Сны и сновидения в интерпретации З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 00:29, реферат

Краткое описание

В работе «Толкование сновидений» (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела» (Фрейджер, 2001, 54).
Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.

Файлы: 1 файл

Сны и сноведения в интерпретации З.Фрейда.docx

— 22.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный  университет 

имени Франциска  Скорины»

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии на тему:

«Сны и сновидения в интерпретации З. Фрейда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы А-21                                       Горелик Ю.В.  

 

 

Проверила:                                                            Зощук Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2011г.

Анализ теории сновидений З. Фрейда.

В работе «Толкование сновидений» (1890) Фрейд описал, каким образом  сновидения помогают психике защищать себя и достигать  чувства удовлетворения. «Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела» (Фрейджер, 2001, 54). 
   Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна. 
   Деятельность сновидения - это в целом все процессы, которые преобразуют необработанный материал сна, как то:

  • физические раздражители,
  • дневные переживания,
  • разного рода мечты,

с тем чтобы все это  было воспроизведено в реальном сновидении. Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения.

Почти каждое сновидение может  быть понято как осуществленное желание.  
Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям  
бессознательного.  Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы:

  • сгущения;
  • смещения (главное средство искажения сновидения);
  • отбора;
  • искажения;
  • трансформации;
  • перестановки;
  • перемещения и других модификаций первоначального желания.

Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания.В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. Индивидуальные ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений, являются более важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию. Не все сновидения имеют сексуальное содержание или происходят от сексуальных мотиваций. Сновидения не являются беспорядочными или случайными, апредставляют собой способ удовлетворения неосуществленных желаний.

В 1932 году Фрейд написал  ряд лекций, которые так и не были прочитаны, но в которых он пересматривает теорию сновидений (2001,стр. 272.) Теория сновидений способствовала тому, что психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии, но Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов (Фрейд, 2001, с. 138), что и определило его взгляды. Именно на сновидениях он доказывал правильность психоанализа, который показывает, что симптомы какого-то случая невротического заболевания  имеют свой смысл, служат какому-то намерению. Он поводил полную аналогию между построением сновидений и невротических симптомов, и считал, что роцесс выздоровления аналогичен превращению спящего человека в бодрствующего и здорового. 
   Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием  
сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают сновидение с его скрытыми  мыслями, то сновидение может представлять все, что содержат скрытые мысли, и может быть заменено ими (т. е.,  намерением, предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи  
и т. д.).  Таким образом, бессознательная работа мышления человека (скрытые мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могут проходить бессознательно. 
   Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками». 
   Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматических неврозах все обстоит  по-другому, здесь сновидения постоянно приводят к страху», и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения не срабатывает» (Фрейд, 2001, с. 285).

  При всем этом констатирует, что с помощью его метода можно толковать не все сновидения, «но столь многие, что это убеждает в пригодности метода». (2001, стр. 276). 
   Бессознательное влечение и есть создатель сновидения, его движущая сила. «Как и любое другое влечение, оно стремиться не к чему иному, как к своему собственному удовлетворению… это и является смыслом всего сновидения». По мнению Фрейда в любом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемое удовлетворение влечения переживается галлюцинаторно как реальное. Скрытые мысли сновидения драматизируются и иллюстрируются. 
   Если раньше Фрейд настаивал, что сновидение есть исполнение желания, то с учетом последних размышлений, он пришел к выводу, «что сновидение является попыткой исполнения   желания» (2001, 286).  
   В тридцатой лекции, которая названа «Сновидения и оккультизм», Фрейд считает, что сновидения могут помочь в понимании такого явления как телепатия.   
   «Телепатией мы называем предполагаемый факт, когда событие, происходящее в определенное время, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве лицом, при этом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет. Молчаливой предпосылкой является то, что данное событие касается лица, к которому другое лицо, принимающее известие, имеет сильный эмоциональный интерес» (2001, 289). 
   Телепатический феномен имеет мало общего со сновидением, он может возникнуть и в состоянии бодрствования. По мнению Фрейда, состояние сна все же кажется особенно подходящим для приема телепатического послания. В телепатическом сне телепатическое известие сыграет ту же  роль, что и любой другой остаток дневных впечатлений. И как  таковое оно оказывается измененным в результате работы сновидения, подчинившись ее тенденции. 
   Фрейд приводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный человек без малейших  оккультных наклонностей» смог узнать о рождении близнецов у его дочери, которая проживала далеко от него, за сутки до того, как пришла телеграмма с сообщением об этом событии. 
   «Толкование сновидения показало нам, что это сновидение телепатическое, психоанализ вскрыл телепатические факты, которые мы иначе не смогли бы узнать» (с. 291). Фрейд убежден, что не сновидение дает нам какие-то знания о телепатии, а толкование сновидения, психоаналитическая обработка, и что применение психоанализа «прольет некоторый свет на другие факты, называемые оккультизмом» (291). По его мнению, феномен индукции, или передачи мыслей, весьма близкий к  
телепатии, и означает, что «душевные процессы одного лица, его представления, состояния возбуждения, волевые побуждения могут передаваться сквозь свободное пространство другому лицу без использования известных способов сообщения словами и знаками» (291-292). Фрейд сообщает, что при лечении пациентов психоаналитическим методом у него сложилось впечатление, что занятия профессиональных предсказателей таят в себе благоприятную возможность особенно безупречного наблюдения за передачей мыслей» (292).  
   Фрейд «собрал целый ряд таких пророчеств и из всех них вынес впечатление, что предсказатель выразил только мысли обратившихся к нему лиц и особенно их тайные желания, так что справедливо было бы проанализировать такие пророчества, как если бы они являлись субъективными продуктами, фантазиями или сновидениями  
этих лиц» (с. 293). Конечно не все случаи одинаково доказательны, но «очень велика вероятность действительной передачи мыслей» (с. 293). 
   Фрейд приводит еще несколько примеров из собственной практики, анализируя все за и против, и признается, «что, по-моему, чаша весов и здесь склоняется в пользу передачи мыслей» (с. 300). И он не единственный из аналитиков, кому приходилось переживать такие «оккультные» случаи в аналитической ситуации. В 1926 году Елена Дейч «опубликовала подобные наблюдения и изучала их обусловленность  
отношениями перенесения между пациентом и аналитиком» (с. 300).  
   Фрейд считает, что объективное отношение к возможности передачи мыслей, а вместе с тем и телепатии, возможно с помощью психоанализа. Впервые Фрейд столкнулся с ними в начале 20-х годов и «испытал страх пред угрозой нашему научному мировоззрению». Через десять лет (в 1932 году) он уже думал по-другому, и считал, что передача мыслей благоприятствует распространению научного образа  
мышления на столь трудно постижимую духовную область. «Ведь телепатический процесс, должно быть, в том и заключается, что какой-то психический акт одного лица возбуждает тождественный психический акт у другого лица» (с. 301). Фрейд предполагал, что та сущность, что лежит между обоими психическими актами, легко может быть физическим процессом, и тогда аналогия с телефоном была бы несомненной. Он позволяет себе помечтать о том, что бы было, «если бы можно было  
бы овладеть этим физическим эквивалентом психического акта». Включив  
бессознательное между физическим и тем, что называется «психическим, психоанализ подготовил почву для предположения таких процессов, как телепатия» (с. 301). 
   Мысли Фрейда естественно уходят на феномены осуществления общей воли в больших колониях насекомых. «Возможно, это происходит путем подобной прямой психической передачи» (с. 301). Тогда можно предположить, что это первоначальный, архаический путь коммуникации между отдельными существами, который существует наряду с другими средствами сообщения при помощи знаков, воспринимаемых органами чувств. В страстно возбужденных массах, или при других условиях, это  
древнее средство выступает на первый план. 
   Фрейд предполагает, что телепатия, несмотря на ее трудную доказуемость, может являться довольно распространенным феноменом, в том числе и в душевной жизни ребенка. 

Выводы и обобщения:

1. В течение жизни точка  зрения Фрейда на сновидение  менялась. Если вначале он был убежден, что почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание (способ удовлетворения неосуществленного желания), то в последствии он уточняет, что сновидение является попыткой исполнения желания. 
   2. Если вначале Фрейд убежден, что «почти каждое» сновидение может быть понято с помощью его метода, то потом он уточняет, что с помощью его метода можно толковать «не все» сновидения. 
   3. Вначале Фрейд считал, что создателем сновидения является бессознательное влечение, которое стремиться к  своему собственному удовлетворению и это является смыслом всего сновидения. Потом он добавляет, что состояние сна кажется особенно подходящим для приема телепатического послания, тем самым, расширяя список «материала» сновидения, придает ему дополнительную функцию и дополнительный  
энергетический источник. 
   4. Фрейд убежден, что именно психоанализ вскрыл телепатические факты при толковании сновидений, тем самым, подготовив почву для предположения таких процессов как телепатия. 
   5. По мнению Фрейда занятия профессиональных предсказателей таят благоприятную возможность наблюдения за передачей мыслей. 
   6. Он также считает пророчества профессиональных предсказателей ни чем иным как выражением мыслей, обратившихся к ним лиц, и особенно их тайных желаний, тем самым, сводя предчувствие (предсказание) к телепатическим феноменам. 
   7. Особую роль в телепатических феноменах, как между отдельными людьми, так и в страстно возбужденных массах, Фрейд отводит эмоциональному фактору. В теории сновидений аффективные переживания во время сна (особенно чувство страха) разрушают незыблемую основную функцию сновидения - попытку исполнения желания.


Информация о работе Сны и сновидения в интерпретации З. Фрейда