Природа сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

Оглавление

Введение____________________________________________________3
Проблема сознания в истории философии._______________________4

Сознание-функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности.___________________________________________9

Социальная природа сознания. Сознание и язык_________________12

Заключение_________________________________________________17

Список литературы__________________________________________18

Файлы: 1 файл

КОНТРА.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем  более разрушается утонченная структура  организации материи мозга, разрушаются  и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать  и осуществлять сложные программы  поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных  наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности, неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

          

  Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. «Сознание» буквально означает «совокупность знаний» Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В истории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и  состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета Бессознательное включает психические процессы, в отношении  которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается  все то, что не становится предметом  особых действий по осознанию. Оставаясь  психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения  действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени  и месте действия, нарушается речевое  регулирование поведения.

В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят 1) психические явления, возникающие во сне (сновидения), 2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями, 3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые, 4) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что  многие действия, в реализации которых  человек не отдает себе отчета, имеют  осмысленный характер и не могут  быть объяснены действием инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при  помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, 3 Фрейд  создал трехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, сознание и сверхсознание).

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного:  
1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами,  
2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности,  
3) подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители. Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности». 1

 

3.Социальная  природа сознания. Сознание и  язык

Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и  окружающей действительности. Общественное сознание порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него, словно второй фундамент. Закономерности развития общественного сознания - вторичность и его относительная  самостоятельность. Общественное сознание формируется с учетом вида материального  производства. Материальное производство - основа, придающая цельность, связь  и непрерывность мировой истории. Значение материального производства не только в том, что оно необходимое  условие существования общества и человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей  зависит от способа производств  материальных благ в каждую эпоху, обусловленную  социальными, политическими, духовными  процессами жизни. Формы общественного  сознания представляют собой различные  способы духовного освоения действительности.

Классификация методов:

1) по предмету отражения:  политическое сознание отражает  отношения между классами, нациями,  государствами, к проблеме власти.

2) по формам отражения:  наука отрицает действительность  в форме понятий, гипотез, теорий, моделей. 

3) по особенностям своего  развития, сопоставляя науку и  искусство. 

4) по выполнению ими  социальных функций. Различие  функций, прежде всего, выявляет  своеобразие каждой формы общественного  сознания.

Наука (познавательные и  практические функции), моральное сознание - основа формирования нравственности личности, отношения человека к другим людям. По этому признаку все формы  общественного сознания делятся  на две группы:

1) связь регулируемых  человеческих отношений: Политическое - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших социальных групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).

2) Наука, искусство, философия  - формы духовного и духовно-практического  освоения всей окружающей человека  действительности. Плюс религия  - промежуточное положение. Анализ  форм общественного сознания  и разработка критерия их разграничения  имеют методологическое значение  для исследования общественного  сознания конкректных обществ.

Язык и сознание.

Сознание очень тесно  связано не только с функциями  мозга, но и с речью человека. Появление  языка и сознания – шло параллельно  и взаимно дополняло друг друга. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они  предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное  содержание предполагает свою внешнюю  материальную форму. Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Сущность языка имеет двойственную функцию: он служит средством общения и орудием мышления.

Язык - это система содержательных значимых форм. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений  к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы.

Слово - это знак особого  рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах  обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать  в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в  роли знака понятия.

Язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и ,благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам.

Единство языка и мышления не означает их тождества: мысль, понятие  как значение слова есть отражение  объективной реальности, а слово  как знак - средство выражения и  закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. Мышление по своим  логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому  строю и словарному составу - национален. Отсутствие тождества языка и  мышления просматривается и в  том, что порой мы понимаем все  слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое  содержание. Эти особенности в  соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой  речи, и в речи письменной.

Естественные языки - главное  и решающее средство общения между  людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они, так или иначе, связаны  с естественным языком, дополняя его  и расширяя его диапазон и возможности. К числу неязыковых знаковых систем относятся: системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д.

Таким образом, язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически  сложившиеся нормы, специфичные  у каждого народа, в одном и  том же объекте оттеняют различные  признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление определяется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

В разработке проблемы социокультурной  размерности сознания в философии  сложилось несколько подходов к  ее рассмотрению.

Генетическая схема анализа проблемы представлена трудовой теорией происхождения сознания, сформированной философией марксизма. Согласно этой концепции, восходящей к Ф. Энгельсу, становление трудовой деятельности в коллективе (т.е. такого взаимодействия человека с природой, которое позволяло ему приспосабливаться к природе, преобразуя ее) вызвало необходимость в новом уровне психического отражения реальности, в установлении нового качества общения между индивидами с помощью речи. В первую очередь благодаря трудовой деятельности, у человека сформировались высшие психические функции, способность к выработке понятий, к рациональному постижению мира с помощью абстрактно-логического мышления. Эволюция семейно-брачных отношений и появление первых форм нравственного регулирования (табу) создали предпосылки дальнейшего развития труда, формирования социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Функциональная  схема, восходящая к философии марксизма, трактует сознание как осознанное бытие, под которым понимаются реальные условия жизни людей в обществе, способ их жизнедеятельности. Согласно этому подходу, содержание сознания в итоге определяется социально-экономическими факторами, а структура и характер духовного производства задаются структурой общественно-исторической практики.

Творчески-программирующая схема представляет сознание в форме социокодов или семиотических конструкций, выступающих программами разнообразных актов деятельности по познанию и преобразованию человеком природной и социокультурной реальности, созданию мира человеческой культуры. “Человек символический” (“homo symboliens”), по Э. Кассиреру, прежде всего отличается способностями к символической деятельности, за счет которой создается особая среда его формирования -- знаково-символическая реальность, основная сфера творчества человека.

Информация о работе Природа сознания