Проблема индивидуального в философии, натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея, стратификация и др.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Человек, с момента его рождения, является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.
Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность - это соучастник исторического процесса, один из пяти миллиардов человек, живущих на планете Земля.

Оглавление

1. Проблема индивидуального в философии
2. Натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея
3. Движение, развитие, диалектика
4. Особенности научного познания
5. Диалектико-материалистическая трактовка сознания
6. Неоднозначность понятия "человек"
7. Общество как развивающаяся система
8. Проблемы соотношения природного и технологического мира
9. Стратификация
10. Феноменология
Список использованной литературы
Словарь философских понятий

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Действительную  причину явлений установить трудно, так как все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что  следствие всегда имеет причину, что причина предшествует следствию, что причина порождает следствие, в отличие от повода, который является случайной связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом)

     в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность  и действительность и др.

     Согласно  диалектике, развитие есть превращение  возможности в действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное  становится действительным. Развитие есть изменение содержания и смена  формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание.

  1. Особенности научного познания

     Интуитивно  кажется ясным, чем отличается наука  от других форм познавательной деятельности человека. Однако четкая экспликация  специфических черт науки в форме  признаков и определений оказывается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуют многообразие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблеме демаркации между ней и другими формами познания.

     Научное познание, как и все формы духовного  производства, в конечном счете, необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

     Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Это преобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

     Применительно к процессам преобразования природы эту функцию выполняют естественные и технические науки. Процессы изменения социальных объектов исследуются общественными науками. Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты - предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, знаковые объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры и т.д., - постольку все они могут стать предметами научного исследования.

     Ориентация  науки на изучение объектов, которые  могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможные объекты ее будущего преобразования), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет первую главную особенность научного познания.

     Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека. В науке особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и его личностное отношение к изображаемым социальным явлениям; портрет, написанный великим художником, всегда выступает и как автопортрет).

     Наука ориентирована на предметное и объективное  исследование действительности. Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном  творчестве и не влияют на его результаты.

     5. Диалектико-материалистическая трактовка сознания

     Одним из важнейших свойств материи (при  субстанциальном ее рассмотрении) является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать  даже как атрибут материи, подобно  Б. Спинозе, считавшему мышление наряду с "протяжением" атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства материи, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах.

     Сознание  тоже есть взаимодействие, но особого  рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в  нем образы, копии, которые есть знаки  с соответствующим содержанием (т.е. информацией и смыслом) Если, например, человек, переходя через улицу, видит мчащуюся ему навстречу автомашину, то в его сознании отпечатывается в виде образа это "тело" и осознается смысл, значимость для его жизни непосредственного столкновения с этой автомашиной. Такое отражение весьма важно для существования человека, для его приспособления к среде.

     Следует отметить, что индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований: во-первых, его предпосылкой было биологическое  развитие организмов, и в первую очередь центральной нервной системы; во-вторых, существенной предпосылкой было и формирование социума: трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, с языком и взаимодействием индивидов со складывающимся сообществом. Иначе говоря, для возникновения индивидуального сознания требовались по крайней мере две предпосылки - биологическая и социальная (при наличии социальной предпосылки у собак, например, не вырабатывается сознание, так как у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых же месяцев попавший в условия общения только с обезьянами, тоже не будет иметь сознания, так как он с самого начала оказался без социальных предпосылок его становления и развития).

     Понятие индивидуального сознания может определяться по-разному. Но отправным, исходным можно взять то, которое сформулировано А.Г. Спиркиным, философом, специально в течение многих лет изучавшим этот феномен.

     Сознание - это рефлекторный по своей физиологической  основе и типу совершения процесс. Оно является функцией головного мозга как целого - единой материальной системы, представляющей собой наивысшую форму организованной материи на Земле. Но сознание определяется не мозгом самим по себе. Мозг - это не источник, а орган сознания. Первая причина функционирования мозга и возникновения сознания лежит вне его - в объективном мире.

     Сознание  детерминируется воздействием предметов  и явлений объективного мира через  посредство общественной практической деятельности человека, составляющей реальный процесс его жизни. Следовательно, мозг - это та часть человеческого тела, в которой воздействующий на нее объект трансформируется и получает идеальную, т.е. субъективную форму бытия. Идеальное есть само реальное, так как оно существует. Реальной формой существования сознания является основанная на языке и направленная к определенной цели практическая или теоретическая деятельность человека.

     Сознание  есть субъективный образ объективного мира, а образ с необходимостью предполагает как объективное существование того, что отображается, так и сходство между образом и отображаемым. Поэтому "хотя мышление и бытие и отличны друг от друга, но в то же время они находятся в единстве друг с другом"

     Сознание  обладает относительной самостоятельностью. Реализуя с помощью практики свои творческие замыслы в продуктах труда, человек из существующих элементов созидает ранее не существовавшие в готовом виде предметы, создает материальную и духовную культуру. Материальное бытие, составляющее необходимое условие жизни современного человека, - это по преимуществу суть осуществленные силы знания.

     Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств  и отношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и самоконтролировании взаимоотношений человека общественной и природной действительностью.

     6. Неоднозначность понятия "человек"

     Каждый  из нас в повседневном общении с другими людьми формирует свое собственное представление о человеке и нередко руководствуется им в своей жизни. Философская антропология (учение о человеке) всегда несет в себе частицу мудрости, служит развитию и духовному обогащению личности, а значит и приращению нашего общего духовного богатства.

     Философское знание о человеке отличается тем, что  в нем естественным образом соединяются  непреходящее, вневременное и неизменно  актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.

     Большинство философов склонны рассматривать  человека как главную ценность мироздания. В то же время существуют философские  направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ Космоса, природы и тем самым абсолютизируют зависимость человека от природы.

     Сторонники  еще одной точки зрения - антропологического релятивизма считают, что человек, как природное существо, обладает большой пластичностью и весьма подвержен как биогенетической, так и культурной эволюции. Это может привести, по их мнению, в дальнейшем даже к разрушению "ядра" человека.

     Большинство материалистов считают, что человек, и в целом человечество, есть часть  природы, ее высшая ступень развития. Однако, человек не есть просто часть  природы, идентичная другим ее составляющим. Человек перестает быть частью природы, а мышление и свободная воля человека делают его творцом второй (очеловеченной) природы, запечатленной в предметах материальной и духовной культуры, в искусственной среде.

     В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В философии имеются две основные точки зрения: биологизаторская (природные, врожденные качества человека, его близость к животному миру, и социологизаторская (человек определяются социальной средой). Человек по своей природе - не зверь и не ангел, ибо он обладает природными способностями, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире.

     7. Общество как развивающаяся система

     Для понимания сущности общества как  развивающейся системы необходимо выделить и отличить его от других подсистем бытия. Здесь возникает первая сложность, так как понятий общества существует огромное множество и любая социальная группа - от клуба любителей пива и общества рыболовов до партийной или профсоюзной организации - может себя вполне правомерно обозначать как общество. Наша задача - исследовать не любые социальные группы или их механическую совокупность (это может стать предметом отдельного социологического анализа), а выделить некоторые общие признаки, позволяющие говорить об обществе в целом и одновременно абстрагироваться от всех несущественных признаков применительно к нашему пониманию.

     Соответственно  объект философии применительно  к обществу можно конкретизировать: наша общая схема "мир - человек" примет относительно общества следующий вид: "социум (как подструктура бытия) - общество (как форма бытия социальности)". В рамках данного предмета получают свое уточнение и перечисленные выше общие предметные уровни философии. "Философия не сможет выполнить своей предметной задачи, если ограничится абстрактным анализом социальности и оставит в стороне собственно общество, не обратится к всеобщим, исторически универсальным способам и формам организации человеческих коллективов, имеющих право на это название"(Момджян).

     Приведенное выше определение хотя и дает нам общее представление об обществе, выделяя его из ряда иных образований, тем не менее недостаточно эффективно и требует своего дальнейшего уточнения. Поскольку общество представляет собой очень сложное образование, целесообразно проводить данное уточнение, используя системный подход.

     В общем плане, суть системного подхода  заключается в рассмотрении любого исследуемого объекта как системы, внутри которой можно выделить элементы и установить структурные связи  между ними. Элемент здесь представляет некую далее неразложимую единицу предмета или явления, которая выполняет в рамках системы определенные функции. Структура представляет собой связь между элементами, которая обеспечивает целостность и форму существования объекта. Но поскольку внутри системы структура реализуется как устойчивая связь, обеспечивающая относительную устойчивость всей системы, она представляет собой совокупность объективных, законов, выражающих эту связь. Исходя из этого, сущность системного подхода применительно к обществу заключается в исследовании его элементов, структурных уровней и общественных законов. 
Общество является целостной системой, так как здесь структура может порождать новые качества, которыми не обладают отдельные элементы общественной системы. Дифференцированность и разнообразие общественных связей позволяют рассматривать общество еще и как высокоорганизованную систему, внутри которой могут быть собственные подсистемы, что придает ей чрезвычайную гибкость и устойчивость. В качестве таковых обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы.

     Общество - это органически развивающаяся  целостная система, так как активность структурных (общественных) связей в  ней очень высока, что делает ее способной к саморазвитию.

Информация о работе Проблема индивидуального в философии, натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея, стратификация и др.