Происхождение языка: обзор различных теорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:36, реферат

Краткое описание

Одни эволюционисты утверждают, что язык возник из звуков и жестов приматов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию. Иные же полагают, что люди на определенном этапе эволюции неким образом «открыли» для себя общение посредством речи. Однако все эти концепции разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Единственная логичная модель возникновения языка—креационная модель, согласно которой язык был сотворен Богом.

Файлы: 1 файл

Теории возникновения языка.docx

— 35.93 Кб (Скачать)

Происхождение языка: обзор  различных теорий

Мишель Френч

Язык—одна из величайших загадок человеческого бытия. Почему люди, в отличие от остальных видов живых существ, обитающих на Земле, способны общаться посредством языка? Как появился язык? Эволюционисты на протяжении многих лет пытаются ответить на эти вопросы, но пока так и не нашли приемлемые ответы, хотя и выдвинули бесчисленное множество теорий; некоторые их этих теорий мы рассмотрим в этой статье.

Одни эволюционисты утверждают, что язык возник из звуков и жестов приматов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию. Иные же полагают, что люди на определенном этапе эволюции неким образом  «открыли» для себя общение посредством  речи. Однако все эти концепции  разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Единственная логичная модель возникновения  языка—креационная модель, согласно которой язык был сотворен Богом.

Человеческий язык: возник ли он эволюционным путем из простых звуков, издаваемых животными, или был дан человеку Богом? Ученые, лингвисты и философы ломают головы над вопросом происхождения  языка с тех самых пор, как  Дарвин выдвинул свою теорию эволюции. Но ни одна из множества предлагаемых ими теорий появления языка не в состоянии удовлетворительно объяснить такое уникальное явление, как человеческий язык.

Все согласны с тем, что язык—главный признак, отличающий людей от других биологических видов. Наши дети овладевают навыками устной речи, едва достигнув  четырехлетнего возраста; если ребенок  в четыре года не умеет говорить, то это—следствие врожденной или  приобретенной патологии. В целом  же дар речи присущ всем людям—и никому из других живых существ, населяющих Землю. Почему только человечество обладает способностью к речевой коммуникации и как мы обрели эту способность?

Препятствия для возникновения  языка эволюционным путем

Если теория эволюции верна, то люди обязаны были преодолеть немало препятствий, прежде чем смогли бы общаться языковыми  средствами. Первое среди этих препятствий  известно как устойчивость референтных систем и заключается в том, что за звуками, издаваемыми животными, закреплены конкретные значения. Например, собака рычит непосредственно на объект, в котором видит опасность, но не сообщает рычанием о возникшей опасности кому-то другому. Если бы собака зарычала, чтобы оповестить другую об опасности, то ее рычание не было бы воспринято как предупреждение. Таким образом, для появления языка люди были обязаны найти способ общаться об объекте, а не с объектом.4

У животных общение ограничивается проявлением эмоций. Людям же для  того, чтобы выражать с помощью  языка свои мысли, требовался синтаксис. Синтаксис—это определенный способ соединения слов в предложения для передачи смысла сообщения. В различных языках этой цели служат порядок слов, суффиксация, метаязык (такие части речи, как относительные местоимения, местоимения, наречия, предлоги, союзы, а также окончания и т. д.). Человек не может передать другому свои мысли, не прибегая к синтаксическим построениям; речь без синтаксиса сводится к восклицаниям и приказам.

Кроме того, эволюционистам никак  не удается объяснить закономерности изменений, которые произошли в  языках с момента появления письменности, сохранившей эти изменения для  современных лингвистов. Самые древние  языки—латынь, древнегреческий, древнееврейский, санскрит, финикийский, древнесирийский—гораздо сложнее любого из современных языков. Все, кто в наши дни сталкивается с этими языками, без колебаний признают, что они определенно запутаннее и труднее для изучения, чем нынешние. Языки никогда не становились сложнее, чем были; напротив, со временем они только упрощались. Однако это никак не согласуется с теорией биологической эволюции, согласно которой все сущее со временем усложнялось.

Учеными были выдвинуты десятки  гипотез о том, как люди преодолели препятствия для появления языка; эти гипотезы в большинстве своем  весьма умозрительны и существенно  расходятся между собой. Так, Жан-Жак  Руссо, французский философ конца XVIII века, считал первопричиной языка  человеческие чувства и страсти; поэтому, согласно Руссо, наша речь начиналась с поэзии.5 Несмотря на славу Руссо, с ним мало кто согласился, и появилось множество новых версий возникновения языка. Эволюционисты полагают, что язык либо произошел из звуков, с помощью которых общаются животные, либо сначала возник язык знаков, а затем к знакам постепенно добавлялись звуки, и в конце концов появилась устная речь. Некоторые эволюционисты утверждают, что человеческий разум и способность к звукоподражанию позволили людям «изобрести» язык. Другие же придерживаются того мнения, что язык возник у людей «чудесным образом» или что люди на определенной стадии эволюции открыли в себе способность к общению посредством речи.

Согласно теории эволюции, люди начали отделяться от обезьян примерно 2-4 миллиона лет назад, когда стали использовать предметы в качестве орудий труда. Эволюционисты  полагают, что миграция людей из Африки началась 100 000 лет назад, и  к 10 000 г. до Р. Х. люди расселились по всему миру. Исходя из этого, они  утверждают, что язык либо уже сформировался 100 000 лет назад (или, по крайней мере, находился на одной из заключительных стадий развития) и затем из этого  языка в отдельных группах  людей, расселявшихся по Земле, произошли  тысячи языков, многие из которых существуют и поныне; либо же он возник одновременно в разных уголках земного шара уже после того, как люди расселились  по всей планете к 10 000 г. до Р. Х.6 Сторонники различный теорий происхождения языка не могут прийти к согласию относительно того, когда люди начали общаться с помощью слов; а поскольку невозможно ни установить, ни воссоздать ни один из праязыков, якобы возникших эволюционным путем, приверженцам теории эволюции остается довольствоваться лишь догадками о том, как мог появиться язык.

Теория возникновения  языка из звуков, издаваемых животными

Многие биологи и лингвисты  из числа сторонников идеи эволюции от простейших к человеку считают, что  язык постепенно развился из звуков и  шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям  удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.

На первый взгляд эта теория представляется логичной. Действительно, почему бы крикам и хрюканью приматов не стать словами  и не приобрести определенные значения? Однако ученые убеждены, что звуки  животных не имеют ничего общего с  языком и не используются для передачи идей или понятий; они служат исключительно  для выражения эмоций—точно так  же, как у людей этой цели служат плач, смех, крики и так далее.8 Почти все животные способны передавать эмоции с помощью набора различных звуков—лая, рычания, шипения, щебетания, кудахтанья и т.п.,—но этими шумами они выражают свои чувства, а не мысли. Зоологи полагают, что животные не контролируют звуковое выражение своих эмоций.9 Например, когда собака напугана, она рычит на объект, который пугает ее, и не может остановиться. Аналогичным образом людям бывает сложно перестать смеяться или плакать, когда их переполняют эмоции, в то время как общение посредством слов подконтрольно нам. Так или иначе, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, крайне мала.

Теория создания языка  силой человеческого разума

Некоторые ученые предположили, что  люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли  и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. В частности, Дуайт Болинджер (Dwight Bolinger), ученый и лингвист, исследовавший языковые способности шимпанзе, говорит: «Стоит задаться вопросом, почему всем формам жизни, населяющим Землю, пришлось ждать миллионы лет, прежде чем Homo сделал это [создал язык]. Неужели потому, что сначала должен был появиться определенный уровень интеллекта? Но как такое могло произойти, если интеллект всецело зависит от языка? Язык никак не мог быть предпосылкой для возникновения языка».4

Уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка. Так что гипотеза о появлении языка вследствие развития человеческого разума необоснованна  и недоказуема.

Кроме всего прочего, ученые не могут  доказать, что для языка необходим  развитый интеллект. Напротив, зачастую данные науки говорят об обратном. Зоологам удавалось обучить обезьян шимпанзе общаться на языке жестов, и те оказались способны понимать и даже употреблять простейшие синтаксические структуры. Разумеется, они никогда бы не изобрели язык и не могли общаться с другими шимпанзе посредством синтаксиса, однако их уровень интеллекта оказался достаточным для того, чтобы понимать язык, если они обучены этому. Таким образом, можно сделать вывод, что своей способностью к языковому общению мы обязаны отнюдь не нашему высокоразвитому интеллекту.

Теория возникновения  языка в результате звукоподражания

Не так давно Сюзан Блэкмор (Susan Blackmore) в своей книге «Машина мемов» (The Meme Ma¬chine) выдвинула гипотезу о том, что людям удалось создать язык благодаря их способности к звукоподражанию. По ее словам, человек, как ни одно другое живое существо на Земле, наделен даром подражать себе подобным, и именно этот дар заложил основу для естественного развития языка. Число сторонников этой идеи, получившей известность как «теория мемов», неуклонно растет.11

«Теория мемов» опирается на утверждение, что во всем животном мире только людям действительно дано имитировать окружающих с помощью мимики и звукоподражания. Согласно этой теории, другие животные не подражают своим сородичам и не очень-то способны подражать другим видам животных; людям же неплохо удается и то, и другое. Однако ученые, исследовавшие поведение приматов, установили, что многие обезьяны имитируют действия себе подобных. «молодые шимпанзе внимательно наблюдают за старшими сородичами и затем порой с большой точностью воспроизводят их действия—вопреки расхожему мнению, что шимпанзе не умеют подражать».

Исследования, проведенные независимо друг от друга разными группами ученых, показали, что обезьяны более склонны  производить какие-либо действия с  объектом, если они видели, как такие  же действия производила другая обезьяна. В ходе этих исследований было доказано, что при наблюдении обезьяны или  человека за действиями других возникает  нервный импульс, который в значительной степени способствует воспроизведению  ими этих действий. «Ценность этого  открытия заключается в том, что  ученые впервые установили наличие  и описали нервный механизм, обеспечивающий точное соответствие между зрительным восприятием действия и его выполнением».12 Таким образом, приматы, как и люди, способны имитировать действия себе подобных. И хотя обезьяны могут подражать другим только действиями, но не голосом, это все равно идет вразрез с теорией Блэкмор.

Кроме того, ее теории противоречит такое  явление, как звукоподражание птиц. Многие виды птиц обладают удивительной способностью воспроизводить звуки  окружающего мира. Например, попугаи  какаду и ара могут подражать  фактически всем звукам, которые слышат: голосам других птиц, животных, человеческой речи, музыке и любым другим звукам. Они даже понимают, что означают те или иные звуки.14 Человек—лишь один из множества видов животных, способных имитировать чужие звуки и действия, но только он смог создать язык. В свете всех этих данных «теория мемов» тоже выглядит безосновательной.

Теория внезапного возникновения  языка

Некоторые ученые считают, что язык появился у людей внезапно, без  видимых предпосылок к его  зарождению. Они полагают, будто бы язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас.15 Приверженцы теории внезапного появления языка утверждают, что люди приобрели дар речи в результате случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.16

Согласно этой теории, язык и все  необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как  таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная  система. Между тем, язык представляет собой сложную логическую систему, высочайший уровень организации  которой просто не позволяет поверить в ее случайное возникновение. Помимо этого, теория внезапного появления  языка не может игнорировать вопрос о том, почему из всего разнообразия животного мира только люди удостоились  такой чести. Язык—один из главных признаков, отличающих нас от остальных животных; но почему его не «открыли» в себе представители других биологических видов? И даже если эту теорию можно рассматривать как модель появления языка, ее никак нельзя признать приемлемым объяснением происхождения такового, поскольку такая сложная структура, как язык, не могла возникнуть сама по себе, без творца.

 

Теория языка жестов

Эта теория возникновения устной коммуникации имеет наибольшее число сторонников  в современной науке. Согласно ей, по мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что  использование знаков может приносить  пользу. Поначалу они не стремились донести до других какие-либо идеи; человек просто производил некоторое  действие, другой видел это и затем  повторял это действие. Например, один человек пытается сдвинуть с места  какой-либо предмет, но сам не в силах  сделать это; другой видит эти  усилия и приходит ему на помощь. В итоге человек уяснил себе: для  того чтобы ему помогли переместить  что-либо, достаточно жеста, изображающего  толкание. По мнению приверженцев этой теории, когда люди начали использовать жесты, ассоциирующиеся с каким-либо действием, не в процессе этого действия, а для передачи информации другим людям, знаки из средства «случайной»  коммуникации превратились в форму  настоящего—осмысленного—общения.17

Каждый, кто наблюдал за поведением группы шимпанзе, согласится с тем, что эти обезьяны общаются друг с  другом с помощью мимики и жестов. Наблюдения ученых показывают, что  почти все шимпанзе пользуются одним  и тем же набором звуков; межклановые различия весьма незначительны. Весь этот набор понятен не только шимпанзе (которым адресована коммуникация) и людям, но также гориллам и многим другим видам приматов.18 Мимика и жесты шимпанзе и других обезьян—по существу, главный довод, приводимый сторонниками теории жестов в поддержку идеи постепенного зарождения языка в процессе прибавления звуков к жестам.

Серьезнейшие недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось  предложить приемлемый сценарий прибавления  звуков к жестам. Согласно одной  из гипотез, изначально слова имели  звуковое сходство с понятиями, которые  выражали (ономатопея). Эту гипотезу, известную как «теория звукоподражания», выдвинул в 1880 году Макс Мииллер (Miiller), но даже он сам считал ее не слишком правдоподобной.19 Например, понятие «собака» поначалу выражалось междометием «гав-гав» или «тяв-тяв», а звуки, напоминающие птичье чириканье или карканье, ассоциировались с издающими их пернатыми. Действия обозначались звуками, которые люди производили при выполнении этих действий; к примеру, принятие пищи передавалось с помощью чавканья, а поднятие тяжелого камня—с помощью натужного уханья.

Информация о работе Происхождение языка: обзор различных теорий