Этические проблемы смертной казни

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:12, реферат

Краткое описание

Проблема смертной казни волнует не одно поколение. Она затрагивает как, правовые так и нравственные, религиозные этические и другие аспекты. Проблема смертной казни сложна и неоднозначна. Нельзя решать ее не взвесив все "за" и "против", не руководствуясь реалиями жизни. Смертная казнь как вид наказания за действительно тяжкие преступления важная составная часть уголовного законодательства.

Файлы: 1 файл

Готовый вариант.docx

— 215.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Этические проблемы смертной казни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема смертной казни волнует  не одно поколение. Она затрагивает  как, правовые так и нравственные, религиозные этические и другие аспекты. Проблема смертной казни сложна и неоднозначна. Нельзя решать ее не взвесив все "за" и "против", не руководствуясь реалиями жизни. Смертная казнь как вид наказания за действительно тяжкие преступления важная составная часть уголовного законодательства. По ее наличию или  отсутствию в перечне наказаний  иногда с различной степенью обоснованности судят о демократичности государства.

Известно, что формы методы и  средства борьбы с преступностью  в различных социально-политических системах различны; отличаются и взгляды  на них даже в рамках одной системы. Отношение к смертной казни, как  к мере наказания важный показатель уровня социального и культурного  развития общества. Чем он ниже, тем  грубее и примитивнее формы "воспитания" его членов наказанием, тем пренебрежительнее  отношение к человеку и его  жизни. Поэтому значение института  смертной казни выходит далеко за рамки права.

Общественное мнение в Республике Беларусь поддерживает смертную казнь, как меру социальной защиты, а законодатель обязан считаться с ним. В Уголовном  кодексе Республики Беларусь она  занимает особое место. Она является исключительной и временной мерой  наказания и поэтому не включена в общий перечень наказаний.

 

История

 

Смертная казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай, который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.

 

Смертная казнь сегодня

 

Нам порой кажется сейчас, что  по сравнению с древними временами  и даже с началом и серединой XX века, мировая цивилизация и  нравственная культура шагнула далеко вперед. Пережив массовые репрессии, геноцид нацистами целых народов  и собственного населения во имя  светлого будущего, уничтожение миллионов  людей, казалось бы, человечество в  наше компьютеризированное время должно уже сделать соответствующие  выводы. В век автоматизации производства, наступивший около ста лет  назад, и смертная казнь очень  быстро автоматизировалась, превратилась в конвейер. Нам невдомек, что  и в настоящее время есть страны, и не самые отсталые, где за воровство  отрубают руки, побивают публично камнями, вешают и сажают на электрический  стул. Конечно, на фоне массового потока насилия, льющегося на нас с экранов  телевизора, постоянных сообщений о  кровавых терактах и росте преступности, это как-то не сильно бросается в глаза, но задуматься все же стоит. В 2007 году казнили, по меньшей мере, 1252 человек в 24 странах. В 51 стране к смертной казни приговорили не менее 3347 человек. Как указано в комментарии к данной информации, это лишь минимальные показатели, «истинные цифры, несомненно, выше». Казнят сегодня в основном в «закрытых», азиатских странах, где подобные сведения не разглашаются и даже представляют собой государственную тайну. Так поступают Китай, Сингапур, Малайзия и Монголия. Поданным ООН, опубликованных в докладе в ноябре 2007 года, на данный момент 146 стран отказались от смертной казни. В 51 стране используется высшая мера наказания и нередко казни носят публичный характер. Количество людей, осуждённых на смерть в различных странах мира и в настоящее время ожидающих исполнения приговоров, оценить сложно. По состоянию на конец 2007 года это число лежало в пределах от 18 311 до 27 562 человек. И это статистика только за один год! Впечатляет и разнообразие видов современной казни: отсечение головы (в Саудовской Аравии и Ираке); казнь на электрическом стуле (в США); повешение (в Египте, Иордании, Иране, Пакистане, Сингапуре, Японии и других странах); смертельная инъекция (в Гватемале, Китае, США, Таиланде, Филиппинах); расстрел (в Беларуси, Вьетнаме, Китае, Сомали, Тайване, Узбекистане и других странах); побитие камнями (в Афганистане и Иране); удар ножом (в Сомали).

Смертная казнь сегодня отменена в большинстве европейских стран, но, с другой стороны, среди принципиальных ее сторонников такие развитые страны, как США и Япония. Существуют в  равной мере научные исследования, доказывающие за и против смертной казни. Так, по мнению группы ученых из двух университетов США, запрет на смертную казнь только провоцирует рост числа  тяжких преступлений, например, убийств. Учёные из университета Эмори пришли к выводу, что каждая смертная казнь предотвращает в среднем 18 убийств. При этом, чем быстрее смертный приговор приводится в исполнение, тем меньше желающих совершить убийство [5]. Тем не менее, большинство ученых-правоведов считает, что научных в исследованиях отсутствуют убедительные доказательства того, что смертная казнь является более эффективным средством снижения уровня преступности, нежели другие виды наказаний. В последнем таком исследовании, проведённом по поручению ООН в 1988 году и дополненном в 2002 году, изучалась связь между смертной казнью и показателями убийств. По итогам исследования был сделан вывод о том, что «... было бы неверным принять гипотезу о том, что смертная казнь влияет на снижение числа убийств в существенно большей мере, чем угроза и применение менее сурового, на первый взгляд, наказания – пожизненного заключения» [6].

Таким образом, к настоящему времени  в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют  и продолжают применять эту меру.

 

 

Виды смертной казни 

 

Существует деление смертной казни  на квалифицированную и неквалифицированную. При квалифицированной смертной казни за разные преступления могут назначаться разные её виды, при неквалифицированной — законодательство предусматривает один вид смертной казни для всех преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор.

 

Практикуемые в современном  мире виды смертной казни:

    • Расстрел
    • Повешение
    • Побиение камнями
    • Смертельная инъекция
    • Электрический стул
    • Обезглавливание
    • Газовая камера

 

Исторические виды смертной казни:

    • Гильотинирование
    • Четвертование
    • Колесование
    • Утопление
    • Сваривание в жидкости
    • Распятие
    • Сожжение заживо
    • Погребение заживо
    • Замуровывание
    • Бросание на съедение к хищникам
    • Разрезание на мелкие кусочки
    • Удавление (испанская гаррота)
    • Повешение за ребро
    • Посажение на кол
    • «Железная дева»
    • Килевание
    • Дьявольский ветер

 

Смертная казнь должна умереть, аргументы против

 

Эшафот - это чудовище, созданное судьей и плотником, это призрак который живет какой-то страшной жизнью, порождаемой бессчисленными смертями его жертв...

В.Гюго

 

 

Чем же руководствуются люди, выступающие за отмену смертной казни? Вот перечень основных и наиболее часто встречающихся доводов:

Никто не может исправить судебную ошибку, если человек мертв. Стоит ли далеко ходить за примерами? Может быть, стоит пожизненно кормить и содержать десятки тысяч преступников, хотя бы ради того, чтобы больше ни один человек не был расстрелян по ошибке, как несколько ни в чем не повинных людей, расстрелянных по делу ростовского серийного убийцы Чикатило?

Пожизненное заключение достаточно хорошо выполняет главные функции наказания : ограждение общества от потенциально опасных действий преступника и  дополнительный отрицательный стимул не делать противозаконного.” Замена смертной казни пожизненным заключением отнюдь не проявление снисхождения к преступникам – говорит В.Г. Востриков, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью МВД УР – не зря же многие преступники, осужденные к пожизненной изоляции от общества говорят, что лучше бы их расстреляли...”. И действительно пожизненное заключение – мера исключительно неприятная. Приговоренные изолированы на северном острове в бывшем монастыре, первые 10 лет им разрешены только 2 кратких свидания с родственниками и ежедневная полуторочасовая прогулка. Надежда выйти оттуда тоже крайне мала. Законодательство допускает досрочное освобождение только по прошествии 25 лет. В среднем возраст осужденных – 30 лет. Всю оставшуюся жизнь им придется провести в 4 стенах, причем большую часть времени стоя (заключенный в течение всего дня не имеет права садиться, а тем более ложиться на постель). И если все так боятся смертной казни , то почему многие из заключенных пытаются покончить жизнь самоубийством. Не проходит и месяца, чтобы кто-нибудь не попытался свести счеты с жизнью. Они рвут простыни на петли, грызут себе вены, подключаются к розеткам – используют любую возможность прервать свое бессмысленное существование... Благо времени для обдумывания очередного суицидального плана предостаточно...

По многим исследованиям наличие смертной казни достаточно слабо связано с количеством совершаемых тяжких преступлений. Несмотря на то, что с точки зрения предупреждения преступности смертная казнь является своего рода сдерживающим фактором, страх смерти не всегда останавливает, поскольку каждый преступник в душе надеется, что уж ему-то удастся избежать наказания. Намного большее значение имеет раскрываемость преступлений. Чтобы уменьшить их количество нужно бороться до их совершения, а не после. Хотя, в общем-то, именно по конкретному утверждению “Смертная казнь не уменьшает количество преступлений” могут найтись и контраргументы. Например, когда в нацистской Германии стали расстреливать за безбилетный проезд, количество “зайцев” резко сократилось. Но... Разве нацистская Германия – это то, на что нам следует равняться?

Смертная казнь до некоторой  степени стимулирует преступность, т.к. некоторые люди могут рассуждать: если государство может убить  меня, то почему я не могу убить еще кого-то . Одним из неотъемлемых признаков демократического правового государства является гуманность. Гуманность – это, прежде всего, осознание ценности человеческой жизни. И прежде всего, осознать эту ценность должно государство. “Люди не убивайте меня, я человек, живой” – обращался к А. Приставкину один “смертник”, измучившийся изо дня в день прислушиваться ко всем шорохам в коридоре, ожидая, когда за ним придут. Можно сказать ему “Надо было раньше думать о ценности человеческой жизни”. Но это не меняет сути: как и пытка, казнь – мучительная кара, применяемая к беззащитному человеку.

Для верующих - убийство не оправданное вынужденной обороной грех. Нельзя говорить, что смертная казнь – это вынужденная самооборона общества от преступника. Есть и другие способы от него защититься. Значит смертная казнь – это убийство, не оправданное в глазах Бога, т.е. грех. Мы можем говорить о том, что убийство убийцы - не убийство человека, мол убийца – не человек. Но мы –то пока еще люди. Не стоит ли прежде всего задуматься о том, как сохранить человеческое в себе? Государство должно быть с человеческим лицом! Тем более, что не государством дана жизнь, не ему ее и отбирать...

Некоторые злонамеренные политики могут легально использовать смертную казнь, чтобы избавиться от своих политических оппонентов и свидетелей своих преступлений. Поэтому демократия со смертной казнью менее устойчива. Здесь также стоит отметить, что граждане России находятся не в равных условиях при осуществлении права на защиту. В тех регионах, где отсутствует суд присяжных, данное право нарушается (а сегодня суды присяжных существуют только в 9 субъектах РФ). Введение суда присяжных повсеместно - процедура очень дорогостоящая и в нынешних кризисных условиях практически неосуществимая. По крайней мере, в ближайшие годы.

“Пожалейте адвоката”! Против допускаемой обществом возможности и необходимости смертной казни выступает положение адвоката в ситуации, когда ему предстоит защищать человека, которому грозит такое наказание. Если доказательства вины бесспорны, то адвокат может исполнять свои профессиональные обязанности защиты подсудимого в рамках следующих моделей поведения:

Профанация защиты. Если у обвиняемого нет шансов избежать смертного приговора, то стоит ли защитнику “огород городить” из своих соображений? Этот вариант позволяет говорить о фактическом отсутствии защиты, при котором игнорируется принцип гуманности профессии адвоката.

Адвокат может поставить своей  целью спасенье подсудимого от смерти, во что бы то ни стало (а исходя из профессиональных принципов он и должен так поступать) – в этом случае ему придется пойти на компромисс с собственной совестью и объективной ситуацией. В этом случае , используя свои личные качества адвокат может добиться не только переквалификации действий подзащитного , но и (такое тоже бывает) прекращения дела по какой- либо уважительной причине. Тем более, судебные процессы, в которых возможно вынесение смертного приговора, проходят в состоянии крайнего эмоционального напряжения и нервозности. Судьи тоже не лишены человеческих чувств, ведь фактически именно они взваливают на себя груз ответственности за лишение человека жизни. В таких условиях достаточно легко поддаться убеждениям талантливого адвоката. Можно ли в данном случае говорить о справедливости, как важнейшем свойстве правосудия?

8. “Пожалейте палачей”! Для осуществления смертной казни требуется человек.

Исполнение казни – это уродующее  нормального человека занятие, никакие  технические ухищрения не смогут восстановить его психику и избавить от чувства, что он убивает человека беззащитного, то есть не в погоне за опасным преступником, не рискуя своей жизнью, не на равных, в конце концов... Между тем, сами палачи нередко признаются в том, что они не считают за людей тех, кого им приходится расстреливать, “Достаточно прочитать досье на преступника, чтобы не испытывать угрызений совести“ - говорят они. И все же, по сути дела, палач – “убийца по закону’. Разве не ужасно существование такой профессии???

9. “Пожалейте преступников!” В  уголовных законодательствах большинства  цивилизованных стран закреплено  положение о неприменении жестоких, позорящих, мучающих наказаний. Здесь наблюдаются явные противоречия. Да, законодатель стремится привести в исполнение смертную казнь, причиняя при этом минимум страданий осужденному, вместе с тем само по себе исполнение смертной казни не может не вызывать страданий у осужденного. Прежде всего, причина этого – длительные сроки, которые проходят со дня вынесения приговора до его исполнения. Невозможность немедленного исполнения приговора в цивилизованных странах не вызывает сомнения - приговоренному должно быть предоставлено право на обжалование приговора. Это позволяет избежать (или хотя бы уменьшить число) судебных ошибок. Приговоренные к смерти по-разному переносят ее ожидание : некоторые спокойны, другие впадают в глубокую депрессию ,или, наоборот проявляют агрессивность, третьи обращаются к религии, четвертые кончают жизнь самоубийством....

Информация о работе Этические проблемы смертной казни