Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:49, контрольная работа
В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, милитаристская психология, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой, – к созданию оружия массового уничтожения, манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и направления.
. Общая характеристика современной зарубежной философии……...............3
2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика………………………………………………………………………42.1. Неопозитивизм……………………………………………………………….4
2.2. Структурализм……………………………………………………………......7
2.3. Герменевтика…………………………………………………………………8
3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия
жизни, фрейдизм, экзистенциализм……………………………………………10
3.1. Философия жизни…………………………………………………………..10
3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………….13
3.3. Экзистенциализм……………………………………………………………16
4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии.....17
Литература……………………………………………………………………….20
Каждое из трех основных направлений христианства (Православие, католичество, протестантизм) по-своему решает эти вопросы.
Стремление Православия сохранить в неприкосновенности учение Иисуса Христа предопределило его строгое отношение к соблюдению основных догматов веры. Человек приобщается к Богу через веру – этот важнейший постулат христианства, прежде всего, характеризует православное богословие, где внимание сосредотачивается на комментариях Священного писания, творений святых отцов, разработке нравственной проблематики, аскетике.
Тем не менее, философские подходы к решению многих проблем, прежде всего социальной направленности, оказались не чужды и православному богословию.
Это нашло отражение в духовной жизни стран, образовавшихся после разрушения СССР. Это также нашло отражение в философской мысли Греции, Сербии, Болгарии и других стран, где утвердилось Православие. С эмиграцией значительной части русских верующих и духовенства после 1917 года за рубеж и с основанием там Русской Зарубежной Православной Церкви обозначилось внимание к вопросам Православия в Западной Европе, Америке, Австралии.
Католицизм уже давно сделал обширную религиозную проблематику предметом рационального постижения. Сегодня господствующей школой католической философии является неотомизм.
Он отвергает иррационализм и провозглашает способность разума доказать некоторые истины, в том числе его способность дать логическое доказательство бытия Бога. Нельзя недооценивать и того, что, в отличие, например, от неопозитивизма, неотомизм не отрицает философию как мировоззрение и считает ее способной дать целостное видение мира.
Неотомизм подразделяет реальность на несколько сфер, утверждая, что подлинной реальностью, истинным бытием обладает лишь Бог творящий. Вторую сферу реальности образует материальное, третью – идеальное.
Неотомизм различает два источника познания – естественный разум (науку) и Божественное Откровение (религию). Вера и разум дополняют друг друга, как два данные Богом источника истины. Вера – самый надежный источник знания, который дает безусловную и абсолютную истину.
Неотомисты считают частные науки неспособными претендовать на полное и достоверное знание, их содержание ничего не может говорить о мире в целом, а раскрывает лишь свойства чувственно воспринимаемых вещей. Самое большое, на что способна наука – это навести разум на мысль о существовании сверхъестественного, потустороннего мира.
Что же касается протестантизма, то при всем разнообразии оценок этой разновидности христианства со стороны исследователей (М. Вебера, В. Зомбарта, А. Тойнби, К. Маркса), общим местом является определение ее как буржуазной. Идеологи протестантизма действительно постарались максимально приспособить христианство к интересам буржуазии, убрав из него все, что может как-то сковывать и ограничивать развитие нового способа производства и формирование новых общественных отношений, и привнеся все то, что было необходимо для освящения образа жизни «третьего сословия», его поведения, психологии, морали.
Определенный интерес, проявляемый в последнее время к индуизму и буддизму. Их традиционное внимание к человеку и его месту в мироздании сегодня трансформируется в нравственную и экологическую тематику. Решение глобальных проблем связывается со вниманием к природной сущности человека, естественной морали, простому образу жизни. Лейтмотив современных комментариев восточных религий – противодействие разрушительным тенденциям цивилизации, неприятие психологии потребительства, обращение к глубинам духовной жизни, сохранение самоценности природы.
Литература