Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:00, контрольная работа
Человек, с момента его рождения, является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.
Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность - это соучастник исторического процесса, один из пяти миллиардов человек, живущих на планете Земля.
1. Проблема индивидуального в философии
2. Натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея
3. Движение, развитие, диалектика
4. Особенности научного познания
5. Диалектико-материалистическая трактовка сознания
6. Неоднозначность понятия "человек"
7. Общество как развивающаяся система
8. Проблемы соотношения природного и технологического мира
9. Стратификация
10. Феноменология
Список использованной литературы
Словарь философских понятий
План
1. | Проблема индивидуального в философии | |
2. | Натурфилософия Коперника, Бруно и Галилея | |
3. | Движение, развитие, диалектика | |
4. | Особенности научного познания | |
5. | Диалектико-материалистическая трактовка сознания | |
6. | Неоднозначность понятия "человек" | |
7. | Общество как развивающаяся система | |
8. | Проблемы соотношения природного и технологического мира | |
9. | Стратификация | |
10. | Феноменология | |
Список использованной литературы | ||
Словарь философских понятий |
1. Проблема индивидуального в философии
Человек, с момента его рождения, является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.
Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность - это соучастник исторического процесса, один из пяти миллиардов человек, живущих на планете Земля.
Сущность каждого конкретного индивида, как личности, составляет совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен. Эти связи существуют вне и не зависимо от человека, потому они объективны. Вместе с тем, они реализуются людьми, поступающими как личности. Особенностью личности является высоко развитое самосознание: личность контролирует себя и свои поступки.
При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. И, наконец, получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества - производственно-экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.
Деятельность - основной путь и единственный способ стать личностью. Своей деятельностью человек продолжает себя в других людях. Произведенный предмет - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой-средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, так как этот предмет предназначен для других людей.
Человек выступает как полноценная личность, если его деятельность в достаточной степени соответствует содержанию и целям деятельности, объединяющей его с другими людьми, что, в конечном счете, отвечает и общественным интересам.
Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой, поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т. п.
Важно
отметить, что качества личности формируются
в первую очередь социально-
Индивидуальность - это и самобытность чувств, и особенности характера, и оригинальность мышления. Индивидуальность личности, ее конкретное содержание обусловлено как той или иной эпохой, так и саморазвитием человека.
Индивидуально-
Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью - становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит, прежде всего, на нем самом.
2.
Натурфилософия Коперника,
В
натурфилософии в новое время
имело место несколько
Галилео Галилей (1568-1642) является основателем механики. Для средневекового и древнего философа механика - совершенно бессмысленное занятие, почти не имеющее никакого значения. Начиная от Сократа, занятие физикой казалось смешным - нужно заниматься внутренним миром человека, и оттуда извлекаются истинные знания. Занятие естественными предметами - это исследование движения, потому что даже предметы, которые, с точки зрения обывателя, покоятся, они обладают движением (виртуальное (скрытое) движение); то, что мы называем покоем, является частным случаем движения. Движение подвергается измерению.
Коперник получил для того времени высокое образование, был священнослужителем. Является автором произведения "О движении небесных светил". В этом произведении он изложил свою теорию о том, что в центре вселенной находится Солнце, а не Земля. Эта теория не нова, она была известна ещё в древности, он её повторил и оснастил подробным обоснованием, и предложил широкой публике.
Его поддержал Джордано Бруно (1548-1600) (это был наиболее выдающиеся мыслитель того времени), он испытал на себе карающую руку священноначалия.
Основные идеи теории:
Пантеизм - отождествление Бога не с Личностью (понятие, предлагаемое Церковью), а отождествление Бога с субстанцией мира. Везде, где есть критическое отношение к церковному вероучению, если не переходит в атеизм (переход в атеизм неинтересен в философском плане - куцее утверждение), противопоставляется церковному теизму пантеизм: Бог и мир - одно и то же.
Коперниканство - подтверждение мысли Коперника. С этим связано утверждение, что вселенная бесконечна в пространстве и во времени. Это чистейший пантеизм, потому что отрицается мысль о творении - основное утверждение христианского вероучения; религия остается, а христианства нет.
Объяснение возникновения и уничтожения как изменение субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, куда и почему происходят изменения.
В то же время идеи вечного изменения, перехода противоположностей друг в друга формировали представления о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, - это результат длившегося миллионы лет процесса.
Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики.
Диалектика (греч.) - искусство вести беседу, спор. Главным в споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому впоследствии диалектикой стали называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой, так как у него структура изложения всех философских проблем представляла собой разрешение противоречия: сначала следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез. Предшествующая философия для Гегеля оставалась метафизикой.
Диалектикой он называл и умение отыскивать противоположности в самой действительности, поэтому свой метод он назвал диалектическим.
Понятие "развитие" в настоящее время определяется по-разному:
развитие есть движение от низшего у высшему (прогресс);
развитие есть необратимые качественные изменения (прогресс или регресс);
развитие есть мировой круговорот, прогресс есть в то же время и регресс.
Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая диалектика объясняла появление нового вхождением в косную материю различных, находящихся в развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие абсолютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс) источником развития признала внутренние противоречия материального мира.
Диалектика и метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в развитии. Диалектика считает, что в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними.
Вопрос об источниках движения и развития является одним из главных вопросов философии. Те, кто считает источником движения внутренние причины, получили название диалектиков, а те, кто таким источником считает внешние воздействия, в марксизме получили название метафизиков. То есть метафизик - это тот, кто либо отрицает движение и развитие, либо признает движение, но не признает развитие, либо признает развитие, но как повторение прошлого. К метафизикам отнесли и тех, кто либо отрицает наличие всеобщей связи между явлениями, либо признает связи, но считает их случайными.
Диалектика использует понятия, они называются категориями. Это предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимость и т.д.
Установленные
связи между категориями
Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Диалектика утверждает, что общее существует через единичное, а единичное содержит в себе общее. (Нефилософские понятия, выражающие эти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.)
Явление и сущность. Явление - это внешне наблюдаемые характеристики предметов. Сущность - это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явление есть проявление сущности.
Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней).
Сущность
взаимодействует с другими
Необходимость и случайность. Диалектика утверждает, что случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, и необходимо. Мера необходимого в случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.)
Закон. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)
Почему-то в философии Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории "закон", но логично предположить, что на эту роль подходит категория "хаос". Закон - это порядок, хаос - беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка.
б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причина и следствие.