Проблема смертной казни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Проблема защиты прав человека во внутригосударственном и международном праве приобретает всё большее значение. Важнейшим правом человека, без реализации которого бессмысленно говорить обо всех других правах, является право на жизнь. Одним из наиболее сложных и противоречивых элементов права на жизнь является проблема смертной казни.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
История смертной казни….………………………………………...4
Проблемы смертной казни………………………………………….9

Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………..3

История смертной казни….………………………………………...4

Проблемы смертной казни………………………………………….9

 

Список используемой литературы………………………………...14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема защиты прав человека во внутригосударственном  и международном праве приобретает всё большее значение. Важнейшим правом человека, без реализации которого бессмысленно говорить обо всех других правах, является право на жизнь. Одним из наиболее сложных и противоречивых элементов права на жизнь является проблема смертной казни.

В современном мире большинство  государств уже либо законодательно, либо фактически отменили смертную казнь, Всё более укрепляется и развивается  тенденция, в соответствии с которой, ежегодно два - три государства отменяют этот вид наказания. В то же время, ещё достаточно большое количество государств сохраняют в своём законодательстве смертную казнь и активно ее применяют. Количество смертных приговоров и казней в мире еще достаточно велико.

Пожалуй, самым страшным аспектом проблемы смертной казни в современном мире являются казни несовершеннолетних и детей. Такие казни происходят в Иране, Пакистане, США.

В Российской Федерации  смертная казнь формально ещё  не отменена. Этот вид наказания  предусмотрен Уголовным кодексом РФ и упоминается в Конституции. Временный запрет Конституционного Суда РФ выносить смертные приговоры, может прекратить свое действие в любое время - как только начнёт действовать федеральный закон, гарантирующий равенство прав лиц, обвиняемых в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде смертной казни. В то же время, Россия является участником ряда международных договоров - как универсальных, так и региональных, по которым она несёт определённые обязанности по ограничению и отмене смертной казни.

 

 

 

ИСТОРИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Смертная казнь —  одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Согласно самой распространенной в юридической литературе версии, это наказание возникло из обычая кровной мести, в той или иной мере присущей в древности практически всем народам. Несомненно, что генетически эти явления близки друг другу1.  Убийство и наказание за него - по существу ровесники рода человеческого.

Достоверные сведения об убийстве и наказании за него имеются в Законах вавилонского царя Хамураппи (XVIII в. до н.э.), в Законах Хеттского царства (XII в. до н.э.). Римских законах двенадцати таблиц (V в. до н.э.), "Эклоге" – византийском законодательном своде (VIII в. н. э.).2 Убийство, по общему правилу, наказывалось по принципу "талиона" (от лат. talio - возмездие), заключавшемуся в причинении виновному того же вреда, который он нанес потерпевшему; применительно к убийству - "смерть за смерть". В течение многих веков принцип "талиона" реализовывался в праве потерпевшей стороны мстить виновному в убийстве или даже члену его рода причинением смерти. Все существовавшие государства были знакомы с этим наказанием.      Менялись лишь частота его применения, способы реализации и круг преступлений, за которые смертная казнь могла назначаться.                   Долгое время к смертной казни относились как к возмездию преступнику, к устрашению его и других членов общества. Потом на первый план переместилось превентивное воздействие: на самого виновного (чтобы лишить его возможности совершения новых преступлений) и на других членов общества (чтобы они не совершали преступлений из опасений быть казненными).

Цели смертной казни  накладывали отпечаток на всю  правовую регламентацию этого наказания, частоту его применения, перечень преступлений, совершение которых могло повлечь смертную казнь. Это оказывало

влияние на способ его  применения.

В литературе способы  смертной казни делятся на простые  и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий.

Казни как в древности, так и  в средние века отличались изощренностью и жестокостью. Применялось вырезание из живой кожи ремней, сдирание ее полностью, разрубание человека на куски, кипячение в масле, вине или воде, забивание палками, кнутом и другие, не менее варварские методы умерщвления.

Распятие применялось в Древней  Греции и Риме, а также на Востоке. Едва ли не самый знаменитый вид  казни в древности, поскольку  таким образом был казнен Иисус  Христос. Для осужденного делался крест, на который затем прибивались или привязывались его конечности, и крест вбивался в землю обычно на возвышении или холме. Приговоренный умирал обычно на второй-третий день от жажды.

Сожжение активно применялось  во многих древних странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.

Утопление применялось, когда нужно  было одновременно казнить многих лиц3. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой, часто по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду - если утонет, то невинна, а если нет, то ее вешали.

В прошлом применялось огромное количество видов смертной казни, многие из них были закреплены и в законодательстве, причем способы казни были призваны усилить мучения казнимого, часто сочетаясь с пыткой. Несмотря на это многие правители вводили свои способы. В России этим особенно прославился Иван Грозный. Один из его любимых видов казни - зашить осужденного в медвежью шкуру ("обшить медведно") и затравить собаками. Нескольких монахов приказал однажды привязать к бочке с порохом и взорвать - чтобы сразу на небо летели. Применялось также вырезание кусков мяса из тела, снятие кожи, попеременное обливание кипятком и холодной водой, кипячение в жидкости.

Закапывание живьем в землю применялось  еще в Древнем Риме к весталкам  за потерю девственности, в Древнем  Китае. В средневековой России такая  казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.

Забивание палками упоминается  еще в древнеегипетских папирусах, где подобным образом казнили  за преступления против фараонов. В  Древнем Риме применялось бичевание до смерти. Близко к этому виду казни лежит наказание шпицрутенами (железными прутьями), формально не считавшееся смертной казнью, которое применялось в России с 1701 по 1863 год. Обнаженного по пояс человека тащили сквозь строй солдат, каждый из которых бил его палкой по спине.

Непубличное отравление ядом использовалось как альтернативный вид казни  для свободнорожденных в Древней Греции (фактически самоубийство).

Сбрасывание со скалы активно применялось  в Древней Греции, в Древнем Риме осужденных сбрасывали также в каменоломни. Тайное удушение применялось в Древнем Риме к высокопоставленным лицам.

Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в  средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.

Разрубание тела пополам применялось в Древнем Китае за недоносительство.

Колесование заключалось в переламывании  осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.

Разрывание тела исполнялось  двумя способами: тело привязывалось  к вершинам двух наклоненных деревьев, которые затем отпускались, либо к двум лошадям, которые пускались  в противоположные стороны.

Залитие горла расплавленным  металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам

Посажение на кол заключалось  в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько  дней. Эта казнь применялась в  средневековой России, Османской империи.

Применялись также и такие виды смертной казни, как подвешивание ребром за крюк, поедание крысой, замораживание, растворение в кислоте и другие.

Многие виды смертной казни имели национальную специфику.

Не во всех случаях  вид смертной казни регламентировался применительно к конкретному виду преступления. В основном выбор принадлежал суду.  Экзекуция осуществлялась публично, при большом скоплении народа. Трупы или части тел казненных выставлялись на месте казни для устрашения, которое, несомненно, было в те время основной целью применения этого наказания. Как отмечали современники, ужасы смертной казни не возмущали общественное мнение, не производили какого-либо потрясающего впечатления, не вызывали протеста и отвращения. Роль палача считалась даже почетной, причем это было характерно как для России, так и для Европы.

Таким образом, смертная казнь — одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий. В древние времена и средневековье казни проводились публично, при большом стечении народа. Целью публичной казни, помимо лишения жизни преступника являлось устрашение.

 

 

ПРОБЛЕМА СМЕРТНОЙ КАЗНИ 

Является ли применение смертной казни фактором, сдерживающим преступность, нарушает ли смертная казнь  права человека, применять ли смертную казнь как норму наказания  на территории Российской Федерации  или отказаться от этого, имеет ли государство право на применение данной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка? На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели, журналисты, граждане.

Здесь можно выделить по крайней мере три позиции. Одни, признавая аморальность и нецелесообразность смертной казни, выступают против этой меры наказания и за ее немедленную отмену. Другие поддерживают применение смертной казни, рассматривая ее не только в правовых рамках, но и как средство физического уничтожения преступника, очищающее общество. Третьи, в принципе поддерживая эту меру, выступают за сокращение ее применения и постепенную отмену смертной казни.

О возможности отмены смертной казни говорится в ст. 20 (ч. 2) Конституции РФ: “Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей”4.

В России отношение к  этой проблеме обострилось после  вступления страны в Совет Европы и подписания ряда международных конвенций, в частности, Европейской Конвенции по правам человека, в которой одним из основных определено право на жизнь. Присоединяясь к Протоколу № 6 Европейской Конвенции о защите прав человека, Россия обязалась отменить смертную казнь в мирное время.

Не принимая во внимание явное ужесточение нравов и разгул организованной преступности, исходя только из политических соображений, актами, направленными на установление моратория на исполнение смертных приговоров, стали Указ Президента от 3 июня 1999 года (в соответствии с которым всем осужденным на смертную казнь, она заменяется на пожизненное заключение или 25-летний срок лишения свободы), а также Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года.

Последнее де-факто ввело мораторий на смертную казнь, поскольку запретило ее применение во всех субъектах Федерации. Конституционный Суд пришел к выводу, что данная мера наказания любым судом Российской Федерации не может быть назначена до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей.

С 1 января 2003г. суды присяжных должны были приступить к работе по всей России. Таким образом, откладывать применение смертной казни формально уже не было повода. Тем не менее, 11 декабря 2003г., накануне Дня Конституции, в Думе сразу в трех чтениях был принят закон, по которому суды присяжных вводятся поэтапно. Этот процесс теперь растянут до 1 января 2007г.

Как уже упоминалось, все это время не прекращаются  дискуссии о необходимости отмены смертной казни в законодательном порядке.

Рассматривая взгляды  сторонников применения смертной казни, можно выделить их основные аргументы: вера в эффективность смертной казни, признание ее особой устрашающей и превентивной роли, необходимость защиты общества, а также возможных жертв тяжких преступлений, возможность найти замену смертной казни - пожизненное лишение свободы - наказание более суровое, чем смертная казнь.

Основные аргументы  противников применения смертной казни  заключаются в следующем: смертная казнь не имеет особого превентивного  эффекта; она жестока и негуманна, представляет собой законное убийство; может применяться для политических целей; существует возможность непоправимых судебных ошибок.

В свете данных аргументов необходимо подробнее остановится  на отдельных аспектах смертной казни  как вида наказания.

Смертная казнь как уголовное наказание выступает в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников, что вытекает из ее природы, и является объективным свойством, несмотря ни на какие субъективные оценки и общественное мнение. Иначе говоря, можно спорить о том, эффективна или неэффективна смертная казнь, нужна она или не нужна на данном этапе общественного развития, отменить ее или нет, но то, что смертная казнь — сдерживающий фактор, правовое ограничение, представляется несомненным. Собственно, именно поэтому она служит средством защиты общества от тяжких преступлений. Известный исследователь наказания С.В. Познышев считал, что наказание имеет только одну цель — предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического удержания (для преступников) или в форме психологического противодействия преступлению (для других членов общества)5.

Информация о работе Проблема смертной казни