Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 08:42, реферат
Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного в общей психологии
Объект: Сознание и бессознательное в рамках общей психологии
Предмет: Соотношение сознания и бессознательного в психологической науке
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Происхождение и сущность сознания. 3
ГЛАВА II.Структура сознания 7
ГЛАВА III. Соотношения сознания и бессознательного
3.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного 9
3.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе 10
3.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Материалистическая.
В XX веке происходит глобальный онтологический сдвиг в понимании природы мира и человека. Формируются новые представления о бытии как бытии человека в мире; об иррациональной сущности человека; о многоуровневой структуре человеческого сознания.
Особая роль в одном из направлений
современного философско-познавательного
процесса принадлежит психоанализу.
Попытка решения
поставленной проблемы была предпринята
в аналитическом психоанализе К.Г. Юнга.
Для объяснения состояния «раскола европейской
души» необходимо выйти за пределы биохимических
и физиологических процессов в широкую
сферу культуры. Душа - такой же продукт
эволюции, как и тело. Основанием личного
бессознательного является «коллективное
бессознательное» - генетическая духовная
память человечества, которую можно обнаружить,
погружаясь в глубину жизни души. Основными
понятиями в психоанализе К.Г. Юнга, наряду
с «коллективным бессознательным», являются
понятия «индивидуация» и «самость». Коллективное
бессознательное - сфера архетипа, типических
эмоциональных реакций, которые становятся
устойчивыми душевными структурами, упорядочивающими
«вещество» индивидуального опыта (архетипы
Бога, матери, героя и т.д). Коллективное
бессознательное живет своей жизнью. В
нем скрыта образно-символическая память
человечества, охраняющая человека от
превосходящей его психической энергии.
Распад психического космоса, обособление рационально-
Попытка иного
рода была предпринята в неофрейдистском
социальном психоанализе Э. Фромма. Э. Фромм
в своей теории человека исходит из взаимодействия
социальных, и психологических факторов,
синтезируя их в понятии социальный характер.Социальный
характер - адаптация психики к конкретным
социальным условиям. Он выделяет четыре
типа социальных характеров:рецептивный (в
основе которого лежит мазохистский психический
механизм), эксплуататорский (
Феноменология начинает
с того, что предлагает занять особую трансцендентную
позицию, с которой откроется эта реальность
- превратить сознание в объект, освободить
его от предметного содержания с тем, чтобы
обнажилась чистая субъективность, интенциональность.
В русле феноменологии, экзистенциализма и герменевтики создается новая онтология - онтология сознания. Надо рассуждать не о мире вне в по ту сторону человека, а о сознании как духовной среде, прядающие миру смысл, превращающий мир в человеческое бытие. Как выделить эту реальность? Как она себя выражает? Какова ее структура, сущностные свойства?
2.Структура сознания
Теперь мы переходим к третьей
основной категории метатеории сознания
- "структуре сознания". Нам представляется,
что структура сознания будет содержанием,
абстрагированным от состояния сознания,
то есть от того первоначального условия,
которое мы ввели, когда вводили понятие
"состояние сознания", а именно, что
оно есть нечто, не существующее вне приуроченности
к индивиду. Структура сознания принципиально
не-индивидуальна. Структура сознания
может быть названа содержанием и может
быть названа формой, частично покрывая
то, что в некоторых философских течениях
и школах называется "формой сознания".
Структура сознания представляется нам
каким-то чисто "пространственным"
образом существования сознания. Когда
мы говорим, что сознание существует, то
представляем себе, что существует ряд
совершенно конкретных явлений сознания,
мыслимых как конкретно различные или
одни и те же в отношении содержания. Допустим,
такой элементарный случай: несколько
человек высказывают какую-то общую идею,
этим давая нам возможность обнаружить
какие-то "одинаковые тексты". Эти
несколько человек могут жить одновременно,
или они могут жить в разные века или в
разных тысячелетиях, или, можно сказать
так: какие-то "тексты сознания" прочитаны
в разное время и в разных местах. И этим
предполагается, что как факт сознания
они одинаковы, ибо у нас нет оснований
с точки зрения содержательного подхода
к тексту в этом сомневаться. Мы не знаем,
кто прочел, но мы знаем, что прочитано.
Или, говоря метафорически - "сознание
прочитало сознание". Нам важно, что
прочитало сознание и что оно прочитало.
Тут предполагается и определенная длительность
этого содержания. И когда у нас есть ряд
таких текстов, то мы можем сделать один
элементарный вывод, что такого рода текст
"вообще есть", - не то, что он возникает
в "разных местах, в разное время, а что
он - "есть".
Мы говорим: текст, а не тексты, потому
что, если мы считаем их одинаковыми с
точки зрения нашего подхода, то у нас
нет основания говорить: "тексты".
Ведь математик не говорит: "числа 5", но говорит "число
5", хотя оно может фигурировать в тысячах
и миллионах случаев, связанных с различными
прагматическими, временно-пространственными
ситуациями. Мы можем сказать: вот существует
такой факт сознания, предполагая определенное
содержание. Но это еще не есть структура
сознания. Мы говорим, что нечто здесь
существует, и на это существование длительности
содержания сознания в каких-то случаях
можем накладывать определенные рамки,
то-есть в каком-то смысле мы можем говорить,
что существует определенный текст сознания,
и в то же время, если мы про какой-то текст
говорим, что он существует, у нас есть
некоторые основания думать, что в этом
месте существует сознание. Это во-первых.
Что в этом месте не существует другого
текста сознания - во-вторых. И что есть
место, где этого текста сознания не существует
- в-третьих. (Здесь можно было бы добавить
четвертое: этот текст сознания должен
существовать.) [Так начинается привыкание
мышления к подходу к сознанию как материалу
другого мышления.]
Мы можем сказать, что эти содержательные
факты сознания дискретны, что они дискретны
не столько по отношению к ничему, то есть
к тому, где нет сознания, и не только по
отношению к перебиву другими фактами
сознания, но что они дискретны в самих
себе, то есть как одинаковые, но отдельные
факты. Когда мы говорим, что есть факт
сознания, это не означает (как в случае,
когда речь шла о состоянии сознания) пространственно-временной
непрерывности, потому что когда он есть,
то это не означает ничего более того,
что "он есть". Под "есть" мы предполагаем,
что он "есть" в данный момент, когда
мы говорим, что он есть, и что у нас нет
основания полагать, чтобы в какое-нибудь
другое время (когда об этом зайдет речь
в нашем метарассуждении) его бы не было.
Но мы не рассуждаем непрерывно и не осознаем
непрерывно. Дискретность своего сознательного
существования мы произвольно накладываем
на факт содержательности сознания.
Все то, что мы сейчас сказали, само по
себе не говорит о том, что этот факт сознания
реально существует в пространстве, но
нам удобно говорить о нем, как о "как
бы существующем" в каком-то пространстве.
Само пространство может осознаваться
как содержательное явление сознания.
Содержательный факт или содержательный
материал сознания есть некоторое пространственное
расположение самого материала сознания
- не в том смысле, что сознание "в"
пространстве, а в том, что само это сознание
(как структура сознания) есть определенное
пространственное расположение относительно
самого себя. Сама структура сознания
есть определенная пространственная конфигурация.
Сама по себе она есть некоторое пространство.
И в этой связи мы решились бы сказать,
что "пространство есть структура сознания"
в том смысле, в каком Жан Гебсер говорит,
что "время есть феномен психики".
3.Соотношение сознания и бессознательного.
3.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
Задачи психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.
Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается сознательной его частью и потому как считал Выготский совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное .
Центральным понятием психологии является бессознательное, которое позволяет заполнить недостающие пробелы психической жизни, установить отсутствующие причинные связи. Для Выготского важно поставить вопрос так: психологично ли бессознательное, может ли оно рассматриваться в процессах поведения наряду с целостными психологическими.
Бессознательное психично и обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно не является сознательным переживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением .
Л.С. Выготский считал, что человеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения.
Л.С. Выготский в своих трудах делает акцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания, необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание – это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должна отвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания: самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёх основных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятие бессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.
Он в основном говорил о существовании и развитии бессознательных психических явлений, говоря о том, что не все из них осознаются человеком. Выготский утверждал, что сама сознательность явлений имеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно и ярко, другое – менее.
Есть вещи, находящиеся почти на самой границе сознания и постоянно входящие и выходящие за его поле. Есть смутно осознаваемые вещи, есть переживания, более или менее тесно связанные с реальной системой переживаний, например сновидения. Он утверждал, что явление не становится более или менее психичным, от того, что оно становится менее сознательным. Отсюда он делал вывод, что существуют и бессознательные психические явления.
Сам характер бессознательного, заключающийся
в том, что оно оказывает влияние
на сознательные процессы и поведение,
требует признания его психофиз
В своей концепции Л.С. Выготский в основном рассматривал бессознательное, как психический процесс, говоря, что оно обладает всеми свойствами психического, кроме того, что не является сознательным переживанием. Так же отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.
3.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности [10].
Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Д.Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие .
Исходный пункт психологии, согласно Д.Н. Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.
Любые психические процессы человека отличаются друг от друга тем, что в одном случае они сопровождаются сознанием, а в другом — лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом .
По мнению Д.Н. Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной .
Д.Н. Узнадзе считал, что, зная функции,
выполняемые бессознательным
Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.
Таким образом, согласно взглядам Д.Н.
Узнадзе и его учеников, бессознательное,
лежащее в основе протекания всей
психической жизни и
3.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95].
Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания:
— отображение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;