Смысл жизни как ценностное ядро личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, реферат

Краткое описание

А в чем он – смысл?

Оглавление

Введение
Основная часть
1.История поисков смысла жизни
2.Кто о чем – а философы о смысле…
3. Взгляд на смысл жизни в религиях мира
4. Смысл жизни с точки зрения психологии.
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

В поисках смысла человек  и создает различные  религии и философии, чтобы сделать  жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

    Говоря о  смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо  её проблемы остаются нерешёнными и  остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»  

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком.

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует  смысл существования без познаваемой  истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в  различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание.. Нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.

 

Людвиг Витгенштейн

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Уильям Джеймс

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Взгляд на смысл  жизни в религиях мира.

Смысл жизни –в слиянии  конечного с бесконечным,

временного  с вечным путем  познания вечных истин

и созидания вечных ценностей.

И. Н. Шевлев

Все без исключения религии мира дают то или иное объяснения существования человека и его  жизни. Также в каждой из них есть конкретные данные о смысле этого существования. Я хочу кратко рассказать о крупнейших религиозных представлениях об этом вопросе.

Кстати по мнению некоторых философов (например, Шопенгауэра) все религии – это попытка  человека изобрести для себя смысл, оправдать свое существование в бессмысленном мире.

Христианство.

Онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и  осмысляется только в непрерывной  связи с Творцом. На Земле человек лишь готовится к вступлению в Царство Божие, должен терпеть лишения и боль, не грешить. Смысл – в стяжании Духа Святого Божьего. 

Иудаизм

Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства. 

Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу. 

Смысл жизни человека —  в способствовании  установлению царства  Всевышнего над миром, раскрытии его  света для всех народов мира. 

Ислам.

Ислам подразумевает  особое отношение между человеком  и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи  ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит  в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись». 

Как указывает  Аль-Мансури, "Согласно основополагающим догматам ислама, «Аллах властвует  надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду». 

Индуизм

В Индуизме существует 6 философских школ. «Ньяя», «Вайшешика», «Санкхья», «Йога», «Миманса» и «Веданта». 

Школы Ньяи и Вайшешики по сути представляют собой «материализм», не признавая существование реинкарнации, кармы, души и пр. понятий, утверждая, что смысла человеческой жизни не существует, поэтому единственный логичный подход к жизни — наслаждение. 

Школы Санкхьи, Йоги и Мимансы признают «реинкарнацию», «карму» и деление вселенной на 14 планетных уровней, считая, что цель человеческой жизни в том, чтобы с помощью знания, йогических упражнений или благочестивой деятельности соответственно вознестись на более высокие планетные уровни, сравнимые с «Раем» и избежать низких планетных уровней, сравнимых с «Адом». Однако формы жизни на тех планетах так же не являются вечными, и потому по истечении срока, душа по учению данных философий возвращается назад, на Землю. Так душа вращается в круговороте «cансары» вечно. Смысла жизни как таковой по этим философиям так же не существует. 

Веданта делится  на две школы — «адвайта-веданта» и «вайшнавизм». Обе признают то же, что и предыдущие три школы, однако в поисках «Абсолютной  истины» расширяют свое учение. 

Адвайта-веданта  во многом схожа с «Буддизмом». Данная школа утверждает, что поскольку все в мире является временным, то весь окружающий нас мир есть иллюзия. На самом деле существует лишь Единый «Брахман» или Единый «Дух», все мы Едины, однако частичка этого Духа может впасть в «иллюзию» и начать видеть мир разделенным на множество объектов. Соответственно цель человеческой жизни — осознать единство всего мироздания путем прекращения какой-либо деятельности, выход из круга сансары и слияние с Единым «Брахманом». Соответственно, смысл жизни как таковой так же отсутствует. 

С точки зрения Вайшнавизма смысл человеческой жизни заключается в осознании  себя как частички духовной природы, созданной «Кришной» или в  русском эквиваленте — «Богом», а так же к развитию в себе «бхакти» или любви. Вайшнавизм является единственной в мире древней религией, описывающей «духовный мир», внешность и деяния Бога в нем, а так же взаимоотношения Бога с душами. Cоответственно, смысл жизни как таковой заключается во вступлении во взаимоотношения с Богом, что открывает душе дорогу из колеса повторяющейся реинкарнации в вечный духовный мир. 

Буддизм 

Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством  жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. 

Источником страдания  являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным  только по достижении особого принципиально  невыразимого состояния — просветления (нирваны — состояния полного  отсутствия жажды, а значит и страданий). 

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени  осознанности, достижении естественного  состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны). 

Буддизм северной традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию  более возвышенной по сравнению  с прочими традициями. Обеты Махаяны  обязуют практикующего не уходить  в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Также именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру. 
 
 
 
 
 
 

4. Смысл жизни с  точки зрения психологии.

Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!

И. Фихте

Основным моментом в определении психологической  структуры смысла жизни является отношение ее к каждой личности, место в системе ее свойств. Под  личностью понимается система социально  значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. В качестве самостоятельных компонентов структуры личности можно выделить темперамент, способности, характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии, антипатии, идеалы, мировоззрение, характер личности. Смысл жизни как психологический феномен непосредственно связан с направленностью личности, в том числе с ее мировоззрением.            

 Смысл жизни  как концептуальное образование  имеет в качестве логической сердцевины категорию цели, устремленность к целевому пониманию индивидуальной жизни. Психологическое бытие концепции смысла жизни обязательно включает в себя эмоционально-волевые компоненты. Основные моменты концепции смысла жизни таковы, что они не могут существовать вне мировоззренческого опосредования и оформления. Это значит, что центральным, интегрирующим ядром личности является ее мировоззрение.            

 Соответственно  с определением смысла жизни  через понятие направленности  Немировский В.Г. условно выделяет 9 основных концепций смысла жизни.

Информация о работе Смысл жизни как ценностное ядро личности