Природа сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

Оглавление

Введение____________________________________________________3
Проблема сознания в истории философии._______________________4

Сознание-функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности.___________________________________________9

Социальная природа сознания. Сознание и язык_________________12

Заключение_________________________________________________17

Список литературы__________________________________________18

Файлы: 1 файл

КОНТРА.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

Коммуникативная схема обращена к исследованию сознания в языковой форме, являющейся универсальным средством коммуникации. Важнейшими функциями языка, наряду с коммуникативной, являются: когнитивная, экспрессивная и аккумулирующая.

Классическая философия, для которой язык представлялся  наличной объективной реальностью, внеположенной человеческому сознанию, акцентировала внимание на проблеме соотношения мышления и языка. В ходе лингвистического поворота в первой половине XX в. постклассическая философия (неопозитивизм, феноменология) по-новому осмыслила статус языка, трактуя его как творческий процесс, задающий предельное онтологическое основание мышления и деятельности, определяющий духовное бытие индивида и фактически тождественный ему. Так, согласно концепции языковых игр позднего Л. Витгенштейна, речевые системы коммуникаций, организованные по определенным правилам, детерминируют разные варианты социокультурного оформления человеческого бытия, задают горизонт возможных миров индивидуального и социокультурного опыта.

В постмодернистской философии  роль языка анализируется в первую очередь в контексте субъект-субъектных отношений (интерсубъективной коммуникации), где он выступает носителем и проводником понимания (К.-О.Апель). Фиксируя внимание на объективированных структурах языка, философия постмодерна предлагает трактовки мира как “ текста” ( Ж.Деррида), “словаря” или “энциклопедии” ( У. Эко), “космической библиотеки” (В.Лейч) и усматривает постижение смысла бытия в его языковом конструировании (Ж. Деррида).

 

Заключение

Сознание  современного человека есть продукт  всей всемирной истории, итог многовекового  развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений  людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом.

Сознанию  человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие  психики человека от психики самых  развитых представителей животного  мира.

На  базе современных знаний можно подвести некоторые итоги. Итак:

1. Сознание - высшая форма отражения  действительного мира, свойственная  только человеку. Оно связано  с членораздельной речью, логическими  обобщениями, абстрактными понятиями.

2. “Ядром” сознания, способом его  существования является знание.

3. Формирование сознания связано  с возникновением труда. 

4. Необходимость труда в процессе  общения вызвала появление языка.  Труд и язык оказали решающее  влияние на становление человеческого  сознания.

5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого  мозга. 

6. Сознание имеет многокомпонентную  структуру, тем не менее оно - единое целое.

7. Сознание обладает возможностью  воздействовать на окружающую  его действительность. Оно активно.

 

Список  литературы

  1. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988 г.;
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.
  3. Будагов Г.А. Язык – реальность - язык. – М.: Наука, 1983.
  4. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2. Политиздат 1989г.
  5. «Вопросы философии», 1995 № 2 - 12
  6. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.
  7. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. Раздел 3.
  8. Куликов Л.В. Психология сознания.-Санкт-Петербург, 2001
  9. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М.: Логос, 1998. Гл. 6.
  10. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995, №11
  11. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.
  12. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г.
  13. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.

 

 

1 Источник: Куликов Л.В. Психология сознания

 


Информация о работе Природа сознания