Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:42, реферат
Целью данного реферата является понять, чем отличается философское мировоззрение от других мировоззрений.
В соответствии с целью ставились следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по предмету философия.
2. Выявить истоки, причины и пути возникновения философии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА I
1. Понятие философии………………………………………………….5
2. Возникновение философии………………………………………….7
ГЛАВА II
1. Происхождение философии – ее истоки…………………………..11
ГЛАВА III
1. Генезис античного философского мировоззрения……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………26
Каким образом развертывается философствование?
У философии свой особый подход к предмету. Он отличается от житейски-практического и научного подхода к миру.
Философ задается вопросом: Что такое бытие? Что значит быть? А это значит, что он ставит под сомнение общепринятое и традиционное поведение человека, ставит под сомнение правомерность повседневного подхода к вещам.
Такое
сомнение возможно тогда, когда в
общественной жизни и в сознании
людей возникают серьезные
В связи с этим философия с самого начала выступает как критика традиционных ценностей и норм нравственности. Но философ, критикуя, полностью не порывает с нормами и традициями, к которым принадлежит сам. Он ставит все это под сомнение, чтобы докопаться до истинных корней. В этом и состоит смысл его вопроса: Что такое бытие? Что значит – быть? А, ухватившись, за эти корни, ответив на главный свой вопрос, и начиная развертывать решение других вопросов, философ опять-таки опирается на традиционные представления. Какие-то из традиционных жизненных ориентиров он поддерживает, углубляет и обосновывает, другие изменяет,
третьи
отбрасывает как вредные
Какая же общественная ситуация способствует появлению философии?
Расцвет философии обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно жить по старым образцам, когда прежние ценности теряют свое значение.
Например, возникновение античной философии приходится на тот период, когда прежние традиционно-мифологические представления неспособны удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Первые греческие философы выступили как критики традиционной мифологии, прежде всего мифологии Гомера, обвиняя ее в логической непоследовательности и безнравственности.
Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, которое привело к расширению связей и контактов с другими народами, открытию грекам незнакомых обычаев, нравов и верований. Это наводило на мысль об условности их собственных социальных и политических установлений, вело к кризису традиционного уклада.
Философия предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель. Тем самым власть отца в семье ставилась под вопрос. Функции отца и учителя разделились. С VII по IV век дл н. э. наблюдается жестокая схватка между родом и духом, а они прежде выступали как нечто единое.
Схватка
эта нашла отражение в
В этих трагедиях сталкиваются, с одной стороны, родовая, семейная нравственность, а с другой стороны, государство, все граждане которого составляют правовое и политическое целое.
Таким
образом, философия возникает
в момент кризиса традиционного
уклада жизни и традиционных ценностей.
С одной стороны, философия выступает
как критика традиций, с другой
стороны, пытается найти фундамент,
чтобы возвести на нем новый тип культуры.
2.1 ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ
К философским раздумьям люди приходят разными путями. Чтобы представить путь становления философии, необходимо обратиться к ее первым шагам, к истокам философского мышления.
Известно, что в своем происхождении философия связана с мифологией, религией и наукой. Мифология и религия исторически и генетически предшествуют философии. На возникновение философии повлияли также любовь к истине и мудрости, а также раздумья философов.
Если уподобить философию древу, то материалом для построения духовного древа философии послужила предшествующая ей по времени мифология. Она стала основой для становления философии как отрасли духовной культуры.
Мифология в переводе с греческого языка означает учение о преданиях и сказаниях. Для ранних стадий развития общества «мифология выступала как универсальная форма общественного сознания, как целостное мировоззрение» [1, с.30].
Мифологическое
мировоззрение - это такая система
«взглядов на объективный мир и место
человека в нем, которое основано не на
теоретических доводах и рассуждениях,
а на художественных образах мира, либо
на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным
восприятием большими группами людей
социальных процессов и своей роли в них»
[4,с.28]. Одна из особенностей мифа, безошибочно
отличающая его от науки, заключается
в том, что миф объясняет всё, так как для
него нет непознанного и неизвестного.
Он является наиболее ранней, а для современного
сознания – архаичной формой мировоззрения.
Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная для всех сограждан форма, в которое вкладывалось новое, рациональное содержание.
Мифы – это древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.
В мифах люди пытались ответить на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении явлений природы, о мировой гармонии. Наряду с интересом к происхождению мира, много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных и поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры. Человеческие черты переносились на окружающий мир. Космос и другие природные силы олицетворялись и одушевлялись. Вместе с тем в мифологических образах заключалась, и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого представления мира как целого.
В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, объективного и субъективного. Человеческая мысль проведет эти различия позже.
Таким
образом, «миф выступал как единая, нерасчлененная,
универсальная форма сознания» [1, с.31].
Он объединял в себе зачатки знаний, религиозных
верований, политических взглядов, разных
видов искусства, философии. Лишь в последствии
эти элементы получили самостоятельное
развитие.
Как система мифология состоит из двух уровней: образного уровня и более глубокого – смыслового. Последний по мере эволюции логического мышления становился все более важным. В определенное время глубинный уровень, развившийся в мифологии, прорвал оболочку образов. Произошла осознанная замена образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии, это начало философии.
В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи, а затем к науке психологии.
Таким образом, предпосылкой становления философии стало введение отвлеченных сущностей, а окончательное утверждение философии произошло, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, которые формируются в мозгу человека и выступают в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия.
Близким к мифологическому мировоззрению, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение.
Религия в переводе с латинского означает благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Религия представляет собой такую форму мировоззрения, в которой «освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – земной, естественный…и потусторонний – небесный, сверхъестественный» [1, с.32]. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его
ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание и отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела, поступки и помыслы человека оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Поиск высших целей и смыслов характерен для обеих форм сознания. Однако есть различия. Религия являет собой массовое сознание. Философия – это сознание теоретическое. Религия считает истины веры выше истин разума и не требует доказательства и разумного обоснования своих положений. Философия всегда основана на работе мысли.
Таким образом, в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Это отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, использовать. Это стремление, поиск, который требует напряжение ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый человек должен пройти сам, приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков.
Само понятие мудрости несло в себе не будничный, а возвышенный смысл. Мудрость противопоставлялась обыденному разумению и рассудительности. Она значилась как стремление к совершенно особому интеллектуальному постижению мира. Развитие философской мысли означало не только «отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок