Смысл жизни как ценностное ядро личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, реферат

Краткое описание

А в чем он – смысл?

Оглавление

Введение
Основная часть
1.История поисков смысла жизни
2.Кто о чем – а философы о смысле…
3. Взгляд на смысл жизни в религиях мира
4. Смысл жизни с точки зрения психологии.
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

1. Высшим смыслом  жизни является созидательно-альтруистический - бескорыстная забота об общем  благе и связанная с ней  готовность поступиться своими  интересами.

2. Социально-творческий  человек видит смысл жизни в создании духовных и материальных ценностей.

3. Социально-демографический  смысл жизни заключается в  рождении и воспитании детей  и внуков.

4. Группа концепций  смысла жизни, способствующих  прогрессивному развитию индивида (а тем самым и общества), включает различные варианты игровой деятельности:

  • ориентированную преимущественно на духовное развитие личности 
  • на физическое развитие индивида
  • комплексную игровую деятельность
  • пассивную, не способствующую развитию индивида.

5. Престижная  концепция смысла жизни характеризуется совокупностью различных способов повышения своего социального статуса и своей значимости в глазах окружающих.

6. Для лидерской  концепции свойственно тесно  связанное с престижной направленностью  стремление к власти над людьми  в любых формах, причем известность и слава, которые приносит власть, воспринимается как залог обретения бессмертия в памяти людей.

7. К гедонистическому  типу относятся люди, которые  стремятся к различного рода  удовольствиям.

8. Конформистский  смысл жизни характеризуется стремлением “Жить как все”, ничем не выделяясь. Самоотождествление себя с неким сообществом, растворение в человеческой массе дает ощущение личного бессмертия.

9. Теологический  или религиозный  - означает служение богу в той или иной форме.           

 Любая концепция  смысла жизни представлена в  сознании личности как ее направленность, в которой можно выделить 2 уровня:

  • Высший уровень направленности наиболее полно воплощает представление личности о смысле жизни, включая представление о мире и своем месте в нем, отношении к себе и другим людям, жизни и смерти. На этой основе формируются смысло-жизненные принципы, главные жизненные цели (терминальные ценности) и морально-этические средства их достижения (инструментальные ценности). Данный уровень можно назвать мировоззренческой направленностью.
  • Низший уровень включает прежде всего жизненные ориентации, т.е. иерархию сфер жизнедеятельности в сознании личности и ее отношение к этим сферам. Это социальная направленность личности. Она характеризует в какой сфере социальной деятельности человек преимущественно реализует свои представления о смысле жизни и каковы эти представления. На этом уровне концепция смысла жизни конкретизируется в детальных жизненных планах.
 

            Говоря о  смысле жизни, мы не можем обойти работы В. Франкла, потому как вся его теория и созданная им логотерапия опираются на этот феномен.           

 Стремление  к поиску и реализации человеком  смысла своей жизни Франкл  рассматривает как врожденную  мотивационную тенденцию, присущую  всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом. Это основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.           

 Смысл в  принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта  и т.д. Но вопрос нахождения  смысла - это  вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопросы о смысле жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится на него отвечать - не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.            

 Правильной  будет постановка вопроса не  о смысле жизни вообще, а о  конкретном смысле  жизни данной личности в данный момент времени. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации смысл меняется. Мы не можем выбрать себе смысл, мы можем выбрать лишь призвание, в котором обретем смысл.           

 Проводя параллель  с законами выделения фигуры  из фона Франкл пишет, что  восприятие смысла есть осознание  возможности на фоне действительности или осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации. Цель логотерапии - расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе каждая ситуация. “Все, что мы можем сделать - это быть открытыми для смыслов, сознательно стараться увидеть все возможные смыслы, которые предоставляет нам ситуация, и затем выбрать один, который, насколько нам позволяет судить наше ограниченное знание, мы считаем истинным смыслом данной ситуации”.  

Найдя смысл необходимо осуществить его.  Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями как то, что требует  постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет. Осуществление смысла является для человека необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, неповторимости тех возможностей, которые предоставляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл жизни, человек тем самым осуществляет себя, самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее человек никогда так и не знает до последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Смысл жизни — самовыражение.

  Проявить во всей  полноте свою сущность  — вот для чего  мы живём.

Оскар Уайльд

Рассмотрев, как  взгляды на смысл жизни менялись в представлении философов, как на него смотрят религиозные деятели и психологи, главный вывод, который мне приходит в голову – необходимость его поиска для каждого конкретного человека. Человеку необходимо двигаться вперед – развиваться, получать новые знания, заниматься творчеством – неважно, что это будет – рисование шедевров современного искусства – или готовка и воспитание детей, постоянно узнавать что-то новое, -  иначе наступает неизбежная деградация – а для движения вперед нужна цель. Нужно понимать, зачем ты движешься – есть ли в этом движении смысл.

Я думаю, что  мы все найдем ответ, который удовлетворит каждого из нас и даст возможность  быть цельными личностями,  которые  не просто каждое утро зачем-то просыпаются  и существуют – а живут, осознанно и осмысленно.

Если говорить лично обо мне – я солидарна  с О. Уальдом – смысл жизни  в самовыражении. Мне кажется, что  все люди талантливы и у каждого  есть дар – и смысл в том, что найти его, развить, выпестовать  и показыть миру. И, конечно же – в постоянном стремлении к совершенству – постижению новых знаний, помогающих стать чуть лучше хотя бы в своих глазах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

1. Франк С.Л.  Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - № 6.

2. Камю А. Миф  о Сизифе // Сумерки богов: Cб. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - С.222-318.

3. Бердяев Н.  Смысл творчества. - М.,1994.

4. Долгов К.М.  От Киркегора до Камю. - М.: Искусство, 1990. - 399 c.

5. Человек: Мыслители  прошлого и настоящего о его  жизни, смерти и бессмертии. - М., 2 т., 1991.

6. Философская  энциклопедия: B 5 тт. / Под ред. Ф.В.  Константинова. - М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970.

7. Шпенглер. Закат  Европы. Очерки морфологии мировой  истории. – Новосибирск: Наука, 1993.

8. Арьес Ф.  Человек перед лицом смерти. смерти (пер. с фр. В. Ронина)/ Общ. Ред. Оболенской С.В.; Предисл. Гуревича А.Я. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс-Академия», 1992.

9. Франкл В.  Человек в поисках смысла. - М., Прогресс, 1990

10. Сартр Ж.-П.  Цитаты и афоризмы

11. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. Цит. по Вальверде К. Философская антропология. — М., 2000.

12.Мельников И. Г. Проблема смысла жизни и её решение в православии и религиозных системах Китая и Индии

13. «В поисках  смысла» - с-ль А.Е. Мачехин Москва  Олма-Пресс 2004 г (сборник цитат и афоризмов)

Информация о работе Смысл жизни как ценностное ядро личности