Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:36, реферат
Одни эволюционисты утверждают, что язык возник из звуков и жестов приматов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию. Иные же полагают, что люди на определенном этапе эволюции неким образом «открыли» для себя общение посредством речи. Однако все эти концепции разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Единственная логичная модель возникновения языка—креационная модель, согласно которой язык был сотворен Богом.
Теория Мииллера казалась бы вполне логичной, но во всех языках нашего времени звучание слов не имеет ничего общего со «звуковым образом» выражаемых ими понятий; да и в древних языках, изучаемых современными лингвистами, не было ничего подобного. Ни английское слово “dog” (собака), ни французское “chien”, ни немецкое “hund” не напоминают своим звучанием собачий лай. И если бы слова зарождались как звукоподражание, то неужели они не звучали бы более-менее одинаково на всех языках? Между тем словарный состав языков мира отличается удивительным разнообразием. Это фактически сводит на «нет» возможность возникновения языка из жестов и звукоподражания.
Более того, людям свойственно размышлять о понятиях и идеях, которые мы не можем ни осознать, ни выразить посредством знаков. Таких абстрактных понятий—великое множество: время, любовь, ненависть, жадность, счастье, вера, цель, красота, материя, веселье, культура и т. п. Наличие в языке слов, выражающих абстрактные понятия, заставляют сильно усомниться в состоятельности этой и любой другой эволюционной теории его происхождения.
Еще одно непреодолимое препятствие для теории языка жестов как первичной формы коммуникации—проблема появления синтаксиса. Многим кажутся здравыми рассуждения о том, что люди могли придумать знаки и слова для обозначения простых предметов и действий, но как люди изобрели синтаксис? Человек никак не сможет сказать: «Дай мне еды», если все слова, которыми он располагает,—это «еда» и «я». Синтаксис—настолько сложная система, что люди не смогли бы «открыть» ее случайно. Для возникновения синтаксиса требовался разумный создатель, однако человек не мог быть этим создателем, поскольку не смог бы донести свое открытие до других. Мы же не мыслим нашу речь без метаязыка—множества служебных слов, которые не имеют лексического значения, но определяют значения других слов. Люди никак не могли бы по чистой случайности начать употреблять и понимать эти слова.
Теория сотворения языка
Из всех выдвинутых наукой теорий происхождения языка только одна с момента появления и по сей день сохраняет свои позиции, несмотря на то, что все это время ее противники заняты отчаянными поисками контраргументов против нее. Это—теория божественного сотворения языка. Вера в то, что его создал и дал людям всемогущий и всеведущий Бог, позволяет обойти те непреодолимые препятствия, о которые разбиваются все теории возникновения языка эволюционным путем.
Из библейского описания Сотворения
ясно, что язык существовал еще
до того, как Бог начал творить
этот мир. Язык был одним из способов
общения Пресвятой Троицы—
История человечества позволяет христианам утверждать, что язык существует столько, сколько существует Бог, а согласно Библии, Бог существует вечно.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»(Бытие, 1:1-3).
Но почему из всех сотворенных Им живых существ Бог наделил языком только людей? Ответ не этот вопрос мы находим в первой же главе Священного Писания: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:27). Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям также достался этот дар. Таким образом, язык—одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям. Это—вполне здравое заключение, поскольку язык дает нам частичное представление о природе Бога. Как и Бог, язык немыслимо сложен. На его изучение может уйти вся жизнь; но при этом дети, едва научившись ходить, начинают понимать и употреблять язык.
Заключение
Эволюционисты выдвинули великое множество теорий зарождения и развития человеческого языка, но ни одна из этих теорий не дает приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности языков. Так что не остается ничего иного, кроме веры в Бога-Творца, Который не только создал человека, но и наделил его даром речи. Библия рассказывает о Сотворении всего сущего Богом; ее текст лишен противоречий и содержит ответы на все вопросы. В отличие от теории эволюции, которой недостает достоверности в объяснении происхождения языка, изложенная в Библии креационная теория способна противостоять любым возражениям.
ВВЕДЕНИЕ
Можно спросить, а каким был язык, речь
человека, когда этот самый человек только
выделился из мира животных? Первоначальный
язык человека был примитивен и беден,
что только в ходе дальнейшей эволюции
он превратился в тонкое и богатое орудие
общения, передачи и закрепления сообщений.
Первоначальная человеческая речь состояла
из диффузных (расплывчатых) звукопредложений,
слитых с интонацией и жестом. Она походила
на обезьяньи выкрики или те односложные
обращения к животным, которые можно наблюдать
и сейчас. «Основной единицей языка стал
звуковой комплекс, который можно характеризовать
следующим образом:
1. Первоначальный звуковой комплекс был
односложен. Звуки были не достаточно
дифференцированы, их было немного, причем
в основном согласные.
2. Инвентарь звуковых комплексов был невелик.
Поэтому древнейшее слово было семантически
расплывчатым, обозначая в разной ситуации
разное.
3. Семантическая и звуковая расплывчатость
древнейших слов, которых было немного,
делала повторение основным средством
образования форм слова. Дифференциация
форм слова была вызвана возникновением
частей речи, с их категориями и постоянным
синтаксическим назначением.» ¹
В настоящее время на Земле не существует
ни одного «первоначального» языка, так
как не существует ни одной разновидности
людей эпохи раннего палеолита. В дальнейшем
мы будем говорить лишь о том периоде развития
языка, о котором имеются хотя бы косвенные
лингвистические (а не палеонтологические
и т. п.) данные.
II. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ЯЗЫКА
Вопрос о происхождении языка занимал
многих выдающихся мыслителей, но ставился
и решался весьма различно. Так для известнейшего
ученого Потебни это являлось вопросом
"о явлениях душевной жизни, предшествующих
языку, о законах его образования и развития,
о влиянии его на последующую душевную
деятельность, т.е. вопросом чисто психологическим".
По его мнению, именно через психологическое
наблюдение современных процессов речи
может быть найден ключ к пониманию того,
как эти процессы совершались на заре
человечества
Известны теория звукоподражания (стоики,
Лейбниц), теория эмоциональных выкриков-междометий
(Ж.Ж. Руссо, Д. Н. Кудрявский), теория общественного
договора (тот же Ж.Ж. Руссо, Адам Смит),
теория трудовых ритмических выкриков
(Л. Нуаре), теория «семиотического скачка»—
внезапного означивания (К. Леви-Стросс)
и др. Уже один перечень показывает, что
дело идет не столько о теориях, сколько
о гипотезах, чисто умозрительно произведенных
от общих философских воззрений того или
иного автора. И такое положение в этом
вопросе не случайно: происхождение языка
вообще как неотъемлемой принадлежности
человека нельзя ни непосредственно наблюдать,
ни воспроизвести в эксперименте. Возникновение
языка скрывается в глубинах предыстории
человечества. Но рассмотрим каждую теорию
в отдельности.
1. Звукоподражательная теория
Принципы звукоподражательной
Принимая звукоподражание как принцип
происхождения языка, как принцип, на основании
которого возник "дар речи" у человека,
Лейбниц отвергает значение этого принципа
для последующего развития языка. Недостатком
звукоподражательной теории можно назвать
следующий: сторонники этой теории рассматривают
язык не как общественное, а как естественное
(природное) явление.
2. Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий
Важнейшим её представителем был Ж-Ж
Руссо.(1712-1778). В трактате о происхождении
языков Руссо писал, что "страсти вызвали
первые звуки голоса". По мнению Руссо,
" первые языки были певучими и страстными,
и лишь впоследствии они сделались простыми
и методическими". По Руссо получалось,
что первые языки были гораздо богаче
последующих. Но цивилизация испортила
человека. Вот почему и язык, по мысли Руссо,
испортился и из более богатого, эмоционального,
непосредственного сделался сухим рассудочным
и методическим.
Эмоциональная теория Руссо получила
своеобразное развитие в19- 20 веке и стала
называться теорией междометий. Один из
защитников этой теории русский лингвист
Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия
были своеобразными первыми словами человека.
Междометия являлись наиболее эмоциональными
словами, в которые первобытный человек
вкладывал различные значения в зависимости
от той или иной ситуации. По мнению Кудрявского,
в междометиях звук и значения ещё были
соединены неразрывно. Впоследствии, по
мере превращения междометий в слова,
звук и значения разошлись, причем этот
переход междометий в слова и был связан
с возникновением членораздельной речи.
3. Теория звуковых выкриков
Эта теория возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов (немцев Нуаре, Бюхера). Она сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти трудовые выкрики могут быть только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоции, а являются лишь внешним, техническим средством при работе.
4. Теория социального договора
С середины 18 века появилась теория социального договора. Сущность этой теории состоит в том, что в более поздние этапы развития языка возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но совершенно очевидно, прежде всего для того, чтобы "договориться о языке", надо уже иметь язык, на котором "договариваются".
5.Человеческое происхождение языка
Немецкий философ Гердер говорил
о чисто человеческом происхождении
языка. Гердер считал, что язык человека
возник не для общения с другими
людьми, а для общения с самим
собой, для осознания своего собственного
я. Если бы человек жил в совершенном
одиночестве, то и тогда, по мнению Гердера,
у него возник бы язык. Язык явился результатом
"тайного соглашения, которое
душа человека заключала сама с собой".
6.Трудовая теория Энгельса
Особо следует остановиться на трудовой
теории Энгельса. В связи с трудовой
теорией происхождения языка
следует прежде всего назвать незаконченную
работу Ф. Энгельса "Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека". В
"Введении" к "Диалектике природы"
Энгельс разъясняет условия появления
языка: "Когда после тысячелетней борьбы
рука, наконец, дифференцировалась о ноги
и установилась прямая походка, то человек
отделился от обезьяны, и была заложена
основа для развития членораздельной
речи…" Вертикальная походка была в
развитии человека предпосылкой возникновения
речи и предпосылкой расширения и развития
сознания. Революция, которую человек
вносит в природу, состоит, прежде всего,
в том, что труд человека иной, чем у животных,
- это труд с применением орудий труда,
и притом изготовляемых теми, кто ими должен
владеть, а тем самым труд прогрессирующий
и общественный. Какими бы искусными архитекторами
мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не
ведают, что говорят: их труд инстинктивный,
их искусство не сознательное, и они работают
всем организмом, чисто биологически,
не применяя орудия труда, а потому никакого
прогресса в их труде нет.
Первым орудием человека стала освободившаяся
рука, иные орудия труда развились как
добавление к руке (палка, мотыга, грабли);
ещё позднее человек перекладывает тяжесть
труда на слона, верблюда, лошадь, а сам
управляет ими. Появляется технический
двигатель и заменяет животных. «Коротко
говоря, формировавшиеся люди пришли к
тому, что у них появилась потребность
что-то сказать друг другу. Потребность
создала себе свой орган: неразвитая гортань
обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась
путём модуляций для всё более развитой
модуляции, а органы рта постепенно научались
произносить один членораздельный звук
за другим» ². Таким образом, язык
мог возникнуть только как коллективное
достояние, необходимое для взаимопонимания.
Но не как индивидуальное свойство той
или иной очеловечившейся особи.
Существуют также иные теории о происхождении
языка. Например, теория жестов (Гейгер,
Вундт, Марр). Все ссылки на наличие якобы
чисто "жестовых языков" не могут
быть подтверждены фактами; жесты всегда
выступают как нечто вторичное для людей
имеющих звуковой язык. Среди жестов нет
слов, жесты не связаны с понятиями. Также
неправомерно выводить происхождение
языка из аналоги с брачными песнями птиц
как проявления инстинкта самосохранения(Ч.
Дарвин), тем более из пения человеческого
(Руссо, Есперсен). Недостаток всех перечисленных
выше теорий в том, что они игнорируют
язык как общественное явление. Вопрос
о происхождении языка может быть решён.
Решений может быть много, но все они будут
носить гипотетический характер.
Информация о работе Происхождение языка: обзор различных теорий