По словам Ксенофонта, «божественный голос» (даймонион) давал Сократу указания относительно того, что ему следует делать
и чего не следует. Основываясь на этом
«голосе», Сократ будто бы давал советы
друзьям, которые всегда оправдывались.
Таким образом, по Ксенофонту, Сократ предвидел
будущее и признавал за собой дар пророчества.
Иное о даймонионе Сократа сообщает Платон.
У последнего ничего не говорится ни о
предсказаниях, ни о велениях божества,
обращенных к Сократу, ни о каких-либо
советах друзьям. У Платона сократовский
даймонион — явление более сложное и редкое.
«Началось у меня это с детства, — заявляет
Сократ в «Апологии» Платона, — возникает
какой-то голос, который всякий раз отклоняет
меня оттого, что я бываю, намерен делать,
а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет.
Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься
государственными делами».
У Ксенофонта сократовский даймонион
и отвращает от чего-либо, и побуждает
(склоняет) к чему-либо.
У Платона даймонион только отвращает (отговаривает), но никогда не склоняет. Сообщение Ксенофонта дает
некоторое основание для трактовки даймониона
Сократа как голоса совести и разума, или
как здравого смысла. Сообщение же Платона,
напротив, на первый взгляд, во всяком
случае, не дает каких-либо явных поводов
для подобной трактовки. Надо полагать,
что сократовский даймонион (называемый
также «божественным знамением») у Платона
означает некое обостренное предчувствие,
некое «шестое чувство», или сильно развитый
инстинкт, который каждый раз отвращал
Сократа от всего того, что было для него
вредным и неприемлемым. Оказывается,
что и бездействие «привычного знамения»
многозначительно: если «божественное
знамение» не останавливает Сократа и
не запрещает ему что-либо говорить и делать,
тем самым оно молчаливо склоняет его
к этому либо же предоставляет полную
свободу действия.
Отсюда можно сделать вывод, что между ксенофонтовской и платоновской
характеристиками даймониона Сократа
нет столь существенного различия, как
принято считать. Это и позволяет трактовать даймонион
Сократа в рационалистическом духе, т.е.
в качестве метафорического обозначения
голоса собственной совести и разума,
или же аллегорического выражения собственного
здравого смысла. Тем не менее, подобная
интерпретация верна лишь отчасти.
Дело в том, что даймонион Сократа основан
на иррациональной вере в божество, на
допущении тесной связи внутреннего «голоса»
с вне и независимо существующим божеством.
Это обстоятельство придает сократовскому
даймониону новую черту, новое измерение
и заставляет предполагать, что даймонион —
это своего рода полумифологическое и полуметафорическое выражение всеобщего (истинного и объективного),
содержащегося во внутреннем мире человека,
в его разуме и душе. «Ведь и душа есть
нечто вещее», — говорит Сократ в «Федре».
Поэтому Сократ не только осознает присутствие
в себе даймониона, но и живо его представляет,
чувствует и переживает как некую высшую
реальность, как божественное знамение.
Отсюда напрашивается вывод насчет феномена
Сократа, его даймония: хотя Сократ не
может выразить всеобщее в слове, в рациональном
определении, тем не менее, он (как и его
собеседник Лахес) чувствует, что искомое
общее понятие (например, мужество) имеется
в нем. То, что не удается Сократу выразить
в словах и понятийных определениях, он
улавливает как «божественный голос»,
звучащий в нем самом, исходящий из глубин
его души, его разума и совести. «Божественное»
в душе и есть, согласно Сократу, даймонион.
Истина, мудрость
нравственность.
Истина и нравственность для Сократа -
понятия совпадающие. “Между мудростью и нравственностью
Сократ не делал различия: он признавал
человека вместе и умным и нравственным,
если человек, понимая, в чем состоит прекрасное
и хорошее, руководствуется этим в своих
поступках и, наоборот, зная, в чем состоит
нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки
и вообще все поступки, основанные на добродетели,
прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем
состоят такие поступки, не захотят совершить
никакой другой поступок вместо такого,
а люди, не знающие, не могут их совершить
и, даже если пытаются совершить, впадают
в ошибку. Таким образом, прекрасные и
хорошие поступки совершают только мудрые,
а немудрые не могут и, даже если пытаются
совершить, впадают в ошибку. А так как
справедливые и вообще все прекрасные
и хорошие поступки основаны на добродетели,
то из этого следует, что и справедливость
и всякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная справедливость, по Сократу,
это знание того, что хорошо и прекрасно,
вместе с тем и полезно человеку, способствует
его блаженству, жизненному счастью.
Добродетель, т. е. познание того, что
есть благо могут достичь лишь “благородные
люди”. “Земледельцы и другие, работающие
весьма далеки от того, чтобы знать самих
себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит
телу и служит ему... А потому, если познание
самого себя есть закон разума, никто из
этих людей не может быть разумным от знания
своего призвания”. Как жестко Сократ отделят один класс от другого таков
характер его религиозно – этического
учения. Добродетель, так же как и знания,
согласно его учению, является привилегией
благородных (“неработающих”). Он обожал
аристократию, его учение о незыблемости,
вечности и неизменности моральных норм
выражает идеологию именно этого класса.
Сократовская проповедь добродетели имела
политическое назначение. Он сам говорит
о себе, что заботится, чтобы подготовить
как можно больше лиц, способных приняться
за политическую деятельность. При этом
политическое воспитание афинского гражданина
велось им в таком направлении, чтобы подготовить
восстановления политического господства
аристократии, вернуться к "заветам
отцов".
Основными добродетелями Сократ
считает:
1. сдержанность - как укрощать страсти
2. мужество - как преодолеть опасность
3. справедливость - как соблюдать божественные и человеческие
законы.
Все это человек приобретает путем познания
и самопознания.
Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии,
справедливости, скромности
Смерть Сократа.
После свержения тирании тридцати и восстановления
в Афинах демократии Сократ был обвинен
в безбожии. Обвинение исходило от трагического
поэта Мелета, богатого кожевника Анита и
оратора Ликона. В диалоге «Менон» Платон
сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся
из Афин тридцатью тиранами и участник
их ниспровержения, выказывает крайнюю
неприязнь перед софистами, говоря, что
«софисты—это очевидная гибель и порча
для тех, кто с ними водится» Когда Сократ,
приведя в пример заурядных детей выдающихся
афинян, высказывает уверенность, что
«добродетели обучить нельзя» Анит грубо
его обрывает, после чего Сократ с горечью
замечает, что Анит думает, что и он, Сократ,
подобно софистам губит людей, В диалоге
«Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному
им Эвтифрону, что некий Мелет, человек,
по-видимому, молодой и незначительный,
написал на него, Сократа, донос, где обвиняет
его в том, что он развращает юношество,
выдумывая новых богов и ниспровергая
старых. Эвтифрон успокаивает Сократа.
Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал
перед гелиеей—судом присяжных. В качестве
обвинителя выступил Мелет, заявивший,
что клятвенно обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов,
которых чтит город, а вводит новые божества,
и повинен в том, что развращает юношество;
и наказание за то—смерть» Для успеха
своего обвинения Мелет должен был набрать
по крайней мере пятую часть голосов тех,
кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение
Сократ произнес свою защитительную речь,
в которой опровергал выдвинутые против
него обвинения, после чего был признан
виновным уже большинством голосов. Теперь
Сократу надо было самому себе назначить
наказание. Он предложил присудить ему пожизненный бесплатный
обед в Пританее вместе с олимпийскими
чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину,
после чего присяжные осудили Сократа
на казнь еще большим количеством голосов.
Тогда Сократ произнес свою третью речь,
сказав, что он уже стар (ему было тогда
70 лет) и не боится смерти, которая есть
или переход в небытие, или жизнь в Аиде,
где он встретится с Гомером и другими
выдающимися людьми. В памяти же потомства
он, Сократ, навсегда останется мудрецом,
тогда как его обвинители пострадают (и
в самом деле они, согласно Плутарху, повесились).
Все три речи Сократа содержатся в платоновском
произведении «Апология Сократа».
Сократа должны были казнить
сразу, но накануне суда из Афин ушел на
остров Делос корабль с ежегодной религиозной
миссией. До возвращения корабля казни
запрещались обычаем. В ожидании казни
Сократу пришлось тридцать дней провести
в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу,
подкупив тюремщика, пробирается его друг Критон, сообщивший,
что стражи подкуплены
и Сократ может бежать. Сократ отказался,
считая, что надо повиноваться установленным
законам, иначе он уже эмигрировал бы из
Афин. И хотя теперь его осудили несправедливо,
закон надо чтить. Об этом мы узнаём из
платоновского диалога «Критон». В диалоге
же «Федон» Платон повествует о последнем
дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел
со своими учениками. Он говорит им, что
не боится смерти, потому что был к ней
подготовлен всей своей философией и образом
жизни. Ведь само философствование, по
его убеждению, есть не что иное, как умирание
для земной жизни и подготовка к освобождению
бессмертной души от ее смертной телесной
оболочки. Вечером пришла жена Ксантиппа,
пришли родственники Сократа, привели
его трех сыновей. Он с ними простился
и отпустил их. Затем в присутствии своих
учеников Сократ выпил чашу растительного
яда. Согласно Платону, Сократ скончался
тихо. Его последними словами была просьба
принести петуха в жертву
Асклепию. Такую жертву обычно приносили
богу медицины выздоровевшие. Сократ же
хотел этим подчеркнуть, что смерть тела
– это выздоровление души. Нетрудно заметить,
что «федоновский» Сократ по-другому представляет
себе смерть, чем Сократ из «Апологии».
Это неудивительно. Сократ из «Апологии»
ближе к историческому Сократу. В «Федоне»
же Платон приписал Сократу уже свои, более
идеалистические взгляды, вложив в его
уста свои четыре доказательства бессмертия
души. Такова внешняя сторона жизни и смерти
Сократа. Внутренняя жизнь Сократа. Сократ
любил задумчивую созерцательность. Нередко
он настолько уходил в самого себя, что
становился неподвижным и отключался
от внешнего мира. В платоновском диалоге
«Пир» Алкивиад рассказывает, что однажды
во время осады Потидеи Сократ задумавшись
простоял, нс сходя с места, сутки. Сократ
пережил духовную эволюцию. Ему никогда
не приходило в голову, что он мудр, пока
на вопрос одного его почитателя, есть
ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул
ответил, что нет, чем Сократ был очень
озадачен. Желая опровергнуть пифию, Сократ
стал общаться с теми, кого считал умнее
себя, но с удивлением увидел, что мудрость
этих людей кажущаяся. Но и тогда Сократ
не возгордился. Он решил, что Аполлон
устами пифии хотел сказать, что Сократ
мудрее других не потому, что он действительно
мудр, а потому, что он знает, что его мудрость
ничего не стоит перед мудростью бога.
Другие же не мудры, потому что думают,
что они что-то знают. Сократ так формулирует
свое превосходство над другими людьми:
«Я знаю, что я ничего не знаю».
Заключение
В данном реферате я попытался
раскрыть и описать каким образом
Сократ сделал свой вклад в философию.
В центре философии Сократа – изучение
человека, души и добродетели. Сократ провозгласил:
добродетель есть знание. Но не всякое
знание, а лишь знание добра и зла, ведет
к правильным, добродетельным поступкам.
На этом основании он пришел к выводу о
том, что никто не зол по своей воле,
а лишь по своему неведению. Этические
парадоксы Сократа положили начало непрекращающейся,
и по сей день дискуссии об отношениях
знания и добродетели.
Сократу, говорившему о невозможности
окончательных знаний о чем-либо, в равной
степени было известно как то, что человек
способен приобретать знания и «искусство»
сами по себе – великая сила. Однако он
был уверен в том, что эта сила может быть
использована и во благо, и во вред человеку.
Согласно его учению, если человек не сделал
главным вопросом своего бытия вопрос
о самопознании, альтернативу добра, всякие
иные знания- не сделают человека счастливым.
Более того, они могут сделать его несчастным.
Неудивительно поэтому, что
учение Сократа о самопознании находится
в тесной связи с теми дискуссиями, которые
ведут в последнее время не только
В филосовских и научных кругах,
но и среди широких кругов интеллигенции
как в нашей стране, так и во всем мире
вокруг проблем «человек-наука-техника»,
«наука-этика-гуманизм».
Список литературы
- Избранные диалоги Платона.
Под общ. Ред. В.Асмуса и А. Егунова- М:Художественная литература,
1965
- Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.:Логос, 2001.
- Серия «Научные биографии». В.С.Нерсесянц «Сократ». Издательство «Наука», Москва 1977;
- А.А.Радугин «Философия»,
Москва 1999. Издательство «Центр»;
- Московский государственный университет
имени М.В.Ломоносова, П.В. Алексеев, А.В.
Панин «Философия». Издательство Проспект,
издательство московского университета
2005;
- Философия: Учебник/Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002
- Философия: Учебник/Под ред. проф. О. А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.
- Ларионов С.В. Теория
познания и философия науки: учебник для
вузов / С.В. Ларионов. - М. : Дрофа, 2007
- Петров Ю.А. Теория
познания: учебное пособие для вузов /
Петров Ю.А. - М. : Мысль, 1988.
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=523649
- http://fb.ru/article/32414/filosofiya-sokrata
- sbiblio.com›BIBLIO/archive…sokrat/socrat12.aspx
- grandars.ru›Философия›Философия Сократа