Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, реферат
А в чем он – смысл?
Введение
Основная часть
1.История поисков смысла жизни
2.Кто о чем – а философы о смысле…
3. Взгляд на смысл жизни в религиях мира
4. Смысл жизни с точки зрения психологии.
Заключение
Список литературы
Приложение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Реферат
по философии.
«Смысл
жизни как ценностное
ядро личности»
Выполнил
Царькова
Мария Алексеевна
Владимир,
2011
Содержание
Введение
Основная
часть
1.История поисков
смысла жизни
2.Кто о чем
– а философы о смысле…
3. Взгляд на
смысл жизни в религиях мира
4. Смысл жизни
с точки зрения психологии.
Заключение
Список
литературы
Приложение
Введение.
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха,
а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
Альберт
Эйнштейн
А в чем он – смысл?
Кто из нас не задавался этим вопросом – сначала в подростковом возрасте – с пафосом и надрывом, а потом - и в более сознательном – пытаясь определить для себя место в мире и жизни, понять, что действительно ценно, а что – лишь мишура, закрывающая истину?
И кто из нас легко и просто пришел к какому-то выводу?..
На мой взгляд, единого, подходящего для всех ответа просто не существует в природе. Но при этом каждый обязан найти этот ответ для себя – потому что полноценное развитие личности, ее целостность – невозможны без какого-либо обоснования своего пребывания на этой планете.
Вопрос о смысле
жизни — одна из традиционных проблем
философии. Это понятие существует в любой
развитой мировоззренческой системе.
Да и большинство людей обращаются к философии
именно в его поиске – поиске пресловутого
смысла, о котором в повседневной жизни
можно и не задумываться ежечасно, но необходимость
осознавать который присутствует в душе
у каждого человека.
1. История поисков смысла жизни
Основная и самая высшая идея человеческого
бытия – необходимость и неизбежность убеждения
в бессмертии души человеческой. Без веры в свою душу и бессмертие
бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо.
Ф. М. Достоевский
Древний человек не задумывался о смысле жизни, не отделяя своего существования от существования природы и рода. Отсутствие понятия отдельной личности лишало ее и права на осмысленность существования. Смыслом обладало лишь существование рода (истории). И смысл этот состоял в продлении и распространении своего существования. Смысл человеческой жизни как раз и состоял в полном подчинении, слиянии ее со смыслом рода, в обеспечении действия этого смысла.
Смысл личности
как проблему впервые
Формула жизни средневекового человека была предельно четкой: терпение - вознаграждение (спасение) - вечная жизнь.
Тогда утрата веры автоматически означала утрату смысла.
Возрождение, освободив человека от Бога, от обязанности нести крест морали, предоставив полную свободу человеческой воле, превратило жизнь в красивую бессмыслицу. Раз смысла (и окончания пути в вечности) нет, все позволено. Образовавшаяся пустота требовала заполнения, и век Просвещения нашел его в качестве идеи прогресса.
Эта концепция,
предполагающая сотворение
На смену
былому оптимистическому
Но если смысла нет, его надо создать. Но создать в глобальном, общечеловеческом масштабе. На века. А, может быть, и в масштабе Вселенной. Сотворением такого рода смысла занимались: в земном общественном масштабе - Маркс, Энгельс, Ленин; в историческом масштабе - Ф. Федоров (идея реального воскрешения всех умерших), В. Соловьев (идея космического братства), Н. Бердяев, Л. Толстой; в космическом - Гегель (идея мировой абсолютной идеи), Рерихи, Блаватская и т.д.
Л. Толстой,
Достоевский, Н. Бердяев, В.
Соловьев, В. Розанов - пропагандисты
"творческого смысла" - провозгласили
смыслом необходимость
Данный метафизический вопрос имеет и внутренний, родственный ему, как бы перевернутый - от вселенского макрокосма в духовный микрокосм -аспект, при котором активный вопрос "что делать?" получает пассивный ответ "нравственно усовершенствоваться". Мир, согласно этой концепции, пропагандируемой просветителями, толстовцами, рериховцами и т.п., можно и должно спасти, а его бессмысленность заменить осмысленностью, если каждый человек будет стараться жить не слепыми страстями, а "разумно", в согласии с нравственным идеалом. Конечной целью такого рода мыслилась мировая реформа, освобождающая мир от зла и тем осмысляющая жизнь.
Как отмечает С. Франк, "на чем основана наша вера в разумность и победоносность сил, побеждающих бессмысленность жизни, если эти силы сами принадлежат к составу этой же жизни? Или, иначе говоря: можно ли верить, что сама жизнь, полная зла, каким-то внутренним процессом самоочищения и самопреодоления, с помощью сил, растущих из нее самой, спасет себя, что мировая бессмыслица в лице человека победит сама себя и насадит в себе царство истинны и смысла?"
Но даже
при положительном решении
Мировой смысл
и смысл жизни связаны в
единое неразрывное целое и
потому этот смысл никогда
не может быть ни осуществлен
во времени, ни вообще приурочен к какому-либо
времени. Он или есть -раз навсегда! или
уже его нет - и тогда тоже раз навсегда!
Именно поэтому мир не может сам себя переделать
- таков напрашивается вывод по поводу
идеи сотворения смысла.
2. Кто о чем – а философы о смысле…
Смысл жизни – в красоте и силе стремления к целям,
и нужно чтобы каждый момент бытия имел свою
высокую цель.
М. Горький.
Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл
Толстой Л. Н
Античная скульптура.
В Древней Греции философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.
Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (так называемый гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.
Киники (например Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.
Согласно учению стоиков (Герилл, Хриизипп, Антипатр), целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
Артур Шопенгауэр
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Его определение легло в основу иррационализма. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
Информация о работе Смысл жизни как ценностное ядро личности