Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:19, реферат
Философия – это наука, которая изучает основные характеристики бытия человека и определяет отношения человека к окружающему миру. Философия определяет мировоззрение человека и является одной из форм духовной деятельности человека, которая формирует общественное сознание человека. Философия как наука имеет свой предмет, который определяется как сущность человека в обществе.
Философия как наука изучается многими дисциплинами. К ним относятся логика, этика, эстетика, метафизика и ряд других наук, которые изучают человека и его сущность.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Европейская философия XX века: важнейшие направления, идеи и представители.....................................................................................................4
2. Проблемы человека и смысла жизни в европейской
философии ХХ века….......................................................................................11
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы........................
После разгрома фашизма Ясперс
получил большую популярность
в ФРГ; в ряде работ, начиная
с трактата о "немецкой вине"
выступал как политический
Исходный идеал Ясперса - бюргерский
гуманизм. С ним связаны и преклонение
Ясперса перед античной
Свой труд мыслителя Ясперс называл не философией, а философствованием. «Коммуникация» - центральное понятие миропонимания Ясперса.
Марсель Габриель Оноре
(1889-1973) - французский философ, драматург
и критик, основоположник католического
экзистенциализма. После осуждения папской
энцикликой (1950) экзистенциализма назвал
свою философию "неосократизмом"
или "христианским сократизмом".
В основном сочинении "Быть и иметь"
(1935) Марсель проводит резкое различие
между миром "объективности" и миром
"существования". Действительность
предстает расщепленной на подлинный
мир бытия и неподлинный мир обладания.
В гносеологическом плане Марсель противопоставляет
"проблемы" и "таинства".
Сартр Жан-Поль (1905-1980) - французский философ и писатель, представитель атеистического экзистенциализма. Основной трактат - "Бытие и ничто" (1943) - представляет собой сплав идей Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля.
После
войны Сартр пытается сблизиться
с марксизмом, в то же время не
отказываясь от философских установок
онтологического трактата. Псевдомарксистский
волюнтаризм стал основой левоэкстремистской
политической практики Сартра.
2. Проблемы человека и смысла жизни в европейской философии ХХ века
Представление о человеке возникло задолго до появления философии как науки. Первое упоминание о человеке можно было наблюдать в религиозно-мифологическом сознании людей. В верованиях древних людей человек является предметом природных объектов, которые определяют единое целое природного богатства. Это проявляется в форме первобытных верований и характеризуется в поклонении животным и растениям, с которыми существует родственная связь всего живого.
Человек представляет собой существо. Это существо имеет биологическое начало, что приближает его к высшим существам – млекопитающим. Биологическая сущность человека определяет одну из сторон человека. Но у человека также имеется и духовная сторона, которая определяет абстрактное мышление человека. Человек отличается от животных наличием членораздельной речи. У человека есть способность к обучению и усвоению понятий культуры и нравственности. Человек как существо имеет уровень социальной организации.
Проблема смысла человеческого существования зародилась в философии древневосточных цивилизаций. Основоположником зарождения данной проблемы является Древнекитайская цивилизация.
Согласно, древнекитайского учения человек является частью, какой-то иерархии и занимает определенное место. Основоположником данного учения был Конфуций.1 Конфуцианство определяет место человека во Вселенной и характеризует его положения среди людей. В этом заключается малозначительная проблема существования человека, но она не определяет смысла жизни человека.
В
древней Индии мыслители
Центральной проблемой буддизма являлась сущность бытья человека. Это проявлялось в характеристики и значение человека для религиозного понятия мира. В основу этой теории лежало восприятия мира через человеческое я.
С развитием мира происходит
развития философских взглядов
на существование человека. Философия
сформировала основные взгляды
и подходы к изучению человека
в качестве философской
В ионийской натурфилософии была обозначена попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что оно способно понимать.3
Философия как наука сформулировала принцип разумного миропонимания. Он заключался в сущности человека, его ценности и активности. На основе этого принципа происходило внутреннее определение человека, его внутреннего пространства. Основоположником данного принципа является Сократ. Продолжателем идей Сократа был Платон. Платон определил то, что человек не является единством души и тела. Душа – есть элемент, который определяет человека, как существо, а тело есть оболочка души.
Аристотель вывел социальную характеристику человека. Человек является живым существом, которое предназначено для жизни государства. Человек живет в обществе и управляется законами этого общества.
Дальнейшее развитие общественных отношений определило роль философии. Философия стала все больше уделять внимание смыслу жизни человека. Особенно данная проблема проявляется в двадцатом век.
Начиная
с древних времен проблемы человека,
интересовали умы выдающихся мыслителей
и философов. Актуальной данной проблемы
проявилась в двадцатом век. Этот
век характеризуется научно-
В ХХ веке появляются философско-социологические проблемы существования человека. Появляются новые направления философских взглядов. Это фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология и экзистенциализм. Все эти направления изучают сущность человека, его существование. Основу этих направлений составляет духовное начало человека. Духовное начало человека определяет понятие личность. Личность это совокупность врожденно-приобретенных свойств человека, которое содержит внутреннее духовное содержание человека.
Философия определяет личность человека как врожденные качества, которые сам человек приобретает и развивает в социально-общественной среде. Основу этих качеств составляет совокупность знаний, навыков, ценностей и целей.
Воспитание, развитие и жизнь в обществе определяют нормальное развития личности человека, которое превращает человека в личность. Когда люди с рождения живут вне человеческого общества и воспитываются животными, хотя и само человеческое общество может являться стаей животных. При такой ситуации происходит деградация человека как личности. И данному человеку характерны только биологические признаки. Эти люди усваивают привычки животных и теряют способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это доказывает биологическую природу человека. Кроме биологической сущности у человека должна быть и социальная. Социальная проявляется в развитии заложенных социальных навыков воспитания человеческим обществом.
Превращение биологического индивида в социально-биологическую личность происходит на основе трудовой деятельности. На основе труда происходит процесс формирования личности человека и развивается сознание человека и его способности. Труд позволил человеку отойти от мира животного и создать общество с высокоорганизованной способностью создания личности.
Занимаясь каким-то определенным делом, которое отвечает склонностям, интересам и потребностям самого человека, человек превращается в личность. На основе труда человек оценивает свое значение для общества и свою социальную значимость для общества. Труд раскрывает все грани личности человека.
Личность человека характеризуется философией качеством личности Качество личности это философское понятие, которое определяет врожденные или приобретенные привычки человека, его образ мышления и поведения.4
По качественному признаку философия разделяет людей и дает характеристику человека как социально-биологического существа. Имеющего признаки личности. Определение качеств человека, которые характеризующие понятие личности заключается основная проблема философского значения человека.
Философии определяет моральные качества человека. Это человечность, гуманизм, совесть, верность, великодушие и справедливость. Моральные качества человека философия определяет как положительные. Но на основе положительных качеств невозможно определить свойства личности. Для полной характеристики личности человека существуют и отрицательные качества человека. Это цинизм, грубость, тунеядство, нигилизм, чванливость, трусость и иные негативные черты человека. Любое качество человека может быть общественно полезным, то есть оно направлено на определения смысла человека в обществе. К таким качествам относится решительность, воля, мудрость, патриотизм и убеждения. Человек, как социально-биологическое существо совмещает в себе всё виды качеств. И философия определяет, что одни качества человека развиты больше, а другие — меньше.
Человек
как социально-биологическое
Биологические или естественные потребности проявляются в сохранении жизни, размножении и других естественных вещах, необходимых человеку для своего существования.
Духовные
выражают стремление человека насытить
свой внутренний мир, приобщаясь к культурным
ценностям общества. Материальные проявляются
в обеспечении достойного уровня
жизни человека.
Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются:
• личные (индивидуальные);
• групповые;
• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные;
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.