Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:00, контрольная работа
Человек, с момента его рождения, является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.
Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность - это соучастник исторического процесса, один из пяти миллиардов человек, живущих на планете Земля.
1. Проблема индивидуального в философии
2. Натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея
3. Движение, развитие, диалектика
4. Особенности научного познания
5. Диалектико-материалистическая трактовка сознания
6. Неоднозначность понятия "человек"
7. Общество как развивающаяся система
8. Проблемы соотношения природного и технологического мира
9. Стратификация
10. Феноменология
Список использованной литературы
Словарь философских понятий
Специфика общественной системы заключается также в том, что ее элементы могут быть относительно самостоятельны (иметь собственную логику развития), представляя собой высокоразвитые образования. Поэтому здесь важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравственные, правовые, религиозные нормы и т.д.), из которых исходит и на которые ориентируется человек. Именно поэтому простая совокупность знаний о перечисленных подсистемах общества, достигаемая в таких науках, как экономика, политология, социология, не даст нам полного представления об обществе. Каждая из этих наук опирается на собственную предметную область, то есть интерпретирует исследуемый объект, выделяя только экономические (или же политические, социальные, духовные и т.д.) отношения, абстрагируясь от всех остальных. Поэтому экономика дает лишь экономические знания об обществе, политология - политологические и т.д. С другой стороны, мы не получим действительного понимания общества, исходя лишь из анализа общества "вообще", так как общественные закономерности носят конкретный характер.
8.
Проблемы соотношения
Сегодня все большее число философов техники придерживаются точки зрения, что технические и естественные науки должны рассматриваться как равноправные научные дисциплины. Каждая техническая наука - это отдельная и относительно автономная дисциплина, обладающая рядом особенностей. Технические науки - часть науки и, хотя они не должны далеко отрываться от технической практики, не совпадают с ней. Техническая наука направлена на получение объективного, поддающегося социальной трансляции знания.
Именно из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия, а также был заимствован самый идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию. В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего и возник новый тип организации теоретического знания. Кроме того, технические науки со своей стороны в значительной степени стимулируют развитие естественных наук, оказывая на них обратное воздействие.
Исследование
соотношения и взаимосвязи
Однако за последние десятилетия возникло множество технических теорий, которые основываются не только на физике и могут быть названы абстрактными техническими теориями (например, системотехника, информатика или теория проектирования). Для трактовки отдельных сложных явлений в технических разработках могут быть привлечены часто совершенно различные, логически не связанные теории.
9. Стратификация - это...
Современное общество характеризуется наличием и таких социальных групп, которые по отдельным признакам как бы "пронизывают", "пересекают" или разделяют более крупные социальные общности. Они получили название страты (лат. stratum - слой).
Возникла теория социальной стратификации, представители которой в качестве главных элементов социальной структуры признавали различные социальные слои.
Так, П. Сорокин определял социальную стратификацию как "дифференциацию некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества"1.
Среди сторонников данного течения не сложилось единства в определении критериев, на основании которых выделяются страты. За основу деления принимаются различные признаки: экономические, политические, биологические, расовые, религиозные и другие. Социальная стратификация характеризуется подвижностью, изменчивостью, поскольку она зависит от горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, т. е. перемещения людей из одной страты в другую. Представления о социальной стратификации отражают реальное усложнение современного общества, возникновение, существование и исчезновение в нем таких форм общностей, которые, не являясь непосредственным порождением социальной макроструктуры, играют важную роль в жизни индивидов. Не случайно, что изучение социальных страт, слоев заняло большое место в рамках конкретно-социологических исследований общества.
Признание определяющей роли народных масс и применение классового подхода не означает отрицания или принижения роли личности в истории. Выше уже отмечалось, что именно конкретные личности, находясь во главе различных социальных общностей, ответственны за принятие управленческих решений. Высшая степень проявления роли личности в решении социальных проблем находит выражение в признании этой личности в качестве великой или выдающейся.
Истоки роли личности в истории - в ее общественной природе, а также в ее неразрывной связи с социальными общностями, социальными отношениями. Появление выдающихся личностей вызывается определенными историческими условиями и историческими потребностями: необходимость коренных, масштабных социальных перемен - вот питательная почва для появления выдающихся личностей; не повседневные рутинные, а великие дела - вот поле деятельности великих людей. Признание общественной обусловленности выдающихся личностей не означает отрицания собственного личностного компонента. Историческая личность, ее роль складываются как из социальных условий, общественных потребностей, с одной стороны, так и из индивидуальных, неповторимых качеств конкретной личности, с другой стороны. Именно индивидуальные особенности того или иного человека выходят на первый план при попытке объяснить, почему именно этот человек стал великим. Кроме того, в силу своеобразия своей индивидуальности историческая личность не просто является "рупором", выражающим некие общественные интересы, но она сама как неповторимая индивидуальность накладывает свой отпечаток на ход истории.
Таким
образом, оценка роли личности в истории
диалектична: органически соединяя
общественно необходимое и
10. Феноменология - это...
Феноменология является одним из наиболее влиятельных философских учений XX века. В ходе своего существования и развития она не только создала целый спектр собственных интерпретаций, но и оказала мощное воздействие на многие направления современной мысли: экзистенциализм, герменевтику, понимающую социологию и другие. Феноменологический метод применяется в психологии, социологии, этике, эстетике, праве, онтологии, философии математики и естествознания. Основателем феноменологии по праву считается немецкий философ Э. Гуссерль, а к списку выдающихся феноменологов принадлежат такие имена как М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Мерло-Понти, А. Шюц, П. Рикёр. Хотя феноменология возникла в начале века, она продолжает существовать, действует международное Феноменологическое общество, постоянно собирающее конференции и симпозиумы. Издаются серии: Гуссерлиана (издание работ Э. Гуссерля), Аналекта Гуссерлиана, Феноменологика. Центры феноменологических исследований расположены в Страсбурге, Кельне, швейцарском Фрибуре.
Начало активного творчества Эдмунда Гуссерля (1859-1938) относят к началу XX века, когда в 1900-1901 году появляется его работа "Логические исследования". В это время Гуссерля волнует вопрос об обосновании теоретического знания (математики, логики), и он считает, что именно философия должна стать "строгой наукой", которая окажется способна дать обоснование всякому истинному, адекватному знанию. Для этого надо обратиться внутрь сознания, к самому субъекту и именно там - в специфике сознания и его структуре - искать "последние очевидности", то, что определяет для нас осмысленное видение эмпирических реалий. Таким образом, Гуссерль продолжает традицию декартовского априоризма. Он стремится создать "трансцендентальную феноменологию", при которой субъектность - это фундаментальное условие всякого познания, а сознание, к которому обращен феноменолог, - особый регион бытия со своими связями и отношениями. Эти связи и отношения не сводимы к связям вещей и истин (они не каузальные, а смысловые), они определяют для нас облик мира и обладают надвременным постоянством.
Опасность для современной ему науки Гуссерль видит в релятивизме и скептицизме, которые и подвергает критике. Оба эти направления не признают объективности истин, присущих человеческому сознанию, они все сводят к текучести эмпирии и субъективизму. Релятивизм и скептицизм, распространившись в современном мире, приняли следующие формы:
1) натурализм, который сводит связи идей к причинным связям вещей;
2)
психологизм, который делает
3) историцизм, полагающий, что всякая истина исторична, относительна.
Однако
все это, с точки зрения Э. Гуссерля,
- заблуждения человеческого
Настоящая истина - не выводима из фактов, не зависит от организации вида, которому принадлежит (она едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги), абсолютна, вневременна, ее нельзя путать с актом истинного суждения или с переживанием. Однако истина дается нам в особом переживании - в очевидности. Достоверные истины, на которых покоится наука, даны нам с очевидностью: непосредственно, ясно и отчетливо. Но такую полную очевидность никогда не может дать эмпирическое созерцание внешнего мира, она возникает только при обращении к сознанию, где то, что мыслится, полностью совпадает с тем, что есть. Такая очевидность противоположна сомнению, она - уверенность. Но как достигнуть очевидности, как достичь структур чистого сознания, связанных с вечными истинами?
Гуссерль предлагает философу покинуть "естественную установку сознания", при которой мы обращены к эмпирическому внешнему миру, совершить "феноменологическую редукцию" (эпохе). Фактически, речь идет о том, что мы станем воздерживаться от любых суждений сначала о мире, а потом и о самих себе как конкретных чувственных существах и перенесем все свое внимание на "мир сознания". Эпохе - некая духовная аскеза, насилие над обычным мировосприятием, "поворот очей внутрь". Именно поэтому оно подобно религиозному обращению: обычные суждения и чувства, отношения, расположенные в пространстве и времени, даже собственное "я" "заключается в скобки" - не рассматривается. Зато "остаток", на который направлено внимание феноменолога, содержит мир как чистый феномен сознания и трансцендентальную субъективность (чистое безличное Я, лишенное всякой индивидуализации). Здесь уже нет многочисленных ментальных конструкций, при помощи которых люди пытаются понимать мир, навязывая ему свои изменчивые мнения. Мы отвернулись от них. Именно теперь, считает Гуссерль, нам откроются "сами вещи" - структуры чистого сознания, определяющие истинное знание.
Что же находим мы внутри после совершения эпохе, устраняющего эмпирию? Прежде всего, показываает Гуссерль, мы обнаруживаем, что сознание всегда активно, направлено на "внутренний предмет": суждение - всегда суждение о чем-то, восприятие - восприятие чего-то. Здесь - совпадение чистой предметности и чистой субъективности. Сознание и полагает свой предмет, и относится к нему. Это свойство сознания Гуссерль называл интенциональностъю. Поскольку сознание относится определенным образом к полагаемому предмету, оно создает смысл (значение). Смысл есть отношение, поэтому он не равен ни самому предмету, ни образу или чувству, ни логической структуре высказывания. Мир чистого сознания - это мир смыслов.
Феномены - единства идеального предмета и смысла, существующие в "чистом сознании". Они отличаются от "явлений" тем, что за явлениями есть еще "сущность", а за феноменами - нет, они "сами себя через себя показывают", сами себя исчерпывают, они - очевидны. Гуссерля не интересует языковая оболочка феноменов (он с радостью подверг бы редукции язык, но сделать это невозможно), его волнует то, где коренятся смыслы, какова структура их образования, как они полагаются. Сознание - это поток феноменов, который преддан нам до всякой рефлексии и выступает как целостность. Феномены - элементы потока переживаний и тоже целостности. Они не могут быть восприняты путем абстрагирования, выведения общего из индивидуального. Поэтому соотнестись с феноменами можно только путем идеации - особого рода усмотрения сущности, интуитивного категориального созерцания. Усмотрение феноменов - это извлечение их из потока сознания. Однако, извлекать можно по-разному. Существует много различных видов направленности сознания на один и тот же идеальный предмет (воспоминание, фантазирование, ожидание и т. д.). Гуссерль, обращаясь к структуре интенциональной деятельности, берет в качестве универсального ведущего свойства сознания восприятие.В структуре интенциональности он выделяет предметный момент - ноэму ("что" сознания) и момент направленности сознания на объект - ноэзис ("как" сознания). К ноэме относятся чувственные данные, предметное "нечто" и предметный смысл, который не равен самому предмету (так дерево, существующее в моем сознании, не есть само дерево!). Ноэма как целостность существует благодаря синтезирующей деятельности сознания. "Синтез идентификации" позволяет нам видеть целое, а не отдельные ракурсы. Ноэзис - это способы полагания идеального предмета (следует подчеркнуть, что для Гуссерля вопрос о реальном существовании полагаемого предмета вообще не стоит). Форм и способов много: это воспоминания и мечты, предвосхищения и желания, представления и оценки. Очень важно то, что смешивать акты нельзя. Если мы подменяем наличный акт полагания другим, то истинное положение дел ускользает от нас. Проблемы ноэзиса особенно занимали и волновали Гуссерля.