Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:49, контрольная работа
В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, милитаристская психология, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой, – к созданию оружия массового уничтожения, манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и направления.
. Общая характеристика современной зарубежной философии……...............3
2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика………………………………………………………………………42.1. Неопозитивизм……………………………………………………………….4
2.2. Структурализм……………………………………………………………......7
2.3. Герменевтика…………………………………………………………………8
3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия
жизни, фрейдизм, экзистенциализм……………………………………………10
3.1. Философия жизни…………………………………………………………..10
3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………….13
3.3. Экзистенциализм……………………………………………………………16
4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии.....17
Литература……………………………………………………………………….20
Таким образом, объект герменевтики сегодня составляют не только понимающие (гуманитарные) науки, но и вся совокупность человеческого знания о мире, бытии человека в нем.
3. Антропологическая проблематика
в современной философии: философия жизни,
фрейдизм, экзистенциализм.
3.1. Философия жизни.
Философия жизни относится
к антропологическим философски
Появление данного направления обычно связывается с немецким философом А. Шопенгауэром (1788–1860) и его книгой «Мир как воля и представление». Что определяет жизнь человека? Шопенгауэр так отвечал на этот вопрос: воля. Мотивы, желания и побуждения человека к действию – вот что направляет его деятельность. Воля – это как бы абсолют, независимый от разума, она не имеет ни причин, ни оснований. Более того, Шопенгауэр распространил примат воли на весь мир. Воля – это то, что движет Вселенной.
Немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844–1900) испытал в свое время влияние Шопенгауэра. Однако его основная категория не просто воля, а воля к власти. Стремление к власти движет не только человеком, но и всем органическим миром. Деятельность отдельного человека и человеческого общества в целом, личные и мировые конфликты, жизнь животных и растений – все имеет своим источником волю к власти, ибо жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти». Стиль философствования Ницше, в том числе в его известной книге «Так говорил Заратустра», насыщен броскими афоризмами, парадоксальными мыслями, неожиданными умозаключениями.
Человек не имеет истории, считал другой немецкий философ В. Дильтей (1833–1911), ибо он сам есть история, через которую раскрывается, что есть сам человек. Задача философии – понять жизнь, исходя из нее самой. Но это можно сделать только путем интуитивного проникновения в жизнь, вживания в ее внутреннюю целостность. При этом понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью самонаблюдения, а понимание чужого мира – путем сопереживания, сочувствования, интуитивного вхождения в этот мир. Лишь таким путем непосредственного постижения целостности душевно-духовной жизни можно не только понять отдельного нашего современника, но и познать культуру прошлого в целом. В этом смысле Дильтей явился одним из основоположников теории истолкования текстов – герменевтики.
Оригинальна теория французского философа А. Бергсона (1859–1941), по мнению которого жизнь – это подлинная и первоначальная реальность. Это всеобъемлющая целостность, которая радикально отличается от духа и материи. Взятые сами по себе, дух и материя являются результатом распада жизненного процесса. Материя – это разрозненность, прерывность, это мир твердых тел. Жизнь же – это целостность, единый поток развития, причем развития необратимого. Поэтому материя объективно сопротивляется, препятствует жизни. Однако жизнь через непрерывное творческое становление подчиняет себе материю.
Важнейшей качественной характеристикой жизни является ее длительность или непрерывная изменчивость состояний, которые незаметно переходят одно в другое. А что такое длительность? Это время. Поэтому жизнь носит временнóй, а не пространственный характер. Суть каждого человека – его внутреннее, субъективное время. Надо, однако, различать время как характеристику жизни («живое время») и физическое время, которое возникает в результате соприкосновения человека с физическим миром.
Познать этот мир, считает Бергсон, можно двумя путями: с помощью интеллекта (сознания) или с помощью интуиции. Поскольку сам мир прерывен, фрагментарен, то и отражение его интеллектом также будет прерывным, фрагментарным. Но интеллект все же стремится объединить эти фрагменты в нечто целое и даже развивающееся. Он действует в данном случае по принципу кинопленки, когда содержащиеся на ней отдельные статичные кадры на экране приобретают связность и движение.
Этот процесс общения с физическим миром идет на фоне протекания жизни, ее внутреннего времени или длительности. На внутреннее время как бы накладываются физические процессы, оно разлагается этими процессами на соответствующие им периоды – так и возникает физическое время. Однако надо отметить, что физическое время обратимо (так как обратимы физические процессы) в отличие от необратимого внутреннего времени (биологические процессы необратимы). Данное положение явилось впоследствии одним из основополагающих постулатов кибернетики, и ее создатель Норберт Винер авторитетно ссылался в этом отношении на Бергсона.
Таким образом, согласно Бергсону, познание с помощью интеллекта весьма ограниченно и условно. Подлинное же познание сущности жизни может быть достигнуто только с помощью интуиции, которая как бы непосредственно проникает в объект и сливается с его природой. В этом случае нет отдельных субъекта и объекта познания, они как бы сливаются: жизнь познает саму себя. А поскольку жизнь – это единый временнóй поток, то в ней возможно не только познание настоящего, но и оживление утраченного времени и предвидение будущего. Поэтому Бергсон призывал обратиться к собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Он призывал более трезво взглянуть на рационально-рассудочные способы познания.
Немецкий философ О. Шпенглер (1880–1936) стал известен после сенсационного успеха главного своего труда «Закат Европы». Он распространил понятие жизни на человеческую культуру. Культура – это организм, который обособлен от других организмов, то есть других культур. Значит, единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Шпенглером выделены следующие культуры: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западно-европейская) и культура майя. Прогнозировалось становление русско-сибирской культуры. Каждому культурному организму отмерен определенный срок жизни – около 1000 лет (вспомним, что у К.Н. Леонтьева срок жизни цивилизации – 1000=1200 лет).
Умирая, культура переходит в свою противоположность – цивилизацию. По Шпенглеру, это бездуховное интеллектуалистское «массовое» общество. Переход от культуры к цивилизации – это переход от творчества к бесплодию, от становления – к окостенению, от героических деяний – к механической работе. С наступлением цивилизации подлинное художественное и литературное творчество делается ненужным, его заменяет механическое копирование и голый техницизм. Как считал философ, этот процесс в Западной Европе начался в XIX веке.
3.2. Фрейдизм.
Название этой разновидности иррациональной философии связано с именем 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского врача, психолога, основателя психоанализа. Психоанализ использовался Фрейдом для изучения психических влечений человека, его внутреннего мира, раскрытия смысла человеческого поведения и выяснения влияния социальных и культурных процессов на психическое состояние личности.
Психика человека представлялась Фрейду расчлененной на две противоборствующие стороны: сферы бессознательного и сознательного. Центральным элементом психики, его сутью он считал бессознательное, из которого в процессе развития появляется сознательное. В двадцатые годы XX века Фрейд предложил модель структуры личности, которая состоит из трех слоев или элементов.
«Оно» (Id) – врожденная структура, включающая в себя все инстинкты. Она находится в конфликтных отношениях с «Я» и «Сверх-Я», из нее исходят желания, берущие начало от сексуального и агрессивного инстинктов.
«Я» (Ego) принимает и интегрирует все сигналы, приходящие от внешнего мира, от тела, от «Оно» и «Сверх-Я». Иногда понятие «Я» трактуется как разум, здравый смысл. «Я» делится на две части: «Я», отделенное от внешнего мира и осознаваемое как самость, и вторую часть, которая не осознается и никак не ощущается, она адаптирует к реальности требования «Оно» и «Сверх-Я». Изначально «Я» возникает из «Оно» и формируется, опираясь на индивидуальный опыт, а энергию черпает из «Оно». «Я» выполняет функции цензуры бессознательного, оберегает психику от перегрузки, вытесняя то, что попадает в сознание и может нарушить равновесие.
«Сверх-Я» (Super ego) есть источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент; возникает на основе «Я», под влиянием других людей и культуры. «Сверх-Я» включает в себя моральные нормы, запреты, директивы, указания, предостережения, выработанные обществом, но осознаваемые человеком как свои собственные, а также идеалы личности. «Сверх-Я» осознается или чувствуется не как «Я», а как «нужно», «правильно», «должно». Его требования находятся в конфликте с требованиями «Оно».
Фрейд считал, что основой бессознательного являются сексуальные влечения и комплексы, которые с детства заложены в человеке. Эту гипотезу он стремился обосновать ссылками на древнегреческий миф о царе Эдипе. Согласно фрейдистскому «эдипову» комплексу, мальчик испытывает постоянное влечение к своей матери и видит в отце соперника. При этом к отцу сыновья испытывают амбивалентные (двойственные) чувства. Они восхищаются отцом и одновременно ненавидят его. Позднее понятие «сексуальное влечение» Фрейд заменяет понятием либидо, которым охватывается вся сфера человеческой любви, включающая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь. В конечном счете он выдвигает положение, согласно которому деятельность человека определяется как наличием биологических, так и социальных влечений. Определяющую роль играют «Эрос» – инстинкт жизни и «Танатос» – инстинкт смерти.
Исходя из созданной модели личности, Фрейд обращается к исследованию социальных и культурных процессов. Он считал, что психология личности является также и социальной психологией, поэтому психоанализ может быть использован при изучении социальной и культурной жизни.. По мнению Фрейда, вся культура, организация общества покоится на чувствах вины и раскаяния за совершенные в древности преступления; религия – на сознании вины и раскаяния; нравственность – отчасти на потребностях общества, а отчасти, также на чувстве вины.
Фрейдизм оказал влияние на самые различные направления современной философии, на социальную психологию, этнографию. Особенно сильным оказалось воздействие на теорию и практику модернистских направлений в искусстве.
3.3. Экзистенциализм.
Главными представителями экзистенциализма являются М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969) в Германии, Г. Марсель (1889–1973), Ж-П. Сартр (1905–1980) и А. Камю (1913–1960) во Франции. Многие экзистенциалисты своим учителем считают Ф.М. Достоевского.
Экзистенциализм возник после первой мировой войны в Германии. В период фашистской оккупации новая волна экзистенциализма распространилась во Франции, а после второй мировой войны он стал известен повсеместно. Возникновение и распространение экзистенциализма связано с тем, что в нем отразились проблемы, волнующие людей. Это проблемы смысла жизни, сущности человеческого существования, выбора линии поведения, ответственности личности.
Исходной категорией экзистенциализма является категория существования (экзистенция), которая трактуется как уникальное, неповторимое человеческое существование, как переживание личностью своего бытия как «бытия-в-мире». Поэтому термин «экзистенция» не применим к вещам, они есть, но они не существуют.
Экзистенциализм различает подлинное и неподлинное бытие. Разграничение осуществляется в зависимости от того, что выдвигается на первый план в существовании человека – направленность в будущее, то есть к смерти, или в настоящее, приковывающее человека к его вещам.
Неподлинное бытие – это перевес в существовании настоящего, которое выражается в том, что мир вещей заслоняет от человека его временность, конечность. Согласно экзистенциализму, мир вещей – это не только вещизм в буквальном значении слова, но и социальная среда обитания человека. Неподлинное бытие – это такой способ человеческого существования, при котором человек целиком поглощается средой, которая диктует ему стереотипы поведения, образ мыслей и чувств.
Изображая этот неподлинный мир, экзистенциализм рисует реальное общество с его культом потребления, нивелировкой личности, где каждый боится быть самим собой, выделиться из массы. Общество, коллективы, учреждения представляются экзистенциалистами чем-то нечеловеческим, противостоящим личности как враждебная ей сила. Свобода личности, полагают экзистенциалисты, начинается по ту сторону социальной сферы, в мире внутренней духовной жизни человека. Подлинное бытие характеризуется экзистенциализмом как бытие, где человеку удается освободиться от власти общества и его установлений. Достигнуть его можно лишь тогда, когда человек осознает свою временность, конечность.
Важное место в
Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя – вот та задача, которую поставил экзистенциализм.
современной религиозной философии.
Современная религиозная философия, не покушаясь в целом на сложившуюся иерархию проблем, все чаще в центр философского рассмотрения выдвигает проблему человека, вопросы социально-этического характера, что свидетельствует о ее переориентации. Наибольшей коррекции подвергается проблема взаимоотношения науки и религии, что особенно характерно для христианства.