Смысл жизни как ценностное ядро личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, реферат

Краткое описание

А в чем он – смысл?

Оглавление

Введение
Основная часть
1.История поисков смысла жизни
2.Кто о чем – а философы о смысле…
3. Взгляд на смысл жизни в религиях мира
4. Смысл жизни с точки зрения психологии.
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 309.50 Кб (Скачать)
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИМИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  философии.

«Смысл жизни как ценностное ядро личности» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил 

Царькова  Мария Алексеевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир, 2011 
 

Содержание

Введение 

Основная  часть 

1.История поисков  смысла жизни 

2.Кто о чем  – а философы о смысле… 

3. Взгляд на  смысл жизни в религиях мира 

4. Смысл жизни  с точки зрения психологии. 

Заключение 

Список  литературы 

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Стремись  не к тому, чтобы добиться успеха,

  а к тому, чтобы  твоя жизнь имела  смысл.

Альберт Эйнштейн 

А в чем он – смысл?

Кто из нас не задавался этим вопросом – сначала  в подростковом возрасте – с пафосом  и надрывом, а потом - и в более сознательном – пытаясь определить для себя место в мире и жизни, понять, что действительно ценно, а что – лишь мишура, закрывающая истину?

И кто из нас  легко и просто пришел к какому-то выводу?..

На мой взгляд, единого, подходящего для всех ответа просто не существует в природе. Но при этом  каждый обязан найти этот ответ для себя – потому что полноценное развитие личности, ее целостность – невозможны без какого-либо обоснования своего пребывания на этой планете.

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии. Это понятие существует в любой развитой мировоззренческой системе. Да и большинство людей обращаются к философии именно в его поиске – поиске пресловутого смысла, о котором в повседневной жизни можно и не задумываться ежечасно, но необходимость осознавать который присутствует в душе у каждого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История поисков  смысла жизни 

Основная  и самая высшая идея человеческого

  бытия – необходимость  и неизбежность  убеждения 

  в бессмертии души  человеческой. Без веры в свою душу и бессмертие

  бытие человека  неестественно, немыслимо  и невыносимо.

Ф. М. Достоевский

Древний человек  не задумывался о смысле жизни, не отделяя своего существования от существования природы и рода. Отсутствие понятия отдельной личности лишало ее и права на осмысленность существования. Смыслом обладало лишь существование рода (истории). И смысл этот состоял в продлении и распространении своего существования. Смысл человеческой жизни как раз и состоял в полном подчинении, слиянии ее со смыслом рода, в обеспечении действия этого смысла.

 Смысл личности  как проблему впервые выдвинуло  христианство, разорвавшее античный  круг повторяющегося цикличного  времени и бытия и устремившего  его вместо постоянного возврата  в самое себя - в неведомую вечность. Круг поменялся на  прямую, а на прямой возможно направление. Смысл жизни обрел формулу -  достижение совершенства ради обретения вечности, познание себя в Боге и Бога в себе. Проблема смысла, появившись, сразу обрела четкие и зримые контуры. Человек, рождаясь, должен был готовиться к тому, чтобы войти в Царство Божие, чтобы заслужить само право на вхождение туда. Средневековый человек точно знал, ради чего живет: он живет на Земле и терпит здесь тяготы и лишения, чтобы жить вечно после физической смерти в Раю. Или вечность -  или небытие - отсюда тот страх перед посмертием, в котором пребывало средневековое сознание.

 Формула жизни  средневекового человека была  предельно четкой: терпение - вознаграждение (спасение) - вечная жизнь. 

 Тогда утрата веры автоматически означала утрату смысла.

Возрождение, освободив  человека от Бога, от обязанности нести  крест морали, предоставив полную свободу человеческой воле, превратило жизнь в красивую бессмыслицу. Раз  смысла (и окончания пути в вечности) нет, все позволено. Образовавшаяся пустота требовала заполнения, и век Просвещения нашел его в качестве идеи прогресса.

 Эта концепция,  предполагающая сотворение своего  смысла, собственно, и была тем  локомотивом, который испокон  веков двигал цивилизацию к некому идеалу, улучшению и усовершенствованию, хотя не привел ее ни к первому, ни ко второму, ни к третьему. Локомотив, как оказалось, двигался по кругу. Желание создать рай на земле, а, значит, обрести вечный смысл жизни, двигало в XVIII в. просветителями, возложившими слишком большие надежды на человеческий разум. Успехи наук на какой-то миг заставили поверить в могущество человека, равное в потенции всемогуществу Творца. Бог стал не нужен, ибо отныне человек, как представилось, мог распорядиться миром сам. В век первой научной революции появляются утопии (Томас Мор, Кампанелла), рисующие идеальные общества, основанные на разумных (и только!) началах. Но буржуазная эпоха довольно быстро разрушила веру в "разумный рай.

 На смену  былому оптимистическому ослеплению пришло знаменитое романтическое разочарование. Человек пытался отыскать смысл внутри себя и своей жизни и не находил его.

Но если смысла нет, его надо создать. Но создать  в глобальном, общечеловеческом масштабе. На века. А, может быть, и в масштабе Вселенной. Сотворением такого рода смысла занимались: в земном общественном масштабе - Маркс, Энгельс, Ленин; в историческом масштабе - Ф. Федоров (идея реального воскрешения всех умерших), В. Соловьев (идея космического братства), Н. Бердяев, Л. Толстой; в космическом - Гегель (идея мировой абсолютной идеи), Рерихи, Блаватская и т.д.

 Л. Толстой,  Достоевский, Н. Бердяев, В.  Соловьев, В. Розанов - пропагандисты  "творческого смысла" - провозгласили  смыслом необходимость оставления  после себя следов, памяти и материальных носителей личности (своего рода тотем) в сокровищнице мировой культуры (а, следовательно, в творчестве). В этом мыслился залог истинного бессмертия. Только в творчестве возможно обрести смысл бытия (или создать иллюзию смысла). В начале ХХ века Н. Бердяев пишет работу "Смысл творчества", в которой утверждает, что только "творец" может претендовать на обретение смысла жизни.

 Данный метафизический  вопрос имеет и внутренний, родственный  ему, как бы перевернутый - от  вселенского макрокосма в духовный микрокосм -аспект, при котором активный вопрос "что делать?" получает пассивный ответ "нравственно усовершенствоваться". Мир, согласно этой концепции, пропагандируемой просветителями, толстовцами, рериховцами и т.п., можно и должно спасти, а его бессмысленность заменить осмысленностью, если каждый человек будет стараться жить не слепыми страстями, а "разумно", в согласии с нравственным идеалом. Конечной целью такого рода мыслилась мировая реформа, освобождающая мир от зла и тем осмысляющая жизнь.

Как отмечает С. Франк, "на чем основана наша вера в разумность и победоносность сил, побеждающих бессмысленность жизни, если эти силы сами принадлежат к составу этой же жизни? Или, иначе говоря: можно ли верить, что сама жизнь, полная зла, каким-то внутренним процессом самоочищения и самопреодоления, с помощью сил, растущих из нее самой, спасет себя, что мировая бессмыслица в лице человека победит сама себя и насадит в себе царство истинны и смысла?

 Но даже  при положительном решении этой  дилеммы (то есть возможного обретения смысла в грядущем), она в целом не снимает вопроса о смысле жизни вообще, как не может грядущее наступление идеала освободить ныне живущих и всех отживших от бессмысленности их жизней, пусть и в качестве "навоза", служащего для удобрения этого самого грядущего? И, наоборот, само грядущее блаженство, обеспеченное страданиями множества поколений и отравленное скорбью о прошлом зле и неравномерном распределении добра и зла, разума и бессмыслицы между участниками разных мировых эпох, не будет блаженством в полном смысле слова. Так неумолимо стоит дилемма. "Одно из двух, - заключает С. Франк, - или жизнь в целом имеет смысл -тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для каждого поколения людей, сейчас, теперь же, совершенно независимо от всех возможных ее изменений и предполагаемого ее совершенствования в будущем; или же этого нет, и нынешняя жизнь бессмысленна, - и тогда нет спасения от бессмыслицы, и все грядущее блаженство мира не искупает и не в силах искупить ее; а потому от нее не спасает и наша собственная устремленность на это будущее, наше мысленное предвкушение его и действенное соучастие в его осуществлении"

 Мировой смысл  и смысл жизни связаны в  единое неразрывное целое и  потому этот смысл никогда  не может быть ни осуществлен во времени, ни вообще приурочен к какому-либо времени. Он или есть -раз навсегда! или уже его нет - и тогда тоже раз навсегда! Именно поэтому мир не может сам себя переделать - таков напрашивается вывод по поводу идеи сотворения смысла.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Кто о чем –  а философы о  смысле…

Смысл жизни – в красоте  и силе стремления к целям,

и нужно чтобы каждый момент бытия имел свою

высокую цель.

М. Горький.

Человек имеет в глубине  души своей неизгладимое требование того, чтобы  жизнь его была благом и имела разумный смысл

Толстой Л. Н

Античная скульптура.

В Древней Греции философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Эпикур  и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (так называемый гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.

Киники (например Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

Согласно учению стоиков (Герилл, Хриизипп, Антипатр), целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Его определение легло в основу иррационализма. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

Информация о работе Смысл жизни как ценностное ядро личности