Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 01:46, реферат
Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Кафедра экономической теории
По Философии
«Сферы философского знания: онтология, гносеология, аксиология и
праксиология»
Студент Епихина Н.В.
Группа З-МЭК-13-1
Проверил д. ф. л. профессор
Полякова. И. С
Липецк-2015г.
Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию. Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека – практические, познавательные и ценностные; отсюда и названия соответствующих разделов философии:
Аксиология (греч.axia– ценность иlogos– учение, слово) – учение о ценностях как положительная или отрицательная значимость для человека изучаемых им предметов окружающей действительности. Эта значимость определяется прежде всего с точки зрения классовых интересов, которые непосредственно связаны с экономическими. Аксиология возникла в конце 19 – начале 20 в. как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценностей». Философия исходит из того, что вопросы о смысле жизни и истории, направленности и основания познания, конечной цели и оправдания человеческой деятельности и т. д. не поддаются научному анализу. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки всего и вся и считается областью особого, вне научного исследования, своеобразным способом видения мира. Аксиология представлена теориями ценностей 4 видов:
Онтология (греч. ontos– сущее и logos– учение, слово).
1. Под онтологией или «первой философией» в философии понималось учение о бытие вообще, бытие как таковом, независимом от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике - системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья католические философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое бы служило философским доказательством истин религии. Эти попытки получили наиболее законченный вид в философско-теологической системе Фомы Аквинского. В новое время (приблизительно с 16 в.) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной, нематериальной структуре всего существующего. Термин «Онтология» принадлежит немецкому философу Р. Гоклениусу (1613). Законченное выражение идея такой онтологии получила в философии Вольфа, которая утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила онтологию большей частью путем абстрактно-дедуктивного и грамматического анализа ее понятий (бытие, возможность и действительность, количество и качество, субстанция и акциденция, причина и действие и др.). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса, Спинозы, Локка, фр. материалистов 18 в., поскольку положительное содержание этих учений, опиравшихся на данные экспериментальных наук, объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, как «первой философии», изолированной от гносеологии и логики. Критика онтологии представителями нем. классического идеализма (Кант, Гегель и др.) была двойственной : с одной стороны, онтологию объявляли бессодержательной и тавтологичной, с др.- эта критика заканчивалась требованием создать новую, более совершенную онтологию (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). Система Гегеля в идеалистической форме предвосхитила идею единства онтологии (диалектики), логики и гносеологии и этим указала выход из рамок умозрительного философствования к действительному положительному познанию мира (Энгельс).
2. в философии 20 в. в результате реакций на распространение субъективно-идеалистических течений (Неокантианство, Позитивизм) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую онтологию» («трансцендентальная онтология» Гуссерля, «критическая онтология» Н. Гартмана, «фундаментальная онтология» Хайдеггера). В новых онтологических учениях под онтологией понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции. Идея «новой онтологии» подхвачена рядом католических философов, которые пытаются «синтезировать» « традиционную», идущую от Аристотеля, онтологию с кантовской трансцендентальной философией и противопоставить свою онтологию философии диалектического материализма. 3. в Марксистской философии термин «онтология» систематического применения не имеет; иногда его употребляют как синоним учения о наиболее общих законах бытия.
Праксиология (греч.praktikos-
Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией, включающей в себя совокупность ценностей, которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности. Практика является основой познания и критерием соответствия знания с действительностью
Гносеология или теория познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая гносеология с неизбежностью исходит из определенного решения основного вопроса философии. Поэтому все варианты гносеологии прежде всего делятся на идеалистические и материалистические. Хотя гносеология выступает как относительно самостоятельная часть философии, теоретико-познавательные представления всегда связаны с другими философскими представлениями – о природе бытия, этическими и эстетическими взглядами. В частности, даже те направления гносеологии, которые сводят к ней всю философию и отказывают в праве на существование какой-либо онтологии, неявно исходят из определенных взглядов на природу бытия. Материалистическая диалектика, которая есть наука «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления…» (Маркс, Энгельс), выступает как философское учение о познании, как логика и теория познания марксизма; законы и категории мат. диалектики, являясь отражением всеобщих закономерностей развития объективного мира, оказываются тем самым всеобщими формами познающего мышления. Поэтому теория познания марксизма в отличие от прежней гносеологии является не только учением о специфических закономерностях познания, а выступает как итог, сумма, вывод истории познания мира (Ленин). История гносеологии, по существу, начинается с постановки в философии вопроса о том, что такое знание (диалог «Теэтет» Платона), хотя сам термин «гносеология» появляется значительно позже. В истории философии проблематика гносеологии всегда играла существенную роль и иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлений философии характерно сведение философии к гносеологии (кантианство, махизм). Бурное развитие специально-научных методов исследования познания (матем. логика, теория информации, психология и т.д.) с точки зрения некоторых позитивистов и позитивистски мыслящих ученых, ведет к ликвидации гносеологии как философской науки. Диалектический материализм же считает, что развитие специально-научных методов не может в принципе снять философскую проблематику гносеологии.
Иногда всю суть философии сводят к теории познания.
При становлении науки (одна из форм общественного сознания, дающая человеку правильное представление об окружающем мире, как естественном (природа), так и социальным (общество)) интересы и потребности в познании возникали и формировались в тесной связи с ценностями и под их непосредственным влиянием.
Задача философской гносеологии состоит в том:
Гносеология имеет онтологические корни (явного доказательства не нашла)
Дополнительные определения:
Трансцендентальный– в идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, независимых от опыта явлений.
Знание– от рус. знать; результат изучения и познания чего-либо, каких-либо явлений действительности.
Познание – от глаг. знать, познавать – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.
Ценность– от глаг. ценить; что-либо, что составляет для человека, общества в целом определенное значение.
Бытие – от глаг. быть, существовать; существование объективной по отношению к человеческому сознанию действительности мира, включающей в себя как природу в целом, так и созданные трудом человека предметы и их системы.
Информация о работе Сферы философского знания: онтология, гносеология, аксиология и праксиология