Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:13, контрольная работа
При изучении данного течения в русской философии необходимо использовать подход к нему как целостному учению, системе взглядов, поскольку он не исключает ни признания возможности внутренних противоречий в славянофильстве, ни внимания к индивидуальным особенностям мысли отдельных его крупных представителей.
1. Общественно-политические взгляды славянофилов 4
2. О славянофильском понимании национальной самобытности 6
3. Позднее славянофильство (Данилевский, Леонтьев, Розанов) 8
Список использованной литературы 14
Конспект 1 15
Конспект 2 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине «Философия» на тему:
Славянофильство как целостная система взглядов
Выполнила: ст. гр. зФК-11п
Гордеева Ю.И.
Проверила: доцент
Васенева С.М.
Йошкар-Ола
2011
Содержание
1. Общественно-политические взгляды славянофилов 4
2. О славянофильском понимании национальной самобытности 6
3. Позднее славянофильство (Данилевский, Леонтьев, Розанов) 8
Список использованной литературы 14
Конспект 1 15
Конспект 2 18
Современная эпоха – время диалога и взаимодействия различных культур и цивилизаций. В наше время вызывает большой общественный интерес и большие споры проблема принадлежности России к странам восточной или западной цивилизации или к особой цивилизации, сочетающей в себе черты той и другой, проблема взаимоотношений русской и европейской культур.
Начало самостоятельной философской мысли в России XIX века связано с именами ранних (или старших) славянофилов: И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, Ю.Ф.Самарина, К.С.Аксакова.
Славянофильство возникло в известной мере как реакция против "слепого" подражания Западу, характерного для широких кругов русского дворянства. Никто из славянофилов не создал какой-либо философской системы, но они изложили определенную программу, послужившую началом наиболее оригинального движения русской мысли.
В славянофильстве отчетливо различимы три основных компонента1:
Представляется, что поиски какого-то идейного центра, определяющего все стороны славянофильства, являются ошибочными, так как они не учитывают свойственной славянофилам взаимосвязанности и взаимообусловленности различных их компонентов.
При изучении данного течения в русской философии необходимо использовать подход к нему как целостному учению, системе взглядов, поскольку он не исключает ни признания возможности внутренних противоречий в славянофильстве, ни внимания к индивидуальным особенностям мысли отдельных его крупных представителей.
Славянофилы были противниками крепостного права и считали необходимым его уничтожение. Оставаясь убежденными монархистами, они вместе с тем критически относились к существовавшим в стране политическим порядкам, в особенности к бюрократической системе управления и самодержавному деспотизму. Во время подготовки крестьянской реформы 1862 г. позиции славянофилов, принимавших участие в работе редакционных комиссий (например, Ю.Ф.Самарин), во многом совпали с позициями "западников". Это говорит о том, что невозможно отрицать наличие в славянофильстве либеральных тенденций.
Обратимся к установкам славянофилов по таким социальным проблемам как проблемы собственности, личности (в ее отношении к обществу) и политического устройства общества.
Славянофилы отрицательно относились к безусловной частной собственности, характерной для буржуазного общества. Отсутствие в России такой собственности было в их глазах одним из важных преимуществ перед Западом.
Отличие проявляется также в вопросе о личности и ее отношении к обществу. Индивидуалистическая ориентированность, отражающая разрушение старых патриархальных связей между людьми (связей рода, семьи, территориальной общины), славянофилами решительно отвергалась и резко критиковалась. Так, в своем учении о личности А.С. Хомяков решительно отвергает индивидуализм. "Отдельная личность, - пишет он, - есть бессилие и внутренний непримиримый разлад". Хомяков был почитателем русской "общины": социальное целое, коллективизм, усиливающийся в трудные минуты и представляющий мощную защиту для человека2.
Наконец, правовому государству противопоставлялись социальные связи, основанные на обычае и традиции. "Закон и обычай управляют общественной жизнью народов, - писал Хомяков. - Закон, писаный и вооруженный силою принудительною, подводит под условное единство разногласие частных воль. Обычай, неписаный, безоружный, выражает собою самое крепкое единство - общество..."3.
Общественные отношения и
Несомненное наличие в славянофильстве
либеральных мотивов и
Из понимания социальной жизни вытекало у Хомякова и отношение к государству. Для него народ - значительнее и существеннее государства; сама верховная власть покоится на том, что народ признает ее властью. Народ, будучи источником власти, вручает эту власть царю, который и несет "бремя власти". Себе же народ оставляет "свободу мнения".
Славянофилы были решительными противниками насильственного изменения общественного строя. Несмотря на близкие отношения с будущими декабристами, Хомяков постоянно с ними спорил, доказывая, что из всех революций самая беззаконная, самая безнравственная есть революция военная. "Что такое войско? Это собрание людей, которых народ вооружил на свой счет и которым он поручил защищать себя. Какая же тут будет правда, если эти люди, в противность своему назначению, станут распоряжаться народом по произволу и сделаются выше его? Нет, - говорил Хомяков, - вы не либералы, вы только хотите заменить единодержавие тиранством вооруженного меньшинства"4.
Славянофилы верили в русскую сельскую общину, которая сочетает личную свободу со свободным подчинением отдельных личностей абсолютным ценностям: всему народу, церкви, монарху и тому подобие, обеспечивает "соборность", "органическую цельность общества". Аксаков - поэт русской общины: "личность в русской общине не подавлена, но лишена эгоизма, она свободна в общине как в хоре, где каждый певец поет своим голосом, но подчинен задачам, которые выполняет хор в целом"5.
Славянофилы не были демократами. Они поддержали принципы, которые были провозглашены в качестве главных устоев русской жизни министром просвещения при Николае I графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Однако славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы не в реакционном смысле: они осуждали самодержавный деспотизм; считали, что начало воплощалось не в крепостничестве, а в народе; православие для них не официальная религия и церковь, а образ мышления народа.
Оживление интереса к славянофильству в России в значительной мере связано с тем, что в славянофильских воззрениях большое место занимала тема национальной самобытности, имеющая сейчас актуальное политическое и культурологическое значение.
В статье И.В.Киреевского "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" содержится мысль о коренном различии между "началами", из которых исходило русское историческое развитие, и "началами" западноевропейской истории.
Так, по И.В.Киреевскому6:
Убеждение в том, что в России государство сложилось мирным путем, что в ней не было (до Петра I) вражды сословий (классовой борьбы, иначе говоря), что христианство в России - подлинное христианство, не испорченное рационализмом, что односторонний рационализм - свойство западной, а не русской мысли, было общим для всех славянофилов и составляло неотъемлемую часть их мировоззрения. Славянофильское понимание "особого характера" русского исторического развития заключало в себе признание превосходства России над Западом7.
Характеризуя славянофильские взгляды на национальную самобытность России, часто подчеркивают, что славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к прошедшим временам, они стремились лишь развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни: православие, единение сословий ("общинностъ ", "соборность ") и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера).
Соборность в философии славянофилов - общность людей, объединенных верой в традиционные православные ценности, гарантирующие целостность личности и истинность познания. Однако Киреевский употребляет понятие не соборности, а целесообразности духа.
Однако нельзя не учитывать и другую сторону взглядов славянофилов на самобытность русской культуры. "Мы стали замечать, что вся умственная и литературная деятельность наша есть только деятельность чуждая, лишена самобытности и ... бесплодна". Литература наша - "собрание чужих форм и только"8. Высокая оценка допетровской Руси сопровождалась явным принижением культурных достоинств послепетровской эпохи.
Славянофилы во многом идеализировали старую Русь, поэтизировали общину, воспевали православную церковь. Эти идеализированные, патриархальные начала они противопоставляли реальным тенденциям в истории и в современной им жизни в Европе.
К представителям позднего славянофильства относят, как правило, трех русских философов - Данилевского, Леонтьева и Розанова. Каждый из них индивидуален, тем не менее, у всех у них есть то общее, что их объединяет: они представляли новое поколение русских философов (поиски опоры в точном знании, преклонение перед точными науками, главным образом перед естествознанием). Все они представляли поздний этап славянофильства, которое в то время уже испытывало упадок (Н.О. Лосский говорит об этом этапе как о «вырождении славянофильства»)9.
НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ДАНИЛЕВСКИЙ (1822-1885гг.)
- русский публицист, социолог, естествоиспытатель, последователь славянофильства периода упадка. Социологические взгляды Н.Я.Данилевского, сформированные под воздействием культа естественных наук, наиболее полно изложены в его книге "Россия и Европа" (1869 г.), где он развивает теорию "культурно-исторических типов " человечества. Данная работа направлена на то, чтобы помочь России выработать правильную внешнюю политику.
«А является ли Россия Европой? - спрашивает Данилевский. И отвечает: географически это не определено, но в культурно-историческом плане Россия Европой не является. Мы - дети других родителей - Византии. Мы самобытны. Европа нас лишь "усыновила". Для нас это оскорбительно. Нас просвещать в европейском духе незачем. Мы не темны. Мы равны с Европой»10.
Данилевский не согласен с тем, что европейская цивилизация - это общечеловеческий путь развития, путь прогресса. «Во-первых, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Человечество - это тощее и абстрактное понятие, а народ - конкретная существующая действительность. Во-вторых, прогресс - это не тогда, когда все идут по одной тропе. Надо усвоить все пространство, много тропинок. Европейский путь - это не эталон, это путь не для всех»11.
Информация о работе Славянофильство как целостная система взглядов