окупает время роста.

В XIX веке в среде немецких физиологов утверждается положение о том, что сознание - функция качественно определенной материальной структуры - человеческого мозга. Мозг выделяет сознание, как печень - желчь. Сознание - способ соединения мозгового вещества, поэтому присуще мозгу, как магнетизм - магниту. Можно также вычислить скорость мысли, как любого обменного процесса, так как в процессе мышления мозг излучает тепло. Исходя из этого рассуждения, можно вывести следствия; сознание можно отделить от мозга и получить в качестве отдельной физиологической субстанции; сознание должно зависеть от физиологии мозга; способности, талант, профессиональные навыки должны наследоваться, как группа крови, скорость протекания обменных процессов и т.д. Эти следствия являются достаточно спорными. В логике широко используется способ косвенного доказательства:если из суждения вытекает противоречие, то это суждение следует считать ложным. Биологические факторы, конечно, влияют на человеческое сознание, но вряд ли составляют его суть. Вышеуказанная точка зрения получила название «вульгарный» или «физиологический» материализм.

Принципиально новый поворот в  теме атрибутивности сознания был сделан в марксистской философии. Атрибутивность сознания обрела социально-историческое измерение. Сознание - результат развития всеобщего свойства материи - отражения. Его возникновение связано с глобальным процессом становления человека и социума - антропосоциогенеза.

Введение понятия отражение в онтологию и гносеологию оказалось плодотворным. Теория отражения непротиворечиво и эвристично осуществила реализацию эволюционного принципа. Отражение - атрибутивное свойство материальных систем запечатлевать в своей структуре или состоянии след от взаимодействия с другими материальными системами. Отражение - это способность, материальных систем вступать во взаимодействие с окружающим миром и адекватно реагировать на это взаимодействие. Такая способность является одним из необходимых условий любой формы существования. Чем выше организация природных систем, тем сложнее и избирательнее характер их отношений с окружающей средой. Качественные различия типов материальных систем, особенности их взаимодействий выражаются в понятии «форма отражения». Формы отражения изменяются в результате эволюции материального мира от неживой природы (простейшие - механические, химические, физические взаимодействия) к живой природе (информационные - раздражимость, чувствительность, рефлекс, психика) и затем к социуму (сознание человека).

Важнейшим шагом в эволюции материи  от неощущающей к ощущающей и  далее к материи, которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного отражения на базе его простейших форм. Информационным называется такое отражение, которое связано с активным использованием результатов внешних воздействий. В данном контексте информация понимается как свойство явлений быть побудителем известных действий, способность активной ориентации в окружающем мире. Информационное отражение возникает только в системах, способных активно строить свое движение во внешней среде. При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение системы не прямо, а косвенно. Это воздействие опосредуется приведением в активное состояние заложенной в материальной системе внутренней программы построения движения. Т.о. внешнее воздействие выступает лишь сигналом, но не самой причиной организации движения, каковой является программа. Информационное отражение обладает двумя важнейшими свойствами – избирательностью и опережающим характером.

Информационное отражение возникает  на уровне живой природы и имеет  следующие виды:

1)       раздражимость простейших одноклеточных животных и растений;

2)       возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека (нейрофизиологическое отражение);

3)       психическое отражение.

На социальном уровне также можно  выделить три специфических вида информационного отражения:

1)       индивидуальные формы сознания;

2)       общественное сознание;

3)       искусственные информационные и кибернетические формы отражения в технике.

Итак, сознание возникает на определенном уровне развития материи в ходе антропосоциогенеза. Антропосоциогенез - глобальный процесс перехода от биологической эволюции к социальной жизни. Основные факторы этого процесса исследовал Ф. Энгельс. Это: появление нового биологического вида homo sapiens с отличительными морфологическими признаками, химической структурой; возникновение нового способа жизнедеятельности - производительной; целенаправленная деятельность - труд, который «начинается с изготовления орудий труда»; вытеснение биологических связей социальными отношениями, складывающимися вокруг определенных типов социальной деятельности; появление новой формы отражения - сознания; возникновение нового способанаследования опыта - социального общения, который закрепляется и воссоздается через культурные формы - предмет, язык, социальные институты.

В марксистской философии сознание - «осознание человеком своего бытия» (К. Маркс), а бытие людей создается трудом человеческих поколений. Сознание ориентирует человека на взаимодействие с миром людей, выводит его за пределы собственно биологических потребностей в мир объективных социальных отношений. Сознание - высшая идеальная форма отражения социального и природного бытия. Его сущностные свойства - идеальность, предметность, социальность, историчность.

Важной специфической чертой сознания является его активность. В истории философии сложились две традиции понимания активности сознания.

1. Идеалистическая. Окончательно оформилась в рамках немецкой классической философии. Сознание человека в ней выступает как сила, творящая мир, в котором живет человек. У Канта это было обусловлено структурой познающего субъекта, у Фихте – всем строем бытия, т.к. субъективное сознание провозглашалось первоосновой. Шеллинг и Гегель обосновали активность сознания человека как тождественного объективной первооснове мира. В любом случае, воспринимаемый человеком мир являлся результатом деятельности сознания – субъективного или сверхсубъективного, мирового духа, а познание было направлено на раскрытие сущностных черт этой первоосновы, т.е. само на себя.

Информация о работе Происхождение и сущность сознания