Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:36, контрольная работа
Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мы
1.Введение ………………………………………………………………………...…3
2.Структура и свойства сознания ………………………………………..……...4
3.Отражение как всеобщее свойство материи ………………………….…...….7
4.Понятие «сознание» в объективном идеализме, в философии Нового времени и научном материализме 20 века…………………………...………...11
5.Сознание и труд …..…………………………………………………………..14
6.Язык и сознание ….………………………………………………………….16
7.Роль труда, языка и общения в формировании и развитии сознания ......…18
8.Заключение …………………………………………………………………….22 9.Использованная литература …………………………………………………..23
Отражение как результат взаимодействия объектов
продолжает существовать в отражающем
объекте как след, отпечаток отражаемого
явления. Это отраженное многообразие
структур и свойств взаимодействующих
явлений получило название информации, понимаемо
Этимологически понятие информация означает ознакомление, разъяснение, сообщение, однако в философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации сложились три позиции: атрибутивная, коммуникативная и функциональная. С точки зрения атрибутивной концепции информации как отраженного разнообразия предметов по отношению друг к другу, информация носит всеобщий характер, выступает содержанием отражательного процесса как в живой, так и в неживой природе. В ней информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, сопровождающая все протекающие в мире процессы. Коммуникативная концепция информации как передачи сведений, сообщений от одних людей другим была наиболее популярной в связи с обыденно-практическим смыслом термина и сохранялась до середины 20-х годов нашего столетия. В связи с ростом объема передаваемой информации появилась потребность ее количественного измерения. В 1948 году К. Шеннон разработал математическую теорию информации. Под информацией стали понимать те передаваемые людьми друг другу сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя. С появлением кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах оформилась функциональная концепция информации как содержание отражения в саморазвивающихся и самоуправляемых системах. В контексте функционального подхода к природе информации принципиально по-новому ставится и решается проблема информационной природы человеческого сознания. Атрибутивная концепция информации как необходимого содержания всякого отражения дает возможность объяснить развитие живой материи из неживой как саморазвитие материального мира. Вероятно, в этом смысле оправданно говорить о различных качественных уровнях проявления отражения и соответственно о различных мерах информационной насыщенности отражения. На каждом из уровней системной организации материи свойство отражения проявляется как качественно отличное. Отражение, присущее явлениям и предметам неживой природы, обладает принципиально иной интенсивностью информационного содержания, чем отражение в живой природе. В неживой природе для взаимодействующих явлений остается, во-первых, не воспринятым, неотраженным абсолютно преобладающий объем их взаимного разнообразия в силу его «несущественности» для данного качественного состояния этих явлений. Во-вторых, в силу низкой организации данных явлений им присущ очень низкий порог чувствительности к этому разнообразию. В-третьих, этот же низкий уровень организации явлений обуславливает слабую способность использовать информационное содержание отражения для самоорганизации. Таковы, например, формы отражения, доступные скальным породам, минералам и т.д., где в чувственно наблюдаемом содержании отражения невозможно уловить конструктивное использование информации как фактора саморазвития. Здесь доминирует деструктивный результат отражения, поскольку его информационное содержание данные объекты не в состоянии использовать для усложняющейся самоорганизации, для обретения новых, более сложных качеств и свойств. Возникновение органической природы формирует качественно новую форму отражения. Явлениям живой природы доступна уже более высокая степень интенсивности информационного содержания отражения и значительно более широкий ее объем. Так, если минерал обнаруживает лишь способность аккумулировать в себе изменения внешней среды, то растение куда более динамично и активно отражает внешнее разнообразие. Оно активно тянется к солнцу, использует появляющуюся в связи с этим информацию для более динамичной мобилизации своих ресурсов в процессе фотосинтеза и, в конечном счете, для саморазвития. Эта возрастающая интенсивность и богатство информационных связей формирует у живого способность к более интенсивному росту и расширенному самовоспроизводству свойств, формированию новых признаков, их кодированию и передаче по наследству. Тем самым усложнение форм отражения выражает не только факт развития и усложнения материи, но и факт ускорения этого развития. Возрастание интенсивности информационных связей с развитием форм отражения приносит новые качественные признаки в пространственно-временные формы бытия материи. Расширяются пространственные параметры бытия материи, ускоряется ее развитие.
Наиболее простой уровень
отражения, присущий живой материи,
проявляется в форме раздражимости. Раздражимость п
Возникновение совокупности рецепторов существенно обогащает информационное содержание отражения окружающего мира. Этот уровень развития отражения определяют как чувственное отражение. Ему присуща способность отражать отдельные свойства внешней среды. Возникновение ощущений связано с появлением элементарных форм психики, что дает новый толчок эволюции живого.
Уже на уровне относительно
простых организмов нервная система
существенно расширяет
Исходя из вышеуказанного можно констатировать, что сознание формируется в результате естественно- исторической эволюции материи и ее всеобщего, атрибутивного свойства – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Вне мозга, способного вырабатывать информацию не только для приспособления к действительности, но и к ее преобразованию, сознание не возникает. Следовательно, в появлении развитого головного мозга, психической формы отражения и состоит основной результат эволюции до человеческих форм отражения.
4.Понятие «сознание» в объективном идеализме, в философии Нового времени и научном материализме 20 века.
Объективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма. Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. В объективном идеализме «объективное» – это особое, «ничейное», сознание, существующее само по себе независимо от сознания человека, причем последнее рассматривается (вместе с материей) как порождение и проявление этого мирового сознания (духа). Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание - «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д. Рассматривая понятие как нечто первичное по отношению к материальным предметам, объективный идеализм тем самым мистифицирует действительные отношения между ними. Создателем объективного идеализма был Платон, постулировавший первичность мира идей и вторичность, производность мира вещей, Платон считал общие понятия извечно существующими в «мире идей», а материальные предметы - бледными отблесками, тенями этих идей. В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, развивающаяся в мировой дух (у Гегеля), «Абсолютный дух» Гегеля является, по существу, не чем иным, как абсолютизированным понятием, оторванным от материи и противопоставленным ей. Мировая воля (у Шопенгауэра), воля к власти (у Ницше). Отрыв общего (идей, понятий) от единичного (вещей) и абсолютизация первого представляют собой, по словам Маркса, «тайну спекулятивной конструкции» Объективный идеализм помимо той разновидности которая абсолютизирует отдельные стороны рационального познания, существует еще и такая, которая в качестве первоосновы признает «неразумное идеальное» (Шопенгауэр, Э. Гартман).
В Новое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало мировоззрение антропоцентризма. В главе "Бытие и материя" уже было показано, что Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме "Бог умер". Человек освободился от власти и опеки Божественного, перестал признавать свою принадлежность двумя мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только из природы, согласившись впоследствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Русские религиозные философы Н. Бердяев и Вл. Соловьев видели в этом глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглашается со своим животным происхождением, а с другой - претендует на духовный аристократизм, приписывает себе способность сравняться в своих земных делах с Богом, от которого отказался; обезьяна захотела стать Богом. Так критиковали русские философы самонадеянность тех, кто доверился полностью естественнонаучным теориям происхождения человека. В условиях отказа от Божественного мысль интерпретировалась только как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром. Ортега-и-Гассет так охарактеризовал эту метафору: "Вещи не входят в сознание, они содержатся в нем как идеи". В истории философии такое учение было названо идеализмом. Если основной смысл античной метафоры сознания состоял в признании акта воздействия внешнего мира на мир внутренний, т. е акта восприятия, то в Новое время акцент переносится с восприятия на воображение. Когда сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем, а оно само творит и конституирует мир явлений. Так, с точки зрения И. Канта, в нашем сознании наличествуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом, и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя. Они даны нам до всякого познания. Начиная познание, мы обнаруживаем, что в нашем сознании уже есть знание о том, что мир пространственен и временен, что в нем действуют причинно-следственные связи и т.д. Когда человек осознает себя как Я, у него уже есть способности к логическому мышлению, языку, умение воспринимать мир пространственно и временно и т.д. Сознание начинает рассматриваться в качестве условия возможности познать внешний мир, творить мир явлений, т.е. такой предметный мир, который зависит от структур сознания. В этой связи Лейбниц называл человека "маленьким богом", а Кант - верховным законодателем природы. Метафоры сознания в философии Нового времени и античности имели противоположные смыслы, но они совпадали в том, что содержание сознания отождествлялось с предметным. В разработке проблемы сознания философия Нового времени воспользовалась открытым в средние века умением сосредоточивать свое внимание на внутреннем опыте. Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое мистико-религиозное содержание. Так, Декарт отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры которого имеют дело только с характеристиками предметного мира. Он заложил основы отнесения к содержанию сознания только предметно-логического содержания.
В ХХ столетии, на волне
достижений в таких отраслях науки,
как физиология, психология, математическая
логика, нейробиология и кибернетика, в западной философии
появилось течение, названное "научным
материализмом". Основная его проблема
- соотношение материи и сознания, которая
решается в традициях материализма XIX
века. То есть, все психические явления
сводятся в "научном материализме"
к физиологическим процессам. Однако степень
жесткости такого сведения, различается
в зависимости от научной специализации
представителей "научного материализма".
В этой связи выделяют следующие его разновидности:
"Редуктивный" материализм (от лат. reductio: возвращение, отодвигание назад) сводит психические явления, состоянии и процессы к подклассу физических явлений, состояний и процессов.
"Элиминативный" материализм (
"Кибернетический" материализм предлагает рассматривать психические явления как абстрактные функциональные свойства и состояния живой системы по аналогии с функционированием ЭВМ.
"Эмерджентный" материализм (от англ. Emergence - возникновение,
появление нового) допускает самостоятельность
психики и сознания в качестве атрибутов
материальной субстанции. Так, аргентинский
философ и физик Марио Бунге считает, что
психика является системным свойством
нейронных структур мозга, а американец
Джозеф Марголис полагает, что сознание
является неотъемлемым свойством материи,
которое в процессе эволюции приобретает
культурные свойства.
Успехи современной науки в объяснении
механизмов функционирования головного
мозга человека, нашли воплощение в стремительном
развитии кибернетики. Современное производство
и повседневная жизнь людей немыслимы
без "умных" машин и устройств, облегчающих
труд человека или заменяющих его. Это
дало повод для утверждений, что в перспективе
возможно создание "искусственного
сознания", ничем не отличающегося от
человеческого сознания. С философской
точки зрения, почвой для этих утверждений
является неверная трактовка связи между
сознанием и мозгом.
Философия считает, что высокоразвитый
мозг человека является одной из предпосылок
формирования и функционирования сознания.
К другим предпосылкам, не менее важным,
чем развитый мозг, относятся социальное
окружение, язык и труд.
5.Сознание и труд
Формирующее воздействие на сознание
оказывает труд, под которым понимается
целесообразная деятельность человека
по преобразованию окружающего мира
с целью создания достойных условий
жизни. В отличие от животного, которое
довольствуется тем, что предоставила
в его распоряжение природа, человек имеет
более разнообразные потребности, удовлетворить
которые природа не в состоянии. Единственным
способом удовлетворения человеческих
потребностей является труд. Труд человека
носит естественный характер и человек
выступает в нем как существо природы.
Иначе, как природное существо, по крайней
мере, на первых этапах своего существования,
он поступать не может. И особенно важно
подчеркнуть, что труд человека, способствующий
в историческом плане его социализации,
протекает как природный процесс, поскольку,
воздействуя своим трудом на внешнюю природу
и изменяя ее, человек в то же время изменяет
свою собственную природу и развивает
дремлющие в ней силы. Через труд человек
может выразить себя, проявить свои физические
и умственные способности. В ходе труда
происходит активное взаимодействие между
человеком и природой, причем цель и содержание
такого взаимодействия задается самим
человеком. Природа выступает пассивным
объектом человеческих манипуляций. Благодаря
труду развились функции рук, появилась
и оформилась речь, усовершенствовались
органы чувств, трансформировалась и усложнилась
психика. Труд как целесообразная деятельность
начался с изготовления орудий труда,
с помощью которых происходило воздействие
на природу. Чтобы привести к желаемому
результату, орудия труда должны быть
соразмерными как человеку, так и природному
объекту, который подвергался воздействию.
Труд невозможен без знаний о природе,
и чем развитее трудовая деятельность,
тем на более глубокие знания о свойствах
и законах природы она опирается. Усложнение
труда и его социальной организации влечет
за собой развитие сознания человека.
Это проявляется в постоянной корректировке
смысло - жизненных ценностей, в постепенном
изменении отношения человека к природе.
Человек все более сознает себя как человек,
то есть, как существо не только обладающее
безграничными возможностями в этом мире,
но и несущем ответственность за созданный
им самим мир.
Труд - это всегда усилие, преодоление упругости,
сопротивления объекта. Для того чтобы
развить физические качества - силу, выносливость,
быстроту реакции - человек должен тренировать
тело, напрягать мышцы, преодолевать сопротивление
тренажеров, гимнастических снарядов,
беговой дорожки и т.д. Для того чтобы развить
сознание, также необходимы усилия воли,
желание реализовать свою идентичность,
подтвердить высокий статус человека.
Альтернатива труду - пассивное прозябание,
постепенная деградация и атрофия сознания.
Такая перспектива вполне реальна для
обитателей "капиталистического рая"
- жителей высокоразвитых в индустриальном
отношении стран Западной Европы и Северной
Америки. Благодаря труду предшествующих
поколений, в этих странах накоплен достаточно
большой объем общественного богатства,
обеспечивающий высокий жизненный комфорт
населения. Многие виды работ, в особенности
связанных с не престижным и тяжелым физическим
трудом, выполняются иностранными рабочими.
В последнее время распространенной стала
"покупка мозгов" - привлечение высококвалифицированных
специалистов из стран Восточной Европы
и Юго-Восточной Азии. Это, как подсчитано,
"дешевле", чем готовить своих. Среди
студентов американских университетов
и колледжей все больше становится иностранцев
- китайцев, индусов, русских, украинцев.
Это опасная тенденция и в её основе лежит
неверное философское представление о
том, что современный человек, уже только
потому, что он живет на три тысячи лет
позже, чем его древний предок, является
"более человеком", чем этот предок.
Во все времена, для того, чтобы быть человеком,
нужно сознавать себя в качестве такового.
Нужно "выделаться в человека", как
говорил наш гениальный соотечественник
Ф.М.Достоевский.