Современная зарубежная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, милитаристская психология, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой, – к созданию оружия массового уничтожения, манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и направления.

Оглавление

. Общая характеристика современной зарубежной философии……...............3
2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика………………………………………………………………………42.1. Неопозитивизм……………………………………………………………….4
2.2. Структурализм……………………………………………………………......7
2.3. Герменевтика…………………………………………………………………8
3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия
жизни, фрейдизм, экзистенциализм……………………………………………10
3.1. Философия жизни…………………………………………………………..10
3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………….13
3.3. Экзистенциализм……………………………………………………………16
4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии.....17
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

План

 

 

1. Общая характеристика  современной зарубежной философии……...............3

2. Рационалистическое направление:  неопозитивизм, структурализм, герменевтика………………………………………………………………………42.1. Неопозитивизм……………………………………………………………….4

2.2. Структурализм……………………………………………………………......7

2.3. Герменевтика…………………………………………………………………8

3. Антропологическая проблематика  в современной философии: философия

жизни, фрейдизм, экзистенциализм……………………………………………10

3.1. Философия жизни…………………………………………………………..10

3.2. Фрейдизм…………………………………………………………………….13

3.3. Экзистенциализм……………………………………………………………16

4. Антропологическая  ориентация современной религиозной  философии.....17

Литература……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  современной зарубежной философии.

 

Понятием современная  философия принято обозначать философскую мысль, начиная с 90-х годов XIX в. до наших дней.

В современной философии  нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, милитаристская психология, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой, – к созданию оружия массового уничтожения, манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и направления.

Составной частью этой философии  становится критика философской  классики с ее культом разума, верой в возможности его совершенствования, убежденностью в том, что именно разум – лучший инструмент преобразования жизни.

Вместе с тем, антиклассической критике противостоит множество  идейных движений, направленных на защиту и развитие основных принципов  и ценностей классической философии.

В философии обычно выделяют такие типы философских направлений, как сциентистские (англ. science – наука) или рационалистические, антропологические или иррационалистические и религиозно-философские. Сциентистские направления разрабатывают в основном философскую проблематику науки. Антропологические исследуют философские проблемы человека, сущности его бытия. Религиозно-философские ориентированы на философское обоснование религии и связанных с ней проблем. На основе проблематики этих философских школ как попытка их синтеза возникли и самые современные философские школы, такие, как структурализм и герменевтика. Процесс перехода к новым ценностям обозначил постмодерн.

 

 

2. Рационалистическое  направление: неопозитивизм, 

структурализм, герменевтика.

 

2.1 Неопозитивизм.

 

Ведущее место среди  философских течений сциентистского типа занимает позитивизм (лат. positivus – положительный), который существует уже более ста лет и основывается на принципе: подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть дано только конкретными науками, опирающимися на опыт, или путем их синтетического объединения. Философия же как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Первой формой данного  направления является позитивизм,  сформировавшийся как философское направление в 40-х годах XIX в. Возникновение этой формы связано с развитием естествознания, которое заставило пересмотреть вопрос о взаимоотношении философии и науки: до этого философия понималась как некая «наука наук», раскрывающая причины и сущность бытия.

Основатель позитивизма  французский философ О. Конт (1798–1857).

Конт утверждал, что  наука не нуждается ни в какой  философии, стоящей над ней. Для объективного познания действительности наука должна лишь описывать явления и формулировать законы, но при этом отказаться от выявления причин этих явлений и проникновения в их сущность. Таким образом, философия в ее старом понимании, дающая ответы на вопросы о сущности мира, устраняется; ее предметом становится выявление связей между конкретными науками, создание системы наук. Философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Законы науки носят не причинно-следственный, а описательный характер.

Второй формой позитивизма стал махизм, связанный с именем австрийского философа Э. Маха (1838–1916) и швейцарца Р. Авенариуса (1843–1896). Махизм сохранил стержневую установку старого позитивизма на размежевание науки и философской «метафизики», но отверг решение вопроса о взаимоотношении науки и философии, которое было дано позитивизмом первой формы. После упомянутой революции в физике уже нельзя было сводить задачи философии к простому обобщению данных разных наук, так как выяснилась неполнота и относительность самих научных положений.

Махисты не придавали  сколько-нибудь существенного значения вопросам о рациональных средствах  и методах познания, прежде всего, теоретическим вопросам логики и математики, которые выступили на первый план в проблематике науки XX века. Это дискредитировало махизм в глазах ученых.

На смену махизму  пришла третья форма позитивизма (неопозитивизм) или логический позитивизм, представителями которого были австрийские философы М. Шлик (1882–1936) и О. Нейрат (1882–1945), немецко-американский философ и логик Р. Карнап (1891–1970). Его появление было вызвано развитием современной науки, которая остро поставила философско-методологические вопросы, такие, как вопрос о роли знаково-символических средств в научном мышлении, об отношении теоретического материала к эмпирическим данным, о природе математизации и формализации знаний.

Неопозитивизм по-новому стал решать вопрос о предмете философии. В отличие от позитивизма, который задачи философии видел в суммировании или систематизации научного знания, а также махизма, превратившего философию в субъективно-идеалистическую теорию познания, неопозитивизм провозгласил, что философия не является теорией, так как не имеет своего предмета исследования. Философия – это особый вид деятельности, состоящий в анализе языка науки и имеющий своей целью устранение из науки всех метафизических, то есть ненаучных высказываний, претендующих на объективную истину.

Принципом, которым руководствуются  неопозитивисты при отделении научных предложений от ненаучных или метафизических, является так называемый принцип верификации. Верификация – это проверка предложений путем сопоставления их либо с эмпирическими (опытными) фактами, либо с предложениями, в которых эти факты фиксированы. Если нельзя указать, как можно проверить данное предложение, то оно лишено научного смысла. Применить принцип верификации к предложениям, относящимся к прошлому и будущему, нельзя. Например, не может быть верифицировано предложение: «Все люди смертны». В результате обнаруживается узость понимания проверки как сведения предложений к эмпирическим фактам.

Выход из трудностей, порожденных  верификацией, неопозитивизм попытался  найти обходным путем. Он предложил учение о протокольных предложениях, то есть таких предложениях, которые не надо верифицировать. Эти предложения должны образовать первичные, базисные положения научного знания, стать основой дальнейших логических построений. При этом оговаривалось, что любое предложение может играть роль протокольных и служить базисом науки. Однако, чтобы избежать полного произвола, было предложено отбор предложений, принимаемых в качестве протокольных, проводить на основе соглашения или конвенции между учеными.

В результате из науки  полностью устраняется объективный момент, она целиком сводится к чисто субъективным правилам логики, правилам, принятого при ее построении языка науки. Что касается выбора того или иного языка, той или иной основополагающей для данной науки системы аксиом и предложений, то они выбираются произвольно, в соответствии с так называемым принципом терпимости. Единственное условие их выбора – внутренняя непротиворечивость.

Следствием такого понимания  научной теории является вывод, что «логическая истина» определяется исключительно согласованностью предложений с  принятыми правилами построения системы, с принятой в данной науке терминологией. Следовательно, точка зрения, согласно которой в основе математического и естественнонаучного знания лежат произвольные соглашения между учеными, стала определяющей для понимания неопозитивизмом сущности науки, которая ничего не может сказать и не говорит о реальном, объективном мире.

 Неопозитивизм в лице Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда анализирует развитие науки в широком социально-культурном контексте.

 

2.2 Структурализм.

 

Структурализм – это направление в гуманитарном знании, использующее при исследовании структурный метод, а так же методы моделирования, формализации и математизации. Ведущими представителями являются этнолог К. Леви-Строс, историк культуры М. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед Р. Барт.

Структурализм ставит своей целью  обнаружить и описать структуру исследуемых объектов. Структура – это такие отношения между элементами, которые сохраняют свою устойчивость при самых различных изменениях и преобразованиях. Подход к изучаемому объекту с позиций структурализма предполагает, во-первых, выявление внешних связей (отношений) исследуемого объекта, и, во-вторых, реконструкцию собственно внутренней структуры объекта. Применение структурного метода позволяет не только выявить «скелет» того или иного объекта, но и сформулировать правила, по которым путем перестановки элементов в объекте можно получить другие объекты.

В своем развитии структурализм  прошел несколько этапов. В период своего возникновения в 20-х годах XX века структурный метод разрабатывался, прежде всего, в лингвистике. Позднее структурализм получил распространение в этнографии, эстетике, искусствознании и, наконец, структуралистическая методология стала использоваться при объяснении истории, науки в целом и других культурных процессов.

Таким образом, объектом исследования для структурализма становится культура как совокупность знаковых систем, важнейшей из которых является язык. Это связано со спецификой языка как универсальной знаковой системы, имеющей четко выраженную структуру. К знаковым системам структурализм относит также науку, искусство, мифологию, моду, социальные устройства, явления массовой культуры. Анализ этих объектов позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым в жизни бессознательно подчиняется человек. Представители этого направления считают, что именно анализ бессознательного обеспечивает объективность исследования, избавляет его от субъективистских извращений.

В основе структурализма лежит тенденция  сближения гуманитарных наук с естествознанием. Это предполагает понимание целостности культуры человечества и, вместе с тем, самостоятельности каждой из культур.

Структурализм оказал значительное влияние  на проблематику исследования различных философских школ современности, дал толчок к разработке проблем языка, разума, объективности структур власти.

2.3. Герменевтика.

 

        Герменевтика -  это одно из более поздних направлений философии.

Слово герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермеса  – вестника богов и толкователя их воли. С момента своего возникновения герменевтика занималась вопросами интерпретации и толкования текстов, культурно-исторических памятников, Библии.

С течением времени герменевтика стала  рассматриваться как методологическая основа гуманитарного знания. Идеи философской герменевтики были развиты на Западе, прежде всего, немецким философом, представителем философии жизни В. Дильтеем, итальянским мыслителем Э. Бетти, крупнейшим философом XX века М. Хайдеггером, немецким философом Г.Г. Гадамером. В русской философии герменевтика разрабатывалась Г.Г. Шпетом.

Для понимания исторических текстов и любых других памятников культуры исследователь должен проникнуть в ту культурно-историческую атмосферу, в которой творил их создатель, он должен вжиться в нее, воспроизвести ее в своих переживаниях, вообще в сознании. Если понимание собственного мира осуществляется путем интроспекции (самонаблюдения), то понимание чужого мира – путем «вживания», «вчувствования», «сопереживания». Понимание культуры прошлого – это есть метод ее интерпретации.

Представители современной  философской герменевтики видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ интерпретации и толкования социально-культурной среды, человеческого бытия вообще. Основной проблематикой философии они считают проблемы языка, анализ косвенных свидетельств сознания, воплощенных, прежде всего, в письменной речи.

Более того, герменевтика приобрела универсальный смысл. Согласно ей проблема познания – это  основная философская проблема, а предмет философии – это мир человека, трактуемый как мир общения, в процессе которого протекает вся человеческая деятельность, создаются ценности.

Что же такое понимание? Это способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание как способ освоения мира конкретизируется в понятии опыт. Действительность человек не только познает, но практически осваивает. Поэтому речь должна идти не просто о познании мира, а об опыте мира, который включает в себя непосредственность переживаний (опыт жизни) и различные формы практического, в частности, эстетического освоения действительности (опыт истории, «опыт искусства»). Поскольку основные механизмы формирования опыта заложены в языке, так как он задает схемы ориентации в мире, постольку анализ языка, письменных текстов является важнейшим условием понимания как прошлого опыта, так и настоящего.

Информация о работе Современная зарубежная философия