Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:09, реферат
Эта тема, как известно, является классической для философии, её обсуждает еще Сократ, принимая в конце своей жизни на суде судьбоносное для себя и отчасти всей будущей европейской философии решение. Естественно, и меня она интересовала, но непосредственным поводом еще раз начать думать о смерти явилось чтение замечательных лекций Мираба Мамардашвили о Прусте. Мираб Константинович в этих лекциях трактует жизненную задачу Пруста и свою собственную эзотерически как «задачу, которую древние называли «спасением» .
Смерть
как феномен культурно-
Эта тема, как известно, является классической для философии, её обсуждает еще Сократ, принимая в конце своей жизни на суде судьбоносное для себя и отчасти всей будущей европейской философии решение. Естественно, и меня она интересовала, но непосредственным поводом еще раз начать думать о смерти явилось чтение замечательных лекций Мираба Мамардашвили о Прусте. Мираб Константинович в этих лекциях трактует жизненную задачу Пруста и свою собственную эзотерически как «задачу, которую древние называли «спасением» [2, c.11]. При этом он прямо называет «спасение» с тем, что великий Платон как возможность философу «блаженно закончить свои дни», то есть обрести бессмертие и божественное состояние души. «Следовательно, - пишет М.Мамардашвили, - когда я говорю про универсальную душу, то вы прекрасно понимаете, что это живое существо… Это – не в вас и не во мне, а между нами. В каком-то другом измерении… Там и есть топос, или универсальная душа, о которой говорит Пруст. В привилегированные моменты нашего прикосновения к когитальной материи, из которой состоит универсальная душа, мы, замечает Пруст, чувствуем, во-первых, что несомненным образом (это говорил еще Спиноза) бессмертны. Это и есть бессмертие души. Но не моей эмпирической, психологической души. Когда мистики говорили о бессмертии, они, пожалуй, единственные (в отличие от остальных религиозных людей) говорили точно, потому что говорили на эзотерическом языке… В моменты, когда мы прикоснулись к этой жизни, мы не только, по словам Пруста, знаем, что бессмертны как части универсальной души (как бессмертная половая клетка), но и, во-вторых, ощущаем себя абсолютными существами» [2, c.308-309].
Ощущаем себя «бессмертными» и «абсолютными существами» или являемся таковыми? Платон бы с уверенностью сказал, что именно «являемся», правда, в конце пути, обретя спасение; но Мамардашвили выражается неясно, заставляя подозревать себя в сомнениях. Но главный все же вопрос в другом: что это за традиция мысли и жизни, упорно воспроизводящаяся в течение более двух с половиной тысяч лет, и в каком смысле в наше время имеет смысл говорить о бессмертии? Кажется, что скорее уж можно понять Николая Федорова или В.Брюсова, веривших в практическое воскрешение умерших (последний, например, писал: «Смерть и воскресение суть естественные феномены, которые наука обязана исследовать и которые она в силах выяснить. Воскрешение есть возможная задача прикладной науки, которую она вправе себе поставить» [3, c.49].
Естественно, что и для Платона, и для Мамардашвили смерть и бессмертие не являются естественными феноменами, и не случайно Мираб Константинович пишет об эзотеризме и мистике, об особом топосе универсальной души. Однако просто отбросить данные естественных наук, отнеся их к свидетельствам неподлинного мира, сегодня было бы неправильно. Нельзя же игнорировать, что и биология, и физиология, и психология, и другие точные науки о человеке настаивают – человек как биологический организм, как индивид конечен, он по истечении довольно краткого (по сравнению с вечностью) времени умирает, и смерть лишает его всего, то есть жизни.
Но в экзистенциальном плане феномен смерти – это не просто признание исчезновения, «лишенности» индивидуальной жизни человека. Одновременно этот вопрос о послесмертном существовании и о том, как можно преодолеть страх перед смертью, как сделать смерть осмысленным и, может быть, даже творческим моментом жизни. Причем в каждое время эти проблемы решаются по разному.
Кажется, что страх перед
Не менее характерны
Это так: действительно мы
Оставляем цветы и песни, и землю,
Это правда, что мы уходим, это правда, что мы уходим!
Куда мы идем, ай, куда мы идем?
Мы там мертвые или еще живем?
Приходит ли там снова существование?
Вновь наслаждение Дарителя
Подумайте об этом, о принцы Гуэхотцинко:
Даже если бы он был из ямши, даже если из золота,
Также попал бы туда, где находятся лишенные плоти,
Также попал бы в область тайны:
Все погибнем, никто не останется.
[4, c. 227, 229].
Однако современные
Как мы отмечали, в архаической
культуре смерть понималась
« его душа может вернуться на зов» [5, c.259-301]. Почему же архаический человек спокойно воспринимает смерть? А потому, что смерть – это всего лишь смена существования, в принципе «образ жизни» души после смерти не меняется. Поэтому архаический человек кладет в могилу все, что душе нужно, для полноценной и радостной жизни: еду, оружие, украшения, позднее (богатые люди) любимую жену, коня и т.д.
Если архаический человек
Спорить же с богами или
подозревать их в
Примерно ко второму
Формированию целостного
Приведенная реконструкция
«Ах, если бы всегда жить,
Если бы никогда не умирать!»
[4, c.231]
- восклицает ацтекский поэт.
«Не горюй же о смерти, друг.
Ты же ропщешь, - к чему?
Плачь не плачь – неминуем путь»,
- вторит
ему Алкей. Именно сознавание
смерти в двух этих разных
антропологических моделях и порождает
страх перед смертью и драматические ее
переживания. В этой структуре личности,
которую мы рассмотрели, исчезновение
жизни может восприниматься только одним
способом – как страдание, боль, страх.
Первый шаг на пути к преодолению страха смерти и новому ее пониманию делает Сократ. Заканчивая свое выступление на суде, Сократ ставит вопрос так: «А вот я вам скажу: похоже, в самом деле, что все это произошло к моему благу. И быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло» [6, c.95]. И далее Сократ доказывает, что смерть, действительно есть благо: или как сладкий вечный («Так если смерть такова, - говорит Сократ, - я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким образом выходит, что вся жизнь не лучше одной ночи» [6, c.95] ) ,или как удивительное общение, сравнимое, пожалуй, только с «блаженством», с замечательными умершими мужиками Греции, которых, замечает Сократ, там не убивают за происки мудрости, «потому что, помимо всего прочего, тамошние люди блаженнее здешних еще и тем, что остаются все время бессмертными» [6, c.96].
Итак, преодолевая пессимистическую традицию, Сократ утверждает, что смерть не есть лишенность жизни, а, напротив, благо и жизнь. Второй шаг который Сократ предпринимает, не менее существенный: он отбрасывает архаическую анимистическую модель человека, утверждая бессмертность личности. «Но и вам, о мужи судьи, - пишет Сократ, - не следует ожидать ничего дурного от смерти, и уж если что принимать за верное, так это то что с человеком хорошим не бывает ничего дурного ни при жизни, ни после смерти и что боги не перестают заботится о его делах» [6, c.96]. «Хороший человек» по Сократу – это человек, стяжающий мудрость и поэтому бессмертный, о котором боги заботятся даже после смерти.
Второй шаг, уже полностью
Информация о работе Смерть как феномен культурно-антропологического и эзотерического осмысления