Фрейд «Толкование сновидений»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:40, доклад

Краткое описание

Как не покажется странным, но наука наравне с жестокой критикой в адрес сновидений, считая это полным абсурдом и не признавая за ними определенного значения, выказывает предположения, что сновидения имеют все же определенный смысл, быть может, и скрытый и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.

Оглавление

Глава II: «Метод толкования сновидений образец анализа сновидения» (стр.105-131)
Глава III: «Сновидение – осуществление желания» (стр.131-143)
Глава V: «Материал и источники сновидений» (стр.173-189)

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 26.86 Кб (Скачать)

                

                                                                                        Кафедра социологии,

                                                                             психологии и политологии

                     

 

                                        Домашняя письменная работа

                                по предмету «Психология и педагогика».

                         Фрейд «Толкование сновидений»

Глава II: «Метод толкования сновидений образец анализа сновидения» (стр.105-131)

Глава III: «Сновидение – осуществление желания» (стр.131-143)

Глава V: «Материал и источники сновидений» (стр.173-189)

 

 

    

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                              Новосибирск - 2010

    Как не покажется странным, но наука наравне с жестокой критикой в адрес сновидений, считая это полным абсурдом и не признавая за ними определенного значения, выказывает предположения, что сновидения имеют все же определенный смысл, быть может, и скрытый и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.

    «Толковать» сновидения  можно пользуясь следующими двумя  существенно отличающимися методами.

    Первый из этих методов рассматривает содержание сновидений как нечто целое и старается заменить его другим понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Это – символическое толкование сновидений.

    Имеется такое воззрение,  будто сновидение интересуется  преимущественно будущим, которое  оно может наперед предвидеть, - остаток пророческой роли, приписывавшийся  прежде сновидениям, становится  затем мотивом, который побуждает  символическое толкование изложить  найденный смысл сновидения в  будущем времени.

    Однако успех, конечный  результат зависит от остроумия,  непосредственной интуиции субъекта.

    Второй метод – «расшифровка». Он рассматривает сновидение как своего рода условный шифр, в котором каждый знак при помощи составленного заранее ключа может быть заменен другим знаком общеизвестного значения и смысла. Здесь во внимание принимается не только содержание сновидений, но и личность и жизненные условия самого грезящего. Наиболее существенно в этом методе то, что толкование не обращается на сновидение во всем его целом, а на каждый элемент последнего в отдельности.

    Как можно заметить  для научного рассмотрения темы  непригодность обоих популярных  методов толкования сновидений, конечно, очевидна.

    Однако вскоре автор, как он сам утверждает, в процессе работы со своими пациентами, которые рассказывали о своих снах, пришел к выводу, что есть смысл рассматривать сновидение как симптом и применять к нему тот же метод толкования, что и к последнему.

   Для этого необходима, конечно,  известная психологическая подготовка  больного. От него требуются две  вещи: усиления внимания к его  психическим воспоминаниям и  устранение критики.

    Необходимо сказать пациенту, что успех психоанализа обуславливается тем, что он замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и при этом не пытается подавлять мысли. При психоаналитических занятиях автор имел случай заметить, что психическая структура размышляющего человека совершенно иная, чем структура наблюдающего свои психические процессы. При размышлении психический процесс играет большую роль чем при самом внимательном наблюдении, как то показывает даже напряженная физиономия и морщины на лбу человека, погруженного в раздумье.

    При обычном размышлении человек сохраняет критику, в силу которой отбрасывает часть возникающих у него мыслей. Самонаблюдатель, напротив того, старается лишь ее подавить. Данный процесс самонаблюдения более удобен, целесообразен на взгляд автора, чем наблюдение над другими.

    С помощью полученного  таким путем материала можно  будет произвести толкование  патологических идей, а также  и сновидения. 

    При засыпании «нежелательные  представления» появляются наружу  вместе с ослаблением произвольного  и критического процессов, оказывающие  влияние на ход наших преставлений. В качестве причины такого ослабления приводят обычно «утомление».

    Первый шаг при применении  этого метода учит, что в качестве  объекта внимания следует брать  не сновидение во всем его  целом, а лишь отдельные элементы  его содержания.

    Данный метод, который  впервые был применен автором,  серьезно отличается от популярного  метода при помощи символизации  и одновременно приближается  ко второму методу «расшифровывания».

    Попытка повествователя  разъяснить свой метод толкования  была основана на ряде этапов:

  1. К каждому сновидению необходимо сделать предварительное сообщение, то есть, то, что с человеком происходило последнее время
  2. Следом идет уже непосредственно анализ сна – дробление его на мелкие части и изучение каждой в отдельности

    Фрейд приводит свой  конкретный пример из собственной  жизни, в котором реализует  вышеуказанный алгоритм и в  конце анализа приходит к тому, что содержание сновидения является, таким образом, осуществлением желания, его мотив – желание.

    Сновидение полноценное  психическое явление. И как  уже было доказано оно –  осуществление желания. Если сновидение  является таковым на самом  деле, то откуда же протекает  та странная и причудливая  форма, в которую облекается  последнее? Какие изменения претерпевают мысли, преобразовываясь в сновидение, и откуда проистекает тот материал, который перерабатывается в сновидении? Пока отложим все эти вопросы ненадолго в сторону и пойдем другой дорогой.

    Мы видели, что сновидение изображает желание в его осуществленной форме. В наших интересах узнать является ли это общей характерной чертой всех сновидений или же случайным содержанием лишь одного, то есть частный случай.

    Первое сновидение, приведенное  самим Фрейдом, было осуществлением  желания, другое представляет, быть  может, осуществление опасения, третье  может иметь в своем содержании  рефлекс и т. п. 

     Автор в качестве примера привел очередное сновидение, основываясь на собственном опыте. В нем у грезящего очень сильная жажда. Когда он ее утоляет тем, что ему снится, будто он выпил воды, то он так и не просыпается. Таким образом, мы имеем то, что описанное нами это – сновидение об удобстве.

    Каждый в реальности  понимает, что такое сновидение  и большинство претворяются, что  не имеют представления об  этом. Ведь в качестве аргумента  можно привести обыкновенную поговорку из немецкой культуры. На вопрос: «Что снится гусям?» идет ответ «Кукуруза». Вся теория, утверждающая, что сновидение представляет собой желания, содержится буквально в этих двух фразах.

    Мы видим, что могли  бы достичь нашего учения о скрытом смысле сновидения более коротким путем, если бы мы обратились к общеупотребительным оборотам речи.

    Хотя народная мудрость и отзывается иногда довольно презрительно о сновидениях – полагают, что она считает правильной научную точку зрения, говоря: сновидения – это пена морская, - но в общеупотребительных оборотах речи сновидение представляется обычно осуществлением заветных желаний.

    «Мне и во сне этого не снилось», восклицает в восхищении тот, для кого действительность превзошла все ожидания.

    Научившись путем применения нашего метода толкования сновидений раскрывать скрытый смысл последних, далеко оставляющий позади их содержание, мы должны снова подвергнуть рассмотрению отдельные проблемы сновидения.

    Отметим три главных  особенности памяти в сновидении. Первая состоит в том, что сновидение отдает предпочтение впечатлением предыдущих дней. Следующая гласит, что сновидение производит подбор на основании других принципов, нежели бодрствующая память, оно вспоминает не существенное и важное, а второстепенное и не значительное. Последняя особенность заключается в том, что в его распоряжении находятся наши ранние воспоминания детства; оно производит даже детали из этого периода, которые в бодрственной жизни, как нам кажется, нами давно уже позабыты.

    Эти особенности в  подборе материала сновидения подмечены исследователями.

    Свежее и безразличное в сновидении. В каждом сновидении можно найти связь с переживаниями предыдущего дня. Принимая это, автор начинает толкование с исследования переживаний этого самого дня, вызвавших это сновидение. Чтобы показать насколько постоянно такое взаимоотношение автор приводит в очередной раз пример из своей жизни. 

    Я написал монографию о каком то растении. Источник: утром в окне одного книжного магазина я видел монографию о цикламене.

    В процессе работы  З. Фрейд задается вопросом: всегда ли связано сновидения с событиями предыдущего дня или же оно простирается на впечатления более значительного промежутка последнего времени.

    Всякий раз, когда  ему представляется, будто источником сновидения было впечатление, воспринятое 2-3 дня назад, он при ближайшем рассмотрении убеждается, что это впечатление снова повторилось накануне и что, таким образом, между днем восприятия и сновидением имеется его очевидная репродукция, имевшая место в предыдущий день.

    После ряда размышлений  автор осознал, что для каждого  сновидения существует его возбудитель,  принадлежащих к числу тех  переживаний, «с момента возникновения  которых не прошло еще не  единой ночи».

    Сновидение может избирать  материал из всякого периода  жизни лишь постольку, поскольку  от впечатлений предыдущего дня  может быть протянута мысленная  нить этим более ранним. Что же эта преимущественная роль свежих впечатлений? Мы поймем это, если проведем анализ вышеописанного сна (о монографии). Фрейд, учтя его результат, решил, что забывание очень часто является осуществлением бессознательного намерения и, во всяком случае, дает возможность предполагать о скрытом намерении забывающего.

    До тех пор как я  знал лишь явное содержание  этого сновидения, рассуждает автор,  оно было связано, по-видимому, лишь с одним впечатлением; после  же анализа нашелся и другой  его источник в другом переживании  того же дня. Первое впечатление,  с которым связано сновидение, играет второстепенную роль. Я  вижу в витрине книгу, читаю  ее заглавие, но содержание ее  едва ли интересует меня. Второе  же переживание имело высокую  психическую ценность.

    В содержании сна автор  находит намек на безразличное  впечатление и поэтому утверждает, что сновидение преимущественно заключает в себе второстепенные впечатления. В толковании же все указывает на важные и значительные переживания. Если определить смысл сновидения по скрытому его содержанию, найденного с помощью анализа, то можно прийти к новому выводу. Разрешается загадка, будто сновидение занимается лишь ничтожными обломками бодрственной жизни; автор не поддерживает утверждение, будто душевная жизнь в бодрственной состоянии не продолжается в сновидении и что сновидение тратит психическую деятельность на ничтожный материал. Он утверждает наоборот: то, что занимает нас днем, владеет нашим мышлением и в сновидении, и мы видим во сне лишь такие вещи, которые дали нам днем повод к размышлению.

    То же обстоятельство, что Фрейду снится безразличное впечатление, между тем как само сновидение вызвано гораздо более значительным и важным переживанием, объясняется, по всей вероятности, тем, что здесь перед нами снова искажающая деятельность сновидения, которою которую приписывают особой психической силе, играющей роль цензуры. 

    Напоследок приведу в краткой форме несколько источников сновидений:

  1. Свежее и психическое ценное переживание, непосредственно передаваемое в сновидении.
  2. Несколько свежих значительных переживаний, соединенных сновидением в одно целое.
  3. Одно или несколько свежих значительных переживаний, заступаемых в сновидении одновременным, но зато безразличным переживанием.
  4. Внутренне значительное переживание (впечатление, мысль), которое затем замещается постоянно в сновидении свежим, но безразличным сновидением.

 

    Данная тема достаточно  абстрактная, но вызывает любопытство  и не поддельный интерес. Невольно  задаешься вопросом, что такое  сон, что он подразумевает,  благодаря чему появляется? Я надеялся найти ответы на эти вопросы в труде З. Фрейда и в какой – то степени я осознал значение и происхождение сновидений.

    Данное произведение несложно догадаться вызывает споры, однако Фрейд пытался максимально возможно заложить в основу своих рассуждений научную подоплеку, используя, к примеру, распространенный в разных науках метод познания – анализ и пытаясь брать примеры с действительности.

    Но все равно, сколько людей столько и мнений кто – то думает так, а кто – то  иначе и, следовательно, полемика и разность взглядов неизбежны. Я считаю что, воззрение Фрейда лишь одно из многих, и оно может что - то дополнять или опровергать, как раз на концепции такого рода и основан научный прогресс.

   

    Автор пытался дать  общие очертание тематике, от  которой все остальные отвернулись,  не считая ее заслуживающей  внимание, несмотря на то, что  это явление фактически повседневное  в жизни каждого индивида, природа которого до сих пор так и не раскрыта и только в силу этого оно уже заслуживает большее, чем порицание.

    Труд Фрейда, в который  он вложил колоссальные усилия  заслуживает того чтобы с ним  ознакомились, а также возможности  «лежать на одной полке» с  работами других известных личностей,  ученых.


Информация о работе Фрейд «Толкование сновидений»