Сознание и язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мы

Оглавление

1.Введение ………………………………………………………………………...…3
2.Структура и свойства сознания ………………………………………..……...4
3.Отражение как всеобщее свойство материи ………………………….…...….7
4.Понятие «сознание» в объективном идеализме, в философии Нового времени и научном материализме 20 века…………………………...………...11
5.Сознание и труд …..…………………………………………………………..14
6.Язык и сознание ….………………………………………………………….16
7.Роль труда, языка и общения в формировании и развитии сознания ......…18
8.Заключение …………………………………………………………………….22 9.Использованная литература …………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Философия.1 семестр.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

 

6.Язык и сознание.

Огромная роль в становлении человека и человеческой личности принадлежит языку. Благодаря языку развивается человеческое мышление. Имеются веские основания утверждать, что язык появился и развивался одновременно с возникновением общества, благодаря совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи сыграло огромную роль в становлении и развитии человека, формировании межчеловеческих отношений и образовании первых человеческих сообществ. Велика роль языка в формировании человеческой психики и развития человеческого мышления. Наглядно это можно наблюдать на примере развития ребенка. По мере овладения языком его поведение становится более осмысленным, родителям становится легче с ним "разговаривать" и воспитывать.

Мимико - жестикулярные  и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и ,благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. 

В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует  законы своего языкового бытия. Через  сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они, так или иначе, связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования. Все перечисленные выше свойства человека не могли бы появиться, существовать и развиваться в дальнейшем вне человеческого сообщества, без воспроизводства людьми самих себя. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и т.д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры.

7.Роль труда, языка и общения в формировании и развитии сознания.

 

Процесс становления  человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Обезьяны могут иногда применять различные предметы для добывания пищи, например  разбивать камнем орех, доставать палкой плод, но эти предметы в «руках» обезьяны — не настоящие орудия, а действия с ними — не настоящий труд. Ни одна обезьяна не изобрела ни одного орудия труда. Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании человека и его сознания: мозг как орган сознания стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда. Это и понятно. Именно рука как «воспринимающий», непосредственно соприкасающийся с вещами орган, давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия.

В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И, прежде чем приступить к делу, он мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Таким образом, ключ к разгадке, которую представляет для каждого человека происхождение его сознания, заключается в одном слове — труд.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного  явления, специфически человеческой формы  отражения неразрывно связано с  возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения форм сознания. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание...»' У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные, имеют сообщить друг другу, может быть сообщено без речи. Многие животные обладают голосовыми органами,  мимико-жес-тикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т. д., либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т. п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания  некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения  животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была «коммуникативная революция», породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Язык обеспечил единообразное формирование идеальных явлений у всех общающихся индивидов, что было настоятельной потребностью совместной производственной жизни. Так как речевой процесс осуществляет при этом прежде всего познавательную функцию, а не функцию общения, то его внешне звуковая сторона все более редуцируется, происходит переход от громкой речи к речи «про себя», «в уме» — к внутренней словесной мыслительной деятельности.

Таким образом язык — это система знаков, с помощью которых люди общаются (коммуникативная функция языка), осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию (информативная функция), управляют поведением друг друга (прагматическая функция). Сознание и язык неразрывно связаны, едины. Но единство — это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык как определенная знаковая система может быть естественным и искусственным. Первый — это  обычный разговорный язык, который  возникает спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы. Второй — создается людьми для каких-либо специальных целей (языки математики, логики, химические формулы, шрифты и др.). Характерная особенность естественных  языков — многозначность смыслового содержания (смысла) слов; искусственных — однозначность, точность, определенность их словаря.

Исторически сложившийся  в процессе общения людей естественный язык не всегда устраивает науку (математику, логику, химию и др.). Во многих случаях он не годится для того, чтобы точно, однозначно и корректно описать предмет исследования. Объясняется это тем, что естественный язык обладает многозначностью смыслового содержания, неточностью, расплывчатостью, неопределенностью.

Эти недостатки естественного  языка призваны преодолеть языки искусственные: это специальные языки, сконструированные для определенных целей — международного общения (эсперанто), автоматической обработки и записи информации с помощью ЭВМ, сокращения записи и т. п.

Искусственный язык.— это язык знаков, символов и обозначений, т. е. это формализованный язык. Достоинства искусственных языков прежде всего в их точности, однозначности, а самое главное — в возможности представления обычного содержательного рассуждения посредством вычисления. Искусственные языки являются дополнением естественных языков и существуют лишь на их основе.

Будучи важнейшим элементом  общества, язык выполняет в нем ряд функций, т. е. употребляется для решения определенных задач и реализации конкретных целей. Основные из этих функций таковы:

1)номинативная — способность языка представлять мир вещей и предметов, обозначать их словами, терминами;

2) описательная — описание реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствовали миру;

3)информативно-аккумулятивная — получать, хранить и передавать определенные знания и информацию. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности;

4)познавательная — «участие» в процессе познания; в этой функции язык выступает как могучее «орудие мысли»;

Происхождение и сущность сознания

5)коммуникативная — средство общения людей в процессе их деятельности;

6)прагматическая —  способность с помощью языка управлять поведением других людей (приказы, призывы и т.д.);

7)оценочная — это  функция языка оценивать реальную ситуацию в терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки — сделать так, чтобы мир отвечал словам.

Наиболее ярко познавательная функция языка выражена в языке науки. Этот язык есть система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. Язык науки отличается точностью и однозначностью своих понятий.

Специфика языка науки  определяется как особенностью поучаемой области, так и методами ее познания. Язык науки стараются строить так, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений и т. п. Это обеспечивает ясность, точность и строгость выражений языка науки.

Мышление — это  процесс отображения объективной  реальности, составляющий высшую ступень  человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия, т. е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности. Мышление тесно связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств. Мышление — это одна из самых интересных, наиболее изученных и наименее познанных проблем психологии и философии.

Информация о работе Сознание и язык