Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:42, реферат
Целью данного реферата является понять, чем отличается философское мировоззрение от других мировоззрений.
В соответствии с целью ставились следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по предмету философия.
2. Выявить истоки, причины и пути возникновения философии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I
1. Понятие философии………………………………………………….5
2. Возникновение философии………………………………………….7
ГЛАВА II
1. Происхождение философии – ее истоки…………………………..11
ГЛАВА III
1. Генезис античного философского мировоззрения……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………26
У Аристотеля нет представления о низшем телесном начале как источнике зла. Он рассматривает материю, тело как субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум не зависит от тела.
Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум. После смерти тела он сливается с вселенским разумом.
Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии.
В позднеантичный период развивается философская школа стоиков.
Философия для стоиков – не просто наука, а, прежде всего, жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудную минуту.
Школа стоиков считает
Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца. Сила его в том, что он не раб собственных страстей.
Стоики ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности. Безразличие ко всему внешнему, бесстрастие – вот их этический идеал. Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а разумом.
К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона, Панетий Родосский, Посидоний. В Древнем Риме – Сенека, его ученик Эпиктет и император Марк Аврелий.
Природа для стоика – это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.
Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики.
Эпикур борется против суеверия и греческой религии. Она лишает людей безмятежности духа, вселяет страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, потому что состоит из атомов, как и физические тела.
Эпикурейская этика сходна со стоической: наслаждение самим собой. Различие в том, что эгоизм стоиков держится на принципах долга и бесстрашия перед ударами судьбы, а эгоизм эпикурейцев – просвещенный и утонченный.
Человек в неоплатонической философии
мыслился соответственно как соединение
божественного и ума с косным телом посредством
души. Источник зла – материальное и телесное,
источник блага – умопостигаемое, возвышенное
знание, философия. Человек должен учиться
мыслить и подчинять себе свое тело путем
упражнений, аскезы. Аскеза - это крайняя
степень воздержания, отречение от жизненных
благ для достижения совершенства и общения
с божеством.
Неоплатонизм оказал большое влияние на западную и восточную христианскую философию. Идеи неоплатонизма проникли в философию Возрождения, Нового времени, немецкого идеализма и философии романтизма.
Таким
образом, основными вопросами, которые
рассматривала античная философия,
были вопросы природы, бытия и
человека.
Становление философского знания охватило несколько столетий раннегреческой истории (IX –VI вв. до н.э.). Оно осуществлялось как переход от конкретно-чувственных представлений к отвлеченным понятиям разума. Становление философии означало становление рационального постижения мира.
По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие формы и исторически и логически являются необходимыми, естественными, предшествующими формами. Мифологическое сознание было сознанием глубокой связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода. Но подлинный переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену фантастического и вымышленного «логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как самое надежное и естественное средство познания» [4, с. 29].
В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения философская мысль представляла собой иной тип понимания мира. Прочным фундаментом для миропонимания стали разум и интеллект. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства стали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума. Им придаётся новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, на фоне мифологических форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Своим ориентиром оно выбрало свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. 25
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с.
2. Краткий словарь иностранных слов/Под ред. И.В. Лёхина, И.Ф. Петрова. – М.: Главполитграфиздат, 1952. – 488 с.
3. Краткий
словарь по философии/Под общ.
ред. И.В. Блауберга, И.К.
4.
Философия: Учебное пособие