Рене Декарт – «Рассуждение о методе». 4 правила метода и 3 правила морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:48, доклад

Краткое описание

Декарт говорил: "Мое намерение состоит не в том, чтобы научить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы хорошо направлять свой разум, а только в том, чтобы показать, каким образом я старался направлять свой собственный разум." В результате своих рассуждений, Декарт выводит четыре правила, которых затем придерживался всю жизнь. Первое правило - "Никогда не принимать ничего на веpу, в чем с очевидностью не увеpен; иными словами, стаpательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что пpедставляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим обpазом не может дать повод к сомнению».

Файлы: 1 файл

Р.Декарт - Рассуждение о методе.docx

— 22.00 Кб (Скачать)

Рене Декарт – «Рассуждение о методе». 4 правила метода и 3 правила  морали.

2.2. Основные  правила метода

 

Декарт говорил: "Мое намерение состоит  не  в  том,  чтобы  научить  здесь методу, которому каждый  должен  следовать,  чтобы  хорошо  направлять  свой разум, а только в том, чтобы показать, каким образом я  старался  направлять свой собственный разум." (2).

В результате своих рассуждений, Декарт выводит четыре правила, которых

затем придерживался  всю жизнь.

 

Первое правило - "Никогда не принимать ничего на  веpу,  в чем с очевидностью  не увеpен; иными словами, стаpательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что пpедставляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим обpазом не может дать  повод  к  сомнению».

 Говоpить о ясных и отчетливых  идеях и говоpить  об  идеях очевидных  -  одно  и  то  же. По мнению Декаpта это не  веpа  в шаткое  свидетельство человеческих  чувств  и не обманчивое суждение беспоpядочного вообpажения, но пpочное понятие ясного  и внимательного ума, поpожденная лишь естественным светом pазума  и благодоpя своей пpостоте более достовеpное,  чем сама  дедукция. Речь идет о ясной и отчетливой идее, отpажающий  "чистый  свет  pазума",  еще не согласованный с дpугими идеями, но увиденной сама собой,  интуитивно  данной и не доказанной. Речь  идет  об  идее,  пpисутствующей  в уме,  и об  уме. Достичь  этой взаимной пpозpачности - цель тpех дpугих пpавил.

 

Втоpое пpавило: "Разделять каждую пpоблему избpанную для изучения,  на столько частей сколько возможно и необходимо  для  наилучшего  ее  pешения". Если  для  опpеделенности  необходима  очевидность,  а для очевидности  необходима  интуиция,  то  для  интуиции  необходима  пpостота,

достижимая путем  pасчленения сложного "на  элементаpные  части до  пpеделов возможного".  Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом.

 

Третье  правило: "Распологать  свои  мысли в опpеделенном  поpядке,  начиная с   пpедметов пpостейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням,  до познания наиболее сложных, допуская существование поpядка  даже  сpеди  тех, котоpые в естественном  ходе  вещей не  пpедшествуют  дpуг  дpугу".  И чтобы  избежать  спешки,  матери  всех  ошибок,  следует контролировать отдельные этапы работы.

 

Четвертое правило: «Делать повсюду перечни настолько полные и  обзоры  столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что  ничего  не  пропущено. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза».

 

Если вкратце, то метод, разработанный Декартом, сводится к следующим четырем основным правилам: 
1)   принимать за истинное только то, что мыслится вполне ясно и отчетливо;

2)   делить  каждую из исследуемых проблем  на столько частей, сколько это  возможно и нужно для лучшего  ее разрешения;

3)   начинать  исследование предметов наиболее  простых и легко познаваемых  и восходить постепенно к познанию  наиболее сложного;

4)   составлять  перечни столь полные и обзоры  столь общие, чтобы быть уверенным  в отсутствии упущений.

 

ВЫВОД: Выше изложенные правила просты. Они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается  любое  строгое  исследование.  Они являются моделью знания именно потому, что ясность и  отчетливость  защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений. Таким образом, чтобы продвигаться вперед, не делая  ошибок,  следует по мнению Декарта,  повторять  в  любом  исследовании  процесс  упрощения  и строгого сцепления частей - операции, типичные для геометрии. Простота,  по  Декарту,  не   есть всеобщее из традиционной философии, так же как интуиция не есть  абстракция. Эти  правила  лежат  в  основе  метода,  разработанного   Декартом и позволяющего, по его мнению, постепенно увеличивать знания и довести  их  до высшей степени, которую допускает краткий срок жизни. Надо начинать с простейшего и  легко  познаваемого. 

По Декарту, единственное  достоверное  основание  -  сомнение. И   "заметив,   что   истина:   я   мыслю, следовательно я существую столь прочна  и столь достоверна,  что самые причудливые предположения скептиков не способны ее поколебать,  я  рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии".

 

 

2.3. Несколько правил  морали, извлеченные из этого  метода

 

      Третья глава  содержит "несколько правил морали, извлеченных  из  этого

метода", на основе которых Декарт строил свои жизненные принципы.

     

"Первым правилом было то, что нужно повиноваться  законам  и  обычаем  моей  страны,  неотступно   придерживаясь религии,  в  которой  по  милости  божьей,  я  был  воспитан  с  детства,  и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными  и  чуждыми  крайностей мнениями,  сообща  выработанными  самыми  благоразумными  людьми,  в   кругу которых мне приходилось жить."

Декарт отмечает далее, что  для  того,  чтобы изучить эти мнения необходимо наблюдать за поведением людей, а  не  слушать, что они говорят. Непременные  признаки истины - очевидность и отчетливость, и  здесь  достаточно  здравого  смысла, воплощенного в обычаях народа, среди которого проходит его  жизнь.

 

"Вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях,  насколько  это  было  в  моих  силах,  и  с  не  меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я их принял  за вполне правильные".

Декарт, аргументируя это  правило,  при  водит пример  с путником, заблудившемся в лесу: -

"он не  должен  кружить   или  блуждать  из стороны в сторону, ни тем паче оставаться на одном  месте,  но  должен  идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному  поводу, хотя  первоначально  всего  лишь  случайность  побудила  его   избрать   это направление». Это правило призывает покончить с медлительностью и  преодолеть  неуверенность и нерешительность,  поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство  истины и доброты, которые служат идеалами человеческой жизни.

 

"Третьим правилом было всегда побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что  в полной нашей власти находятся только наши мысли и что  после  того,  как  мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не  удалось, следует рассматривать как нечто  абсолютно  не  возможное". Идея Декарта - это изменение самого себя, что возможно  напряжением разума с помощью правил ясности и отчетливости. Изменяя мысли  мы  укрепляем волю. По мнению Декарта, в этом и состоит секрет  философов,  которые  умеют поставить себя вне власти судьбы и,  не  смотря  на  страдания  и  бедность, соперничать в блаженстве с богами. Они пришли к убеждению, что в их   власти находятся только их мысли, и этого достаточно,  чтобы  не  стремиться  ни  к чему другому.

 

ВЫВОД: Декарт  до  конца остался верен выработанным  им  правилам  морали.

 Заканчивая рассмотрение  морали, Декарт говорит:  "употребить  всю  мою

жизнь сколько я буду в  силах совершенствованию моего  разума и  продвигаться,

насколько буду в силах, в  познании истины по принятому мной методу".

Этих правил, возможно не бесспорных,  Декарт  придерживался всю свою

оставшуюся жизнь. Для  того, чтобы лучше понять, почему Декрт пришел  к этим

правилам, необходимо помнить, что главной целью его жизни  был  поиск  истины

в науках. Философ  дорожил  каждой  минутой  своего  времени,  хотел  успеть

сделать как можно больше.


Информация о работе Рене Декарт – «Рассуждение о методе». 4 правила метода и 3 правила морали