Смысл жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:19, реферат

Краткое описание

Философия – это наука, которая изучает основные характеристики бытия человека и определяет отношения человека к окружающему миру. Философия определяет мировоззрение человека и является одной из форм духовной деятельности человека, которая формирует общественное сознание человека. Философия как наука имеет свой предмет, который определяется как сущность человека в обществе.
Философия как наука изучается многими дисциплинами. К ним относятся логика, этика, эстетика, метафизика и ряд других наук, которые изучают человека и его сущность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Европейская философия XX века: важнейшие направления, идеи и представители.....................................................................................................4
2. Проблемы человека и смысла жизни в европейской
философии ХХ века….......................................................................................11
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы........................

Файлы: 1 файл

Смысл жизни.docx

— 49.26 Кб (Скачать)

     Социальные  нормы — общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.

     Социальные  нормы имеют жизненно важное значение для общества:

     • поддерживают порядок, равновесие в  обществе;

     • подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

     • помогают человеку приобщиться к  жизни общества, социализироваться.

     Видами  социальных норм являются:

     • нормы морали;

     • нормы группы, коллектива;

     • специальные (профессиональные) нормы;

     • нормы права.

     Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению  нарушителя норм морали.

     Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской  компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

     Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или  иных профессий (например, нормы поведения  грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных  и т. д.).

     Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

     • устанавливаются особыми уполномоченными  государственными органами;

     • имеют общеобязательный характер;

     • формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме);

     • регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще);

     • подкреплены принудительной силой  государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных  государственных органов в установленном  законом порядке по отношению  к лицам, их преступившим).

     Жизнь человека и общества невозможна без  деятельности — целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом  деятельности является труд.

     В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств  и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и  отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

     Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

     Фрейдизм  характеризовал  социальную жизнь человека. В своих учинениях Фрейд определял смысл человеческой жизни. Он задавал вопросы и сам же на них отвечал. З. Фрейд писал, что вопрос о смысле жизни человека ставился большое количество раз многими теоретиками, но ответа на данный вопрос, ни кто не получал. Это связано, по мнению Фрейда, с непониманием сути вопроса.

     Если  считать, что жизнь для человека не имеет смысла, то она бы потеряла ценность для существования человека. Это ошибочное мнение и жизнь для человека является самой большой ценностью и сам человек ценит жизнь.

     О смысле жизни животных не говорят, разве  только в связи с их назначением  служить людям. Человек не знает, что делать со многими животными, если не считать того, что он их описывает, классифицирует и изучает, да и то многие виды животных избежали и такого применения, так как они жили и вымерли до того, как их увидел человек. И опять-таки только религия берется ответить на вопрос о цели жизни. Мы едва ли ошибемся, если придем к заключению, что идея о цели жизни существует постольку, поскольку существует религиозное мировоззрение.

     Смысл жизни человека заключается в  том, что человек сам хочет  от жизни и к чему он стремится. Человек всегда стремится к счастью, которое имеет как положительные, так и отрицательные цели. Это  теорию вывел Фрейд. В основу этой теории лежит принцип наслаждения, который определяет состояние душевного  равновесия человека.

     Фрейдовская теория поиска смысла жизни противоречит религиозным канонам о смысле существования человечества. Религия  определяет смысл жизни как защита от страданий, путем запугивания  интеллекта.

     Смысл жизни человека изучает экзистенциональная философия. Это направление зародилось в начале двадцатого века в Германии. Представителями данного направления  были С. Кьеркегору, Ницше, Хайдеггер.

     Основой данной философии заключается в  первоначальном понятии жизни человека. Данное направление определяет человеческую жизнь, в которой отсутствуют внешнее раздражительные установки. Эта философия отрицает царство духа, собственную сущность и самоцель великих сфер культуры, искусства, науки и т. д. Сторонники данной философии определяли существование человека на внешних признаках и не характеризовали внутреннее пространство человека.

     Многие  философы двадцатого века определяли смысл жизни человека в  поддержании  мира. Камю утверждал, что каждое поколение призвано переделать мир.5

     Проблему  экзистенциального вакуума пытался  разрешить Виктор Франкл. Он считал, что смысл жизни человека не создается, а находится, на основе совести человека. Совесть является основой смысла. На основе совести можно определить уникальный смысл. Который содержится в любой ситуации.

     Совесть принадлежит к числу специфически человеческих проявлений, и даже более  чем специфически человеческих, ибо  она является неотъемлемой составной  частью условий человеческого существования, и работа ее подчинена основной отличительной характеристике человеческого существования - его конечности.

     Осуществляя смысл, человек реализует сам  себя. Осуществляя же смысл, заключенный  в страдании, мы реализуем самое  человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем  самих себя.

 

     Заключение

     Проблема  человека и смысла жизни всегда интересовали философов и мудрецов. Основной интерес  к данной проблеме достиг большого результата в двадцатом веке. Развитие научного технического прогресса и  общественных отношений определил  суть человека в обществе.  И способствовал  развитию философского взгляда на данную проблему более широко.

     Исследованием данной проблемы занимались многие выдающиеся личности. Они создавали научные  труды и определяли место человека в обществе и его значение. Но все научные труды о человеке определяли его как социально-биологическое существо, которое имеет признаки личности.

     Подводя краткий обзор религиозно-филосовских  исканий человечества о смысле жизни, мы видим, что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к  высшему духовному началу. И ведущие  мыслители всех времен – от брахманов до современных философов понимали, что человек сможет реализовать свою миссию только в служении вечным истинам, духовной работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со своим Творцом - слиянии «тленного с нетленным» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список используемой литературы

  1. Баландин, Р. К. Русские мыслители./Р. К. Баландин  М.: Астрель-Хранитель, 2007.- 539 с.
  2. Франк С. Л. Смысл жизни человека/ С. Л. Франк М.: Новый Свет 2006 - 301 с
  3. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. № 3.
  4. Трубецкой Е.И. Смысл жизни./ Е.И. Трубецкой М.: Республика, 1994 - 456 с
  5. Ушаков А. М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. Запад и Восток Традиции и современность/ А. М. Ушаков  М. : «Новый Свет» 1993 – 236 с
  6. Альбер Камю Бунтующий человек М.: Политическая литература, 1990 - 360 с
  7. Древнекитайская философия в двух томах М.: Мысль, 1972

Информация о работе Смысл жизни