Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:50, реферат
В данном реферате поставлена задача попытаться не только определить идеал человека в философии стоиков, но и разобраться в сущности идеала человека и был ли этот идеал в философии стоиков.
Введение………………………………………………………………………….2
1. О стоиках и стоицизме………………………………………………………..3
2. Римские стоики…………………………………………………………….….8
3. Заключение…………………………………………………………………....22
4. Библиагрофический список………………………………………………….24
Заключение
Переворот, совершенный
стоиками в философии можно
назвать, если воспользоваться
Идеал человека в стоицизме формируется из проблем бытия. К примеру, в школе элеатов было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное. Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен. Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения. Стоицизм («философия спасения») выразил не было цели, на которую они могли бы опереться, противопоставляя себя безликому и абстрактному царству рока и необходимости, образом которого являлось "особое состояние мудреца". Платоники же определили эту цель: идеал — Бог, Высшее Существо, если не персонифицированное, то в любом случае одухотворенное.
Жизнь человека должна быть причастна божественному бытию. В ощущения ненадежности мира и неопределенности. Идеалом для стоиков стал человек, который повинуется судьбе и воле богов. В своем внутреннем сопротивлении у стоиков этом мире все управляется необходимостью и законом. Имея начало во времени, мир должен иметь свой конец.
Главным в поведении человека должен стать покой, невозмутимость и терпение. В представлении стоиков, мудрец – это тот, кто не желает счастья и не проявляет никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоицизм прямо противоположен эпикурейству. Если для последнего характерна установка на оптимизм и активизм, то стоики – это сторонники пессимизма и апатии. И в то же время человек должен жить мужественно, героически и бесстрастно. Главное этическое требование - “жить в согласии с естеством”, т.е. с природой и порядком мира - логосом. В этике главная проблематика - научить человечество счастливо жить. Метод - принцип безразличия к превратностям судьбы. Нужно жить энергично и выполнять аккуратно все то, что тебе начертано (свыше, императором). Принцип долга - делай, что должен, а не то, что хочется. От человека мало что зависит. Он нас зависит лишь то, что мы можем это осознать – в этом свобода. Познай, что ты винтик в колесе и успокойся. “Свобода как познанная необходимость”. Добродетель сама по себе. За это вознаграждения быть не должно. Это и только это зависит от человека, а все остальное предопределено. Веpа в фатум, рок, судьбу, логос. Это то, что правит миром. Поэтому человек должен воспринимать все отстраненно. Атаpксия - самодостаточность человека и независимость от внешних обстоятельств. Фактически у человека нет никакой родины - он человек мира. Смеpти не надо бояться - она абсолютно предопределена.
Библиографический список
1. Атология мировой философии, т.1, ч 1 соч. М., 1969
Информация о работе Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий