Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:57, сочинение
Клайд Гриффитс – герой, написанного в 1925 году Теодором Драйзером романа «Американская трагедия», в котором поставлена проблема гибели развращенной американским обществом личности. 1920-е годы — эпоха процветания США. В обществе равных возможностей неприлично было говорить о бедности. Трагедия, подобная той, которую описал в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевский, казалась немыслимой в благополучной Америке. Драйзер опроверг это мнение. И его роман назвали американским «Преступлением и наказанием».
Клайд Гриффитс – герой, написанного в 1925 году Теодором Драйзером романа «Американская трагедия», в котором поставлена проблема гибели развращенной американским обществом личности. 1920-е годы — эпоха процветания США. В обществе равных возможностей неприлично было говорить о бедности. Трагедия, подобная той, которую описал в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевский, казалась немыслимой в благополучной Америке. Драйзер опроверг это мнение. И его роман назвали американским «Преступлением и наказанием».
В центре повествования судьба сына уличных проповедников, которые, пытаясь спасти чужие души, не могут спасти своих детей от голода и мирских соблазнов. Все детство Клайда в Канзас-Сити проходит в мечтах о бегстве из этого назойливого, однообразного мира своих родителей, ограничивающего его возможности своей нищетой и узкими взглядами на жизнь его семьи, обусловленными причастностью отца и матери мальчика к религиозной «квакерской» общине.
Клайд — само олицетворение обычности, и в этом смысле он так же типичен. Иллюзии и мечты, привитые ему в подростковом возрасте, когда он устроился посыльным в отеле, определяют и дальнейшую судьбу молодого человека, охваченного непреодолимым желанием во что бы то ни стало добиться легкой жизни - именно этот момент становится первой точкой бифуркации. Получив такую работу, Клайд знакомится со всей той роскошью и блеском, что присущи «буржуазной Америке».
Феноменология выбора такого пути главного героя, как и в уже упомянутом романе Достоевского определяется через внешние, наблюдаемые им свободы, соблазны перед миром, ему раскрывшимся и ценностями нового общества, пока ему недоступными.
Обретя новых друзей, он постепенно вливается в круг молодежи, которая также как и он жаждет пробиться в признанные круги общества, Клайду открывается мир таких непривычных ему развлечений, который будоражит его юное сознание и четко рисует перед ним представления о том, каким должна быть и его жизнь.
Однако несчастный случай, произошедший с Клайдом и его ровесниками, вынуждает его бежать из Канзас-Сити. Увеселительная поездка на украденном автомобиле заканчивается аварией и гибелью переходящей дорогу девочки. Клайд находит пристанище в Чикаго и после череды событий оказывается в городе Ликург, где его дядя Самюэл Гриффитс устраивает Клайда на свою фабрику, не обещая своему племяннику золотых гор, но видя в нем потенциал. Вскоре Клайд занимает более высокую должность учетчика и постепенно проникает в круги высшего Ликургского общества, однако понимая, что не имея средств и положения в высшем свете он не может добиться расположения понравившейся ему девушки – Сондры Финчли, заводит роман со своей подчиненной – Робертой Олден. Роберта и Клайд становятся любовниками, однако Сондра не исчезает из его жизни. Стремление к богатству и признанию через общение с Сондрой одерживают верх над чувствами к девушке-фабрикантше из простой семьи, он окончательно определяет для себя круг ценностей и это является второй точкой бифуркации. Ситуация для Клайда осложняется беременностью Роберты и угрозами рассказать всё его дяде - Самюэлу Гриффитсу, если Клайд не женится на ней.
Но тут Клайду попадается на глаза
заметка в газете, повествующая о трагедии на озере
Пасс — мужчина и женщина взяли лодку, чтобы покататься, но на следующий день лодку нашли
перевернутой, позже обнаружили и тело девушки, но мужчину так и не удалось отыскать. Эта история производит на него
сильное впечатление, тем более что он получает письмо
от Роберты,которая уехала к родителям:
она не намерена больше ждать и обещает
вернуться в Ликург и все рассказать Грифитсу-старшему.
Клайд приглашает Роберту совершить поездку на озеро Большой Выпи, обещая затем обвенчаться с ней. Итак, вроде бы страшное решение принято, но он и сам не верит в то, что найдет в себе силы осуществить задуманное. Одно дело совершить убийство в воображении и совсем другое — в реальности. На мой взгляд здесь мы видим вторую точку бифуркации - эти обстоятельства послужили причиной внутренней перестройки Клайда и определили его психологическую готовность пойти на преступление.
Детекторы отбора представлены не только эгоистичными идеями Клайда о собственном благополучии, ведь женитьба на Роберте поставила бы крест на его пути в высшее Ликургское общество, но и влиянием на него других людей – в то время Сондра уже была влюблена в него, что открывало Клайду доступ к любым развлечениям светской молодежи. Повлияли на Клайда и такие обстоятельства, как беременность его любовницы. Всему этому, однако, мешал лишь один единственный человек – Роберта Олден.
И вот Клайд и Роберта отправляются
кататься на лодке по пустынному озеру. Мрачно-задумчивый вид Клайда пугает Роберту, она осторожно подбирается
к нему, спрашивает, что с ним случилось. Но когда она пытается дотронуться
до него, он, не помня себя, ударяет её фотоаппаратом и толкает
так, что она теряет равновесие и падает. Лодка переворачивается, и её борт ударяет Роберту по голове. Она умоляет Клайда помочь ей, не дать утонуть, но он бездействует. То, о чем не раз он думал, свершилось. Он
Селекторами, которыми руководствовался Клайд были обусловлены скорее не конкретно его мировоззрениями, но были воспитаны взглядами, присущими целой эпохе, построенной на контрасте буржуазии и обычного народа, в период расцвета капитализма и смены ценностей.
Клайд виновен в гибели Роберты, и в то же время он не убивал ее сам,— на этом строится дальнейшее развитие сюжета «Американской трагедии». Размышления Клайда передают его внутреннее смятение и страхи, укоры совести.
Анализ мыслей и поступков Клайда делают особенно очевидной неправильность и предвзятость решений, принятых судом, который рассматривал дело Клайда Грифитса.
Если говорить об эссенциологии отбора, которая отражает жизнь главного героя, обстоятельства, ставшие причиной выбора, повлекшего за собой столь драматические последствия, можно заключить, что Теодор Драйзер раскрывает внутренние переживания Клайда Гриффитса с помощью большого числа монологов, он не стремится превратить Клайда в законченного злодея, негодяя, убийцу и вместе с тем не оправдывает его. Автор хочет показать истинных виновников смерти Роберты, показать степень морального падения Клайда, который, впитывая индивидуалистический дух американского буржуазного общества, становится преступником, еще не совершив преступления.