Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:42, реферат
Целью данного реферата является понять, чем отличается философское мировоззрение от других мировоззрений.
В соответствии с целью ставились следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по предмету философия.
2. Выявить истоки, причины и пути возникновения философии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I
1. Понятие философии………………………………………………….5
2. Возникновение философии………………………………………….7
ГЛАВА II
1. Происхождение философии – ее истоки…………………………..11
ГЛАВА III
1. Генезис античного философского мировоззрения……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………26
обыденного
сознания, преодоление его
Итак, любовь к истине и мудрости впитывает в себя наиболее ценные достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью.
Философское мышление стремилось не только накопить массу сведений, а понять мир «как целостный и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знание – знание «единого во всем» [1, с.36].
Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала раздумья о природе человека, о его судьбе. Здесь ценность мудрости состоит в том, что она выносит «прекрасные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения и образа жизни» [1, с.36]. Мудрость уравновешивает сложные взаимоотношения человека с миром, приводит в согласие знания и действия.
Познание само по себе недостаточно, неполноценно. Оно лишь одна из функций культуры и приобретает смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Это ценное прозрение появилось благодаря стремлению к мудрости.
Таким образом, «возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами» [1, с.37].
В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. Это происходило по ряду причин. С развитием человеческой культуры изменялся предмет философии. В рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Также перестраивалось самосознание философов, их понимание данного предмета. Особенно изменялся облик философии в переломные
исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялась некоторая связь новых форм и форм, ушедших в прошлое. Также сохранялся тот тип духовной деятельности, который отличал философию от всего остального. Гегель справедливо заметил, что как бы различны ни были между собой философские системы, они сходятся в том. что все они – философские системы.
Каковы же основные темы, над которыми размышляли философы?
На протяжении многих веков их внимание привлекала природа. Об этом свидетельствуют названия многих философских трудов. Например, « О природе вещей» - Лукреций, «Философия природы» - Гегель. Первые греческие философы именно природу сделали предметом изучения. Ядром философии на ранних стадиях ее развития было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления.
Взгляды философов были неодинаковы. Интеллектуальное «проигрывание» возможных ответов вообще станет важной чертой философского подхода. Но при всей неоднозначности была основная задача: связать человеческие знания воедино. В связи с этим возникла другая тема, волновавшая философов, тема единого и многого.
Постепенно
в сферу философии вошли и
стали постоянным предметом ее интереса
вопросы общественной жизни людей,
ее политического, правового устройства.
Об этом также свидетельствуют
Предметом раздумий философов неизменно выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль и другие проявления человеческих способностей. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ. Для него «важными философскими вопросами стали вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого
существования, предназначения» [1, с. 39]. Сократовская тема заняла очень важное место в философской мысли. Это отражено во многих философских сочинениях. Например, Аристотель «О душе», «Этика», «Поэтика», «Риторика»; Гегель «Философия морали», «Философия искусства».
Итак,
предметом философских
Вместе с тем тесная связь ранних философских учений с мифологией не всегда позволяла проявиться отчетливо специфике философской мысли. Формирование философии как самостоятельной области духовной культуры со своими особыми задачами продлится века.
Первым
попытался выделить философию как
особую область теоретического знания
древнегреческий философ Аристотель.
С тех пор многие мыслители задумывались
над сложным вопросом «что такое философия?»
и вносили свою лепту в его уяснение.
1.3. ГЕНЕЗИС ОСНОВНЫХ ТЕМ АНТИЧНОГО ФИЛОСОФСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Итак, миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. То есть древнегреческая философия стремилась понять сущность природы, космоса, мира в целом. Философы искали первоначало, из которого все произошло. На место мифологического порождения у философов становится причина.
Таким образом, уже ранние философы ищут рациональное объяснение происхождения и сущности мира, отказываясь от мифологии.
Далее в центре внимания философии становится понятие бытия как такового. Оно занимает умы многих древнегреческих философов.
Например, согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств. По Пармениду, ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует.
Таким образом, впервые философия противопоставила истинное бытие, доступное разуму – чувственному миру, противопоставила знание – мнению. Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для раздумий древнегреческих философов.
Развивая тему бытия, философ Зенон выдвигает ряд положений, которые получили название апорий. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно. Кроме этого, он решает в апориях проблему бесконечности. Допуская бесконечную делимость пространства и неделимость отдельных моментов времени, Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а значит, не существуют в действительности, а пребывают только во мнении. Впервые в истории человеческого мышления обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Зенон сформулировал вопрос о
природе континуума (непрерывного).
Апории Зенона сыграли важную роль в развитии античной диалектики и античной науки, особенно логики и математики.
Диалектика единого и многого, конечного и бесконечного составляет одну из наиболее важных заслуг и другого древнегреческого мыслителя - Платона. Им была предложена иная трактовка бытия. Платон рассматривает бытие как идеальное, бестелесное образование – идею. Здесь Платон выступает как родоначальник идеализма в философии. Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон сделал важный шаг в философии от метафорического мышления к понятийному.
У
древнегреческого философа Демокрита
трактовка бытия
Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытие. «Высказывание» по-гречески – «категория». Основная категория – это категория сущности. Она ближе всего стоит к бытию и, как правило, ее отождествляют с бытием. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?»
Остальные девять категорий качества, количества, места, времени, действия, состояния и т.д. соотносятся с бытием через категорию сущности. Они отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты.
Таким образом, Аристотель стремился понять сущность вещей через их родовые понятия. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания – науки.
На протяжении многих веков философы спорили, что существует реально – единичное или общее?
Подводя итог по древнегреческому учению о бытие, можно сказать, что для него характерно двойственное противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты – у Демокрита, идей и материи – у Платона, формы и материи – у Аристотеля. То есть дуализм единого, неделимого, неизменного, с одной стороны, и бесконечно делимого, множественного, изменчивого – с другой. С помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека.
Но при всем различии между собой древнегреческие мыслители были космоцентристами: их волновали тайны природы, космоса в целом. Они, кроме атомистов, космос мыслили как живое, как одушевленное целое.
Переход от изучения природы к рассмотрению человека, его жизни связан с деятельностью софистов. Человек и сознание – вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами.
Протагор, например, считал, что «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания – плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся чувственные склонности индивида.
Основной философский вопрос Сократа о том, что такое человек, что такое человеческое сознание заключен в его любимом изречении: «Познай самого себя». Сократ ищет истину сообща, в ходе бесед -диалогов, когда собеседники, критически анализируя общепринятые мнения, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.
У Платона, как и у его учителя Сократа, важнейшие предметы исследования - человек, общество и государство.
Платон в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Он уподобляет разумную душу возничему, а чувственную – двум коням. Один – благороден, а другой – низок, груб и туп. Здесь телесное начало рассматривается как низшее по сравнению с началом духовным и как само по себе злое, отрицательное.
Согласно Платону, справедливое государство – это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство – ради него. В этом учении ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным. Опасность абсолютизации такого подхода увидел Аристотель.
Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных уровней души, выделяя растительную, животную и разумную души.