Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:41, контрольная работа
В работе рассмотрены основные идеи Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо, крупнейших мыслителей эпохи просвещения
Введение
1. Новизна и особенности философии нового времени. Ее основные направления и представители
2. Томас Гоббс глазами исследователей его социологического наследия
3. Характеристика взглядов Жан-Жака Руссо
4. Осмысление идеи общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж. Ж - Руссо
Заключение
Литература
Сама трактовка свободы Руссо, однако, показывает, что наивысшим общим благом он считает само демократическое государство, что даёт основание отнести его к продолжателям Платоновской линии.
При таком подходе большинство не может установить свою диктатуру, дискриминируя представителей меньшинства в их свободе, поскольку общество тут же перестаёт быть демократическим, т.е. перестаёт быть самим собой.
Причём это осознаётся социальными субъектами, которые понимают, что в недемократическим обществе и их интересы могут быть в любой момент нарушены, что является гарантией того, что этого не произойдёт. При такой трактовке позиция Руссо предстаёт скорее развитием точки зрения Цицерона.
Такой процедурный подход, как представляется, может быть выходом из противоречий и затруднений первой и второй тенденций интерпретации «общего блага».
В развитии социальной философии Нового времени можно выделить следующие тенденции.
Во-первых, в поле зрения мыслителей попадало все большее количество общественных явлений, что свидетельствовало об экстенсивном развитии социального знания того времени.
Во-вторых, теоретический интерес все больше смещался в сторону материальной сферы и ослабевал интерес к духовной стороне общественной жизни.
В-третьих, были
созданы предпосылки для
Философско-историческая
проблематика в Новое время также
получила импульс дальнейшего развития.
Это связано с бурными
Бурный рост естественнонаучного знания в XVII-XVIII вв. вызвал достаточно резкое дистанцирование науки и религиозных идей и обусловил поиск универсальных законов истории, наподобие тех, которые активно открывались в природе.
Программа поиска построения универсальной науки о сущности человека и исторического развития общества нашла многих приверженцев среди французских философов.
Философия истории XX в. с особой силой поставила проблему коммуникации как сущностной характеристики исторического бытия и, говоря шире, как основания человеческого существования вообще. История возможна лишь в той мере, в какой люди открыты миру и друг другу. Точно так же и целые сообщества жизнеспособны вследствие их терпимости по отношению к другим общественным организмам.
Настроенность на диалог создает предпосылки для будущего, открывает пространство для исторического творчества. История реализуется через общение. Она требует от человека неустанного внимания к бытию, являющемуся критерием и одновременно стержнем любого исторического события. Этот диалог с миром — также и основание для понимания нас самих. История в этом смысле является предпосылкой прорыва к нашей подлинной сути.
1 Мир философии: книга для чтения. Ч. 1,2 М., 1991 г.
2 Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1989-1991.
3 Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1989-1991.
4 Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1989-1991.
5 Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1989-1991.
6 Laird J. Hobbes. L., 1934.
7 Goldsmith M. M. Hobbes's Science of Politics. N.Y., 1966.
8 Strauss L. Natural Right and History. Chicago, 1953.
9 Macpherson C. B. The Political Theory of Possessive Individualism. Hobbes to Locke. Oxford, 1962.
10 Немченко И. В. Томас Гоббс и Английская буржуазная революция середины XVII века. М, 1981.
11 Немченко И. В. Томас Гоббс и Английская буржуазная революция середины XVII века. М, 1981.
12 Валъденберг В. Е. Закон и право в философии Гоббса. СПб., 1900.
13 Камбуров В. Г. Томас Гоббс и его политическое учение. Киев, 1900.
14 Маковелъский А. О. Этико-политическая система Гоббса. Казань, 1992.
15 Ческис Л. А. Томас Гоббс, родоначальник современного материализма. М, 1994.
16 Гоббс Т. Избр. соч. М; Л., 1996.
17 Деборин А. Социально-политические учения нового времени. М, 1958. Т. 1.
18 Бихдрикер Д. Учение Гоббса о государстве и праве // Под знаменем марксизма. 1938. № 6.
19 Кант И. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М.; СПб., 2007.
20 Кант И. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М.; СПб., 2007.
21 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998
22 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998
23 Федорова М. М. Классическая политическая философия. М., 2001
24 Фрагменты из подготовительных материалов к «Метафизике нравов» // Кант И. Трактаты. Рецензии. Письма. Калининград, 2009.
25 Фрагменты из подготовительных материалов к «Метафизике нравов» // Кант И. Трактаты. Рецензии. Письма. Калининград, 2009.
26 Метафизика нравов: в 2 ч. М., 2007.
27 Кант. И Ответ на вопрос: Что такое просвещение? 1784. // Кант И. Сочинения в шести томах. М., "Мысль", 1966.-(Философ. наследие). Т. 6.- 1966.
28 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998
29 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998
30 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998
31 Кант. И Ответ на вопрос: Что такое просвещение? 1784. // Кант И. Сочинения в шести томах. М., "Мысль", 1966.-(Философ. наследие). Т. 6.- 1966.
32 Гоббс Т. Левиафан // Т. Гоббс. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2.
33 Демокрит. Макрокосм // Правовая мысль: Антология / Авт.-сост. В.П. Малахов. Москва; Екатеринбург, 2003.
34 Демокрит. Макрокосм // Правовая мысль: Антология / Авт.-сост. В.П. Малахов. Москва; Екатеринбург, 2003.
35 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
36 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
37 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
38 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
39 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
Информация о работе Социальная философия эпохи просвещения: Т. Гоббс, Ж. Ж - Руссо