Происхождение и сущность сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 08:42, реферат

Краткое описание

Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного в общей психологии
Объект: Сознание и бессознательное в рамках общей психологии
Предмет: Соотношение сознания и бессознательного в психологической науке

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Происхождение и сущность сознания. 3
ГЛАВА II.Структура сознания 7
ГЛАВА III. Соотношения сознания и бессознательного
3.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного 9
3.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе 10
3.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ РЕФ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

2. Материалистическая. Разработана в марксизме. Под активностью сознания понимается его избирательность и целенаправленность, которая выражается в генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, в управлении практической деятельностью. Сознание не творит мир, но активно преобразует его – непосредственно в идеальном плане и в материальном посредством целенаправленной практической деятельности. Главное условие активности сознания – способность к целеполаганию, то есть именно к идеальному преобразованию действительности.

В XX веке происходит глобальный онтологический сдвиг в понимании природы мира и человека. Формируются новые представления о бытии как бытии человека в мире; об иррациональной сущности человека; о многоуровневой структуре человеческого сознания.

Особая роль в одном из направлений  современного философско-познавательного  процесса принадлежит психоанализу.Сознание - сложно организованная система, включающая в себя различные уровни; бессознательное, подсознательное, сознание. Не все содержание сознания может быть объяснено, подчинено логике, выражено словом. Основатель психоанализа 3. Фрейд выделяет особую сферу — бессознательное, недоступную рациональному контролю, имеющую асоциальную, органическую (сексуальную) природу. Бессознательное - это энергетический источник человеческих действий, сфера природных влечений. Подсознательное - этосфера вытесненного из сознания (неприятные воспоминания, невозможные желания, нерешенные проблемы, невыраженные эмоции), которая может быть обнаружена через сны, смену настроений, неожиданные решения, творчество. Фрейд разрабатывает целый комплекс терапевтических процедур, проясняющих подлинные мотивы психически аномального поведения, интерпретирующих обратную символику навязчивых поведенческих, эмоциональных, речевых реакций. Он констатирует парадоксальность ситуации человека в мире, неустранимость противоречия между человеческой природой и культурой.

Попытка решения  поставленной проблемы была предпринята  в аналитическом психоанализе К.Г. Юнга. Для объяснения состояния «раскола европейской души» необходимо выйти за пределы биохимических и физиологических процессов в широкую сферу культуры. Душа - такой же продукт эволюции, как и тело. Основанием личного бессознательного является «коллективное бессознательное» - генетическая духовная память человечества, которую можно обнаружить, погружаясь в глубину жизни души. Основными понятиями в психоанализе К.Г. Юнга, наряду с «коллективным бессознательным», являются понятия «индивидуация» и «самость». Коллективное бессознательное - сфера архетипа, типических эмоциональных реакций, которые становятся устойчивыми душевными структурами, упорядочивающими «вещество» индивидуального опыта (архетипы Бога, матери, героя и т.д). Коллективное бессознательное живет своей жизнью. В нем скрыта образно-символическая память человечества, охраняющая человека от превосходящей его психической энергии. Распад психического космоса, обособление рационально-логического сознания приводит к разрушительному вторжению энергии архетипов в форме коллективных психозов, войн, лжепророчеств. В разрешении этой проблемы главным является путь развития самой души. Индивидуация - это присущий душе путь развития, целью которого становится обретениесамости - психической цельности, полноты. К.Г. Юнг пытался решить эту проблему, оставаясь в пределах души человека, переживающей самое себя. Психология у него становится последней философией.

Попытка иного  рода была предпринята в неофрейдистском  социальном психоанализе Э. Фромма. Э. Фромм в своей теории человека исходит из взаимодействия социальных, и психологических факторов, синтезируя их в понятии социальный характер.Социальный характер - адаптация психики к конкретным социальным условиям. Он выделяет четыре типа социальных характеров:рецептивный (в основе которого лежит мазохистский психический механизм), эксплуататорский (садистский), накопительский(деструктивный), рыночный (конформистский). Все существующие типы социальных характеров представляют собой проявление фундаментальной бытийной установки - «иметь», и означают отказ от личной реализации. Изменить подавляющие природу человека социальные условия могут люди с продуктивным характером, с установкой «быть», способные к свободному проявлению своей природы. «Иметь» и «быть» - два разных способа решения проблемы человеческого существования.

Феноменология начинает с того, что предлагает занять особую трансцендентную позицию, с которой откроется эта реальность - превратить сознание в объект, освободить его от предметного содержания с тем, чтобы обнажилась чистая субъективность, интенциональность. Интенциональность - это направленность на предмет, наделение его смыслом. Именно интенциональность обладает онтологическим статусом, т. к. предмет является сознанию только со смыслом. Интенциональность, а не предметность составляет сущностное ядро сознания. Интенциональность одновременно и поток сознания, и феномен - единичное переживание. Как ее обнаружить? Феноменология разрабатывает целый комплекс интуитивно-созерцательных познавательных процедур. Интуиция - способ постижения интенциональности как субъективной целостности.

В русле  феноменологии, экзистенциализма и  герменевтики создается новая онтология - онтология сознания. Надо рассуждать не о мире вне в по ту сторону человека, а о сознании как духовной среде, прядающие миру смысл, превращающий мир в человеческое бытие. Как выделить эту реальность? Как она себя выражает? Какова ее структура, сущностные свойства?

 

2.Структура сознания

Теперь мы переходим к третьей  основной категории метатеории сознания - "структуре сознания". Нам представляется, что структура сознания будет содержанием, абстрагированным от состояния сознания, то есть от того первоначального условия, которое мы ввели, когда вводили понятие "состояние сознания", а именно, что оно есть нечто, не существующее вне приуроченности к индивиду. Структура сознания принципиально не-индивидуальна. Структура сознания может быть названа содержанием и может быть названа формой, частично покрывая то, что в некоторых философских течениях и школах называется "формой сознания". 
Структура сознания представляется нам каким-то чисто "пространственным" образом существования сознания. Когда мы говорим, что сознание существует, то представляем себе, что существует ряд совершенно конкретных явлений сознания, мыслимых как конкретно различные или одни и те же в отношении содержания. Допустим, такой элементарный случай: несколько человек высказывают какую-то общую идею, этим давая нам возможность обнаружить какие-то "одинаковые тексты". Эти несколько человек могут жить одновременно, или они могут жить в разные века или в разных тысячелетиях, или, можно сказать так: какие-то "тексты сознания" прочитаны в разное время и в разных местах. И этим предполагается, что как факт сознания они одинаковы, ибо у нас нет оснований с точки зрения содержательного подхода к тексту в этом сомневаться. Мы не знаем, кто прочел, но мы знаем, что прочитано. Или, говоря метафорически - "сознание прочитало сознание". Нам важно, что прочитало сознание и что оно прочитало. Тут предполагается и определенная длительность этого содержания. И когда у нас есть ряд таких текстов, то мы можем сделать один элементарный вывод, что такого рода текст "вообще есть", - не то, что он возникает в "разных местах, в разное время, а что он - "есть". 
Мы говорим: текст, а не тексты, потому что, если мы считаем их одинаковыми с точки зрения нашего подхода, то у нас нет основания говорить: "тексты". Ведь математик не говорит: "числа 5", но говорит "число 5", хотя оно может фигурировать в тысячах и миллионах случаев, связанных с различными прагматическими, временно-пространственными ситуациями. Мы можем сказать: вот существует такой факт сознания, предполагая определенное содержание. Но это еще не есть структура сознания. Мы говорим, что нечто здесь существует, и на это существование длительности содержания сознания в каких-то случаях можем накладывать определенные рамки, то-есть в каком-то смысле мы можем говорить, что существует определенный текст сознания, и в то же время, если мы про какой-то текст говорим, что он существует, у нас есть некоторые основания думать, что в этом месте существует сознание. Это во-первых. Что в этом месте не существует другого текста сознания - во-вторых. И что есть место, где этого текста сознания не существует - в-третьих. (Здесь можно было бы добавить четвертое: этот текст сознания должен существовать.) [Так начинается привыкание мышления к подходу к сознанию как материалу другого мышления.] 
Мы можем сказать, что эти содержательные факты сознания дискретны, что они дискретны не столько по отношению к ничему, то есть к тому, где нет сознания, и не только по отношению к перебиву другими фактами сознания, но что они дискретны в самих себе, то есть как одинаковые, но отдельные факты. Когда мы говорим, что есть факт сознания, это не означает (как в случае, когда речь шла о состоянии сознания) пространственно-временной непрерывности, потому что когда он есть, то это не означает ничего более того, что "он есть". Под "есть" мы предполагаем, что он "есть" в данный момент, когда мы говорим, что он есть, и что у нас нет основания полагать, чтобы в какое-нибудь другое время (когда об этом зайдет речь в нашем метарассуждении) его бы не было. Но мы не рассуждаем непрерывно и не осознаем непрерывно. Дискретность своего сознательного существования мы произвольно накладываем на факт содержательности сознания. 
Все то, что мы сейчас сказали, само по себе не говорит о том, что этот факт сознания реально существует в пространстве, но нам удобно говорить о нем, как о "как бы существующем" в каком-то пространстве. Само пространство может осознаваться как содержательное явление сознания. Содержательный факт или содержательный материал сознания есть некоторое пространственное расположение самого материала сознания - не в том смысле, что сознание "в" пространстве, а в том, что само это сознание (как структура сознания) есть определенное пространственное расположение относительно самого себя. Сама структура сознания есть определенная пространственная конфигурация. Сама по себе она есть некоторое пространство. И в этой связи мы решились бы сказать, что "пространство есть структура сознания" в том смысле, в каком Жан Гебсер говорит, что "время есть феномен психики".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Соотношение сознания  и бессознательного.

3.1 Л.С. Выготский о  проблеме соотношения сознания  и бессознательного

 

Задачи психологии Л.С. Выготский  видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.

Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается сознательной его частью и потому как считал Выготский совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное .

Центральным понятием психологии является бессознательное, которое позволяет  заполнить недостающие пробелы  психической жизни, установить отсутствующие  причинные связи. Для Выготского важно поставить вопрос так: психологично ли бессознательное, может ли оно рассматриваться в процессах поведения наряду с целостными психологическими.

Бессознательное психично и обладает всеми свойствами психического, кроме  того, что оно не является сознательным переживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением .

Л.С. Выготский считал, что человеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения.

Л.С. Выготский в своих трудах делает акцент на том, что в научной  психологии нельзя игнорировать факты  сознания, необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание – это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должна отвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания: самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёх основных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятие бессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.

Он в основном говорил о существовании  и развитии бессознательных психических  явлений, говоря о том, что не все  из них осознаются человеком. Выготский  утверждал, что сама сознательность явлений имеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно и ярко, другое – менее.

Есть вещи, находящиеся почти  на самой границе сознания и постоянно  входящие и выходящие за его поле. Есть смутно осознаваемые вещи, есть переживания, более или менее тесно связанные с реальной системой переживаний, например сновидения. Он утверждал, что явление не становится более или менее психичным, от того, что оно становится менее сознательным. Отсюда он делал вывод, что существуют и бессознательные психические явления.

Сам характер бессознательного, заключающийся  в том, что оно оказывает влияние  на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением .

В своей концепции Л.С. Выготский  в основном рассматривал бессознательное, как психический процесс, говоря, что оно обладает всеми свойствами психического, кроме того, что не является сознательным переживанием. Так же отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.

 

3.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе

 

Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности [10].

Бессознательными могут быть как  процессы психического отражения, так  и процессы регулирования. В понятие  бессознательного разные авторы вносят различный смысл. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Д.Н. Узнадзе  превращается в центральное объяснительное психологическое понятие .

Исходный пункт психологии, согласно Д.Н. Узнадзе, составляют не психические  явления, а сами личности. Поэтому  психология должна исследовать в  первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся  традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

Любые психические процессы человека отличаются друг от друга тем, что  в одном случае они сопровождаются сознанием, а в другом — лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом .

По мнению Д.Н. Узнадзе, установка  не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным  актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной .

Д.Н. Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его  существования.

Согласно учению Узнадзе, сфера  действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит  в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке.

Таким образом, согласно взглядам Д.Н. Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

 

3.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного

 

По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание  — это высшая интегрированная  форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью  языка с другими людьми» [7,c.95].

Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания:

— отображение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;

Информация о работе Происхождение и сущность сознания